Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. Значение типа семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростка // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1018-1020.

В статье показано значение семьи в ближайшем окружении подростка, рассмотрены различные типы проблемных семей, являющихся фактором риска формирования девиантного поведения и развития наркозависимости у подростка.

The article shows an importance of family in near teenager surroundings, it considers different types of dysfunctional families, which are the risk factor for the development of deviant behavior and addiction of teenager.

В современных условиях коренных изменений, происходящих в нашем обществе, резко возрастает значение профилактической направленности в деятельности систем здравоохранения и образования.

Первичная профилактика, направленная на предупреждение влияния или устранение факторов риска развития отклонений и заболеваний, является неспецифической, массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном, системном исследовании воздействия факторов социальной и природной среды.

Семья – это микросоциальная среда, где наследуются и формируются здоровье и образ жизни новых поколений. Однако не вошло в широкую практику проведение первичной профилактики заболеваний на уровне семьи, требует значительного улучшения работа по формированию здорового образа жизни молодой семьи, профилактике девиантного поведения детей и подростков, в связи с высокой коморбидностью форм которого в литературе все чаще появляется употребления термина «общий девиантный синдром», включающий различные виды отклоняющегося поведения, в том числе алкоголизм, наркоманию и др., а также подчеркивающий актуальность проблемы и неспецифичность, универсальность методов первичной профилактики.

Говоря о семье как о факторе риска потребления подростком психоактивных веществ, необходимо отметить, что практически во всех случаях в период, предшествующий наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:

-       деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско-детский конфликт);

-       неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и прежде всего размытые границы между матерью и ребенком);

-       ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

-       распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакт с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-то функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него).

Характерными особенностями таких семей являются:

- чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам (если в семье присутствует холодная в общении, строгая и несердечная мать, то ситуация обостряется);

-       конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у подростка, являющегося нередко своеобразным способом избегания эмоционально-близких отношений с ним;

-       использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом;

-       непоследовательность в отношениях с ребенком (от максимального принятия до максимального отвержения) независимо от особенностей его поведения;

-       невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;

-       директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;

-       спутанные отношения и «размытые» (неопределенные) границы между членами семьи, принадлежащими к разным поколениям.

Например, прародители (бабушки и дедушки) активно вмешиваются в жизнь семьи, продолжая воспитывать уже взрослых детей. При этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживаются гиперпротекция и попустительство. То, что не позволяют родители, разрешают дедушка и бабушка и т.п.

Перечисленные особенности семейной ситуации приводят к повышению риска наркотизации, прежде всего потому, что у подростка не формируется чувство ответственности за себя, свою жизнь и свои поступки. Это общая черта всех будущих наркоманов. В каждом из типов проблемных семей, помимо общих черт, складываются и специфические особенности отношений.

Некоторые исследователи предлагают формулу для оценки гигиенических и социально-психологических характеристик образа жизни семьи, использование которой для расчетов позволяет количественно установить риск возникновения отклонений и заболеваний.

При анализе взаимосвязи качества семейных отношений и отклоняющегося поведения школьников выявлено непосредственное влияние уровня доверительности детско-родительских отношений на употребление подростками легальных и нелегальных наркотиков, причем для девочек характерна более значимая связь доверия родителям по вопросам учебы и школьных конфликтов, для мальчиков – обсуждения их планов на будущее и проблем со здоровьем. Для всех обследованных подростков большое протекторное значение имеет возможность обсуждения с родителями экзистенциальных вопросов. Выявлен недостаточный уровень эмоционального компонента родительской компетентности, характеризующийся недооценкой взрослыми влияния эмоциональных переживаний в жизни подростков. Позиция взрослых по отношению к употреблению подростками разрешенных психоактивных веществ оказывает влияние на интенсивность употребления. Родители недостаточно четко формулируют свое отношение к ранней алкоголизации своих детей, в связи с чем имеются различия между истинной позицией родителей и её восприятием подростками. Наибольший риск имеет разрешение родителями употреблять алкоголь по выходным и праздникам; а также намерение взрослых развивать у своих детей «чувство меры, культуру пития». Неоднозначно влияет на поведение детей категорический запрет на употребление алкоголя.

Структура межличностной социальной поддержки, включающая количество взаимосвязей и качество системы отношений индивида с ближайшим окружением, важнейшую роль в которой играет семья, может способствовать или препятствовать развитию личностного превентивного ресурса подростка. Система его отношений рассматривается как необходимый «круг адаптивного общения», включающий помимо семьи, образовательные учреждения (школа, ВУЗ, ПТУ), работу, дополнительное образование, досуг (отдых).

В случае прерывания контакта с элементами этого «круга» и отсутствия адекватной компенсации удовлетворения базовых потребностей другими элементами происходит деформация системы отношений, перемещение основных контактов в узкий сектор субкультур и группировок. Поскольку этот сектор является «изолированным общением» индивида, он может быть назван «углом девиации поведения». Тогда в основе превенции должны быть две главные задачи: сохранение максимально полного контакта подростка со средой (сохранение «круга общения») и создание условий для его нормального развития.

Литература:

1.      Макарова Л.П., Соловьёв А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). – С. 494-496.

2.      Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. 2013. № 10. – С. 534-536.

3.      Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Макарова Л.П., Буйнов Л.Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // Молодой ученый. 2013. № 6. – С. 730-732.

4.      Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 44-54.

5.      Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. – С. 242.

6.      Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сопко Г.И., Пазыркина М.В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. –С. 286-289.

7.      Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Морозов М.А., Сопко Г.И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2012. № 9. – С. 337-345.

8.      Бахтин Ю.К., Соломин В.П., Макарова Л.П., Сыромятникова Л.И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. – С. 372-375.

9.      Буйнов Л.Г., Макарова Л.П.,  Сорокина Л.А., Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н., Сыромятникова Л.И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010.

10.  Буйнов Л.Г., Макарова Л.П., Плахов Н.Н., Сорокина Л.А., Сухоруков Д.В. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2437689 04.06.2010.

11.  Соломин В.П., Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. – С. 484-485.

12.  Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. – С. 47-48.

13.  Макарова, Л.П. Основы возрастной анатомии и физиологии: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 90 с.

14.  Матусевич М.С., Новожилова А.П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый. 2012. № 8. – С. 360-364.

15.              Матусевич М.С. Сборник информационно-методических рекомендаций по организации системы профилактики наркомании среди подростков и молодежи. – СПб: Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежи МО «Сертолово», 2005. - 53 с.

16.  Основы валеологии: Учебное пособие /Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой – СПб: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 1999. -204 с.

17.  Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. // Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена. 2012. - №145. – С.90-96.

18.  Станкевич П.В., Макарова Л.П., Соловьев А.В., Бахтин Ю.К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза // Молодой ученый. –  2014. № 2. – С. 854-856.

19.  Сыромятникова Л.И., Шпет И.Н., Буйнов Л.Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников // Молодой ученый. – 2013. № 11. С. 660-662.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle