Библиографическое описание:

Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1105-1107.

Модель здоровья, предложенная в середине двадцатого столетия — здоровье есть состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или телесного недостатка (ВОЗ), впервые включила в себя кроме биологической (соматической) составляющей, еще и психологическую. Тем самым был сделан важный шаг в преодолении здоровьеориентированного воспитания по частям.

Процесс совершенствования науки о здоровье в последующем имел несколько направлений. Это прежде всего распространение сферы здоровьесбережения из компетенции только медицинской науки и практики в область педагогики, поскольку в силу профессиональной специфики образовательная среда на разных уровнях от дошкольного, школьного до высшего, охватывает практически все подрастающее поколение [10, 13,16].

Понятно, что без становления у современного педагога компетентности здоровьесбережения невозможно позитивное воздействие на здоровье обучаемых и здоровье самого педагогического состава, а также воспитание у молодежи идеологии креативной валеологии — самовоспитания личности человека по принципу — сотвори себя сам [5,18, 20].

В образовательных стандартах третьего поколения предусматривается формирование компетентности здоровьесбережения у студентов педагогических вузов на трех уровнях: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном [14]. Характер здоровьесберегающих технологий при интегрированном подходе открывает многогранные возможности создания принципиально новой модели формирования компетентности здоровьесбережения у бакалавров педагогики, основывающейся на новой образовательной парадигме и приводящей систему их подготовки в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическому образованию [3, 17, 19, 23, 24].

Анализируя палитру современного понятия здоровье можно актуализировать такую его характеристику как внутреннюю активность, противостoяние внешним факторам, способность к активной жизни. Отсюда здоровье можно рассматривать как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию [22]. Здоровым, наряду с эти допустимо признавать человека, гармонично включенного в социальное окружение, адекватно существующего, действующего и полноценно реализующегося в нем. Готовность и способность человека лично отвечать как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, следует считать главным результатом образования в современном обществе [11, 21]. Социальная ценность здоровья, ответственность личности за собственное здоровье перед социумом и социума перед человеком заложено в основу формирования компетентности здоровьесбережения [1].

Под компетентностью здоровьесбережения подразумевается: а) целенаправленная готовность к формированию здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, приумножение знаний о здоровьесбережении, целенаправленность на двигательную активность (осознанные занятия физической культурой и спортом), способность к самосохранению физического и психического здоровья; б) понимание факторов и условий, влияющих на здоровье, обладание знаниями об особенностях собственного организма, закономерностях организации режима дня и гигиенической организации труда, знание основ валеологии относительно профилактики заболеваемости, травматизма, вредных воздействий среды, знание диагностических особенностей личностного здоровья, основ сексологии и репродукции, понятий о профессиональной пригодности, самореализации, профессиональной ориентации с позиции здоровья; в) практическое соблюдение режимных моментов труда и отдыха, гигиенических норм; способность оказания первой помощи, ухода за больными, выполнения профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по здоровьесбережению, владение конкретными физическими упражнениями и способами закаливания [9,12, 15]; г) отношение к личному здоровью как к величайшей ценности, осознание особенностей влияния социальных отношений на физическое и психическое здоровье, позитивное отношение к жизнедеятельности, к себе, гармоничное существование с окружающей действительность; д) умение диагностировать состояние собственного здоровья, осознанное обращение к врачу, контроль своего психо-функционального состояния в экстремальных ситуациях [4, 6, 8].

Формирование компетентности здоровьесбережения в педагогическом вузе целесообразно представить четырьмя этапами:

Первый этап «организационный» — включает в себя анализ учебных планов и программ стандартов по дисциплинам здоровьеформирующего цикла; обеспечение учебного процесса диагностическими материалами в виде тестов, анкет и т. п.; создание базы литературных источников, тем рефератов для самостоятельной работы, образцов портфолио.

Второй этап «диагностический» — предполагает первичное анкетирование студентов с целью выявления уровня интереса к изучению дисциплин здоровьеформирующего цикла, оценку первоначального уровня подготовленности посредством выполнения тестовых заданий с целью определения базовых знаний и умений

Третий этап «просветительный». В нем студентам предстоит усвоить знания о здоровьесбережении, ознакомиться с понятиями учебных дисциплин, овладеть навыками на лабораторных и практических занятиях, с целью выработки умений самостоятельной работы (написание рефератов, создание презентаций), подготовить публичные выступления с презентациями на семинарах, круглых столах, конференциях [7].

Четвертый этап «итоговый». На данном этапе оцениваются результаты образования, т. е. основные показатели сформированности компетентности здоровьесбережения, посредством теста по каждой из тем изучаемых дисциплин; защите рефератов, излагающих знания по здоровьесбережению; написание отчетов по педагогической практике, при прохождении которой демонстрировалось применение полученных знаний на практике.

В настоящее время форма оценки компетентности здоровьесбережения находится в стадии становления с перспективой конкретизации и оптимизации, хотя можно высказать предположение, что рейтинговая система оценки контроля знаний займет достойное место в системе высшего педагогического образования в здоровьеформирующей области, так как сама по себе предполагает здоровьесберегающую функцию [2].

Литература:

  1. Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Сопко Г. И., Шатровой О. В., Скворцова Н. Н./ Роль образовательного процесса в формировании здорового образа жизни/ В сборнике: Здоровье детей как ценность культуры материалы Х Международной конференции. главный редактор: К. В. Султанов. 2003. С. 274–277.
  2. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. «Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога»// Школа будущего. № 2. — 2013. — С. 138–142.
  3. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. Молодой ученый. 2013. № 2. С.484–486.
  4. Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Формирование здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогического вуза//Педагогика и современность. — 2014.- № 1.
  5. Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г./ Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога //Молодой ученый. 2012. № 3. С. 380–382.
  6. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П./ О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета //Молодой ученый. 2013. № 6. С. 730–732.
  7. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И./ Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете// В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 31–33.
  8. Соломин В. П., Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И./ Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза. В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. редкол.: В. В. Латюшин, гл. ред. и др.. 2005. С. 51.
  9. Соломин В. П., Корчагина Г. А.. Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза. В сб. Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской н/практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. С. 51.
  10. Соломин В. П.. Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л. А., Сопко Г. И. /Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете// В сб.: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. — С.31–33
  11. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений // Молодой ученый.- 2012. — № 6.- С. 417–420.
  12. Сопко Г. И. Клинические проявления наркозависимости. Профилактическая и клиническая медицина. 2011. — № 3. — С. 485–486.
  13. Сопко Г. И. Образ жизни и здоровье. //Основы валеологии: уч. пособие. — СПб:. Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. -С. 51–56.
  14. Сопко Г. И. Предисловие /В сб. развитие системы уровневой подготовки специалистов бж, материалы ХП всероссийской н/практической конференции// СПб.: из-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008. С.5.
  15. Сопко Г. И., Скворцова Н. Н., Платонов Д. В./ «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры//Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16–18 апреля 2003. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена. С. 313–315.
  16. Сопко Г. И., Бахтин Ю. К., Пазыркина М. В./ Значение формирования культуры здоровья в педагогическом университете.//Приволжский научный вестник. № 1 (29).- 2014. — С. 99–102.
  17. Сопко Г. И., Михайлов Л. А., Варшамов Ю. Л. /Экологическая безопасность как интерактивная дисциплина// В сборнике: Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология. Соломин В. П. сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2000. С. 156–157.
  18. Сопко Г. И., Михайлов Л. Г., Варшамов Ю. Л. Экологическая безопасность как интегративная дисциплина. В сб. Экология. Безопасность жизнедеятельности. Валеология. Соломин В. п. Сборник научных трудов. Спб, 200.С. 156–157.
  19. Сопко Г. И., Пазыркина М..В., Журина Т. Г. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога/Молодой ученый. 2014. № 1. С. 380–382.
  20. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья — важнейший компонент народного образования//Здоровьесберегающее образование 2013. № 1. - С. 88–94.
  21. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья/ Начальная школа плюс До и После. 2012. № 7.С.9–12.
  22. Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании//«Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». — 2014. — № 1.
  23. Станкевич П. В. Обновление системы естественнонаучного педагогического образования как результат стандартизации высшего профессионального образования//Наука и школа, 2009. -№ 1.- С. 3–5.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
  25. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788–1.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle