Библиографическое описание:

Каменская Е. В., Степанова И. А. Демографическая политика в Псковской области: факты и пути решения // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 530-537.

В статье анализируются демографические процессы Псковской области за 1960–2012 гг. Показана связь между высокой смертностью и состоянием здравоохранения, даны предложения по совершенствованию демографической политики.

Ключевые слова: население, рождаемость, смертность, здравоохранение, миграция, структура, плотность, льготы, программа.

На 01 января 2013 г. в Псковской области проживало 661507 человек, в том числе 196791 человек сельского населения, или 29,7 % от общей численности [1]. Особенность Псковской области в том, что она лидирует в России по коэффициенту естественной убыли населения с 1992г. Демографические кризисы Псковщина переживала и раньше: в 1914–1924 гг., в 30-е годы XX века [2]. Тогда темпы убыли всего населения составляли 0,6 % в год в основном из-за миграции в другие регионы. Людские потери продолжались в Великую Отечественную Войну и послевоенный период. В 50 годы и в первой половине 60-х годов прошлого века сокращение населения составляло в среднем 1 % в год также из-за его оттока за пределы области. За 1991–2012 гг. область потеряла более 181 тыс. чел. (21,5 %), в том числе в деревнях 111 тыс. чел. (36 %). В текущем столетии ежегодная убыль населения Псковской области превысила 1 % [3].

Впервые естественная убыль населения Псковской области началась в 1966 г. за счёт резкого снижения рождаемости и наметившейся тенденции роста смертности (табл. 1) [7,8,10,11,12].

Одной из причин сокращения рождаемости после 1960 г. была легализация абортов, которые позволялись всем женщинам с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» от 29 ноября 1956 г.. Основной причиной сокращения рождаемости в 1966–1973 гг. стало эхо Великой Отечественной Войны, когда женщины, родившиеся в военный период, достигли детородного возраста.

Таблица 1

Динамика численности и коэффициентов движения населения Псковской области

Годы

х Все население, тыс.чел.

В том числе

Удельный вес в общей численности сельского населения, %

На 1000 чел. населения

городское

сельское

родившихся

умерших

естественный прирост (+), убыль (-)

1960

934,8

264,2

670,6

71,7

17,0

10,0

+7,0

1965

882,6

315,3

567,3

64,3

12,0

11,0

+1,0

1966

875,3

320,3

555,0

63,4

11,6

11,8

-0,2

1970

878,0

370,4

507,6

57,8

11,4

13,2

-1,8

1975

856,7

431,2

425,5

49,7

12,4

14,4

-2,0

1980

842,7

471,9

370,8

44,0

13,2

15,8

-2,6

1985

844,2

509,7

334,5

39,6

13,4

16,0

-2,6

1990

844,1

533,0

311,2

36,9

11,9

15,1

-3,2

1995

830,0

535,4

294,6

35,5

7,8

20,9

-13,1

1999

804,6

524,1

280,5

34,9

7,0

21,6

-14,6

2000

793,2

518,6

274,6

34,6

7,4

22,3

-14,9

2003

758,1

501,8

256,3

33,8

9,0

24,9

-15,9

2005

734,5

497,8

236,7

32,2

8,8

24,6

-15,8

2007

708,2

487,5

220,7

31,2

9,8

21,0

-11,2

2010

681,9

476,1

205,8

30,2

10,5

21,2

-10,7

2011

671,3

471,4

199,9

29,8

10,5

19,4

-8,9

2012

666,9

467,9

199,0

29,8

11,1

19,6

-8,5

2013

661,5

464,7

196,8

29,7

х/ численность населения на начало года

С 1973г. по 1985 г. рождаемость росла, т. к. детородных женщин, родившихся в 50-е годы, было больше. В 90-е годы детородного возраста достигли уже дочери родителей, рожденных во время войны, вследствие чего рождаемость снизилась в 1999 г. до минимальной отметки — 7 детей на 1000 человек. Падение рождаемости обусловлено также значительным ухудшением качества жизни и, прежде всего, уровня доходов населения в первые годы реформ.

Имеют место отложенные роды. Если в 1995 г. женщины рожали в основном в возрасте от 18 до 25 лет, то сейчас от 20 до 29 лет. Количество родов в возрасте старше 30 лет возросло более чем в три раза (табл. 2).

Таблица 2

Возрастные коэффициенты рождаемости по Псковской области

Возрастные категории

Родившиеся живыми на 1000 женщин соответствующего возраста

1995 г.

2012 г.

город

село

город

село

Родившиеся живыми на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет

29,5

39,8

45,0

58,5

из них в возрасте:

15–17 лет

11,6

21,7

6,4

21,5

18–19 лет

72,3

117,1

39,6

117,8

20–24 лет

103,5

127,0

78,4

150,9

25–29 лет

54,3

67,6

95,6

127,9

30–34 лет

23,8

28,2

69,6

71,8

35–39 лет

7,7

13,0

30,2

33,3

40–44 лет

1,2

3,9

6,1

6,0

45–49 лет

0,1

0,2

0,3

0,8

На процессы рождения детей влияют браки и разводы. Удельный вес расторгнутых браков с детьми в общем числе разводов в 2012 г. составил 53,7 %. Удельный вес детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, растет, особенно в сельской местности (рис. 1).

Рис. 1. Удельный вес родившихся живыми детей у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, %

Причина кроется не в недостатке мужчин, а в том, что среди активной их части много таких, которым безразлично даже собственное будущее. Социально-психологическое состояние общества толкает женщин на аборты. На каждого рожденного ребенка приходится один аборт.

Стабилизация социально-экономического состояния общества после 1999г. привела к тенденции медленного повышения рождаемости. В сельской местности коэффициенты рождаемости за 1980–2006 гг. были ниже, чем в городской. После принятия закона о материнском капитале в 2007 г. они практически сравнялись с коэффициентами воспроизводства городского населения.

Динамика смертности населения изменялась несколько иначе. Смертность росла по мере сокращения медицинских учреждений после 1960 г. (табл. 3). По комплексу причин смертность и естественная убыль населения области достигли своего максимального уровня в 2003 г., составили соответственно 24,9 чел. и 15,9 чел. на 1000 чел. населения.

Таблица 3

Состояние здравоохранения Псковской области

Годы

Число на конец года

На 10000 чел. населения

больничных организаций

фельдшерско-акушерских пунктов

больничных коек

врачей

среднего медперсонала

1960

140

646

85,1

13,1

63,9

1965

116

668

104,1

16,9

70,2

1970

110

684

126,0

21,2

93,7

1975

87

687

134,8

26,4

110,5

1980

86

677

140,5

32,2

118,5

1985

86

673

146,0

35,2

127,1

1990

86

671

142,3

37,7

127,9

1995

86

610

125,3

33,2

105,8

2000

86

565

125,8

34,5

107,8

2005

61

529

132,5

34,5

114,1

2010

48

381

103,4

34,6

109,0

2011

48

371

103,4

35,5

108,6

2012

45

355

98,9

35,6

107,5

Констатация фактов такова, что в настоящее время общее количество медучреждений в два раза ниже уровня 1940 г. Уменьшилось станций скорой помощи с 31 в 1990 г. до 26 в 2012 г. и почти вдвое фельдшерско-акушерских пунктов [8].

Ликвидация медицинских учреждений коснулась в основном сельских территорий, доступность медицинской помощи для сельского населения снизилась, поэтому смертность сельского населения значительно выше по сравнению с городским (1,7–1,4 раза). Следует отметить, что удельный вес сельского населения Псковской области на 3,7 % выше, чем в среднем по Российской Федерации и в 1,5 раза — чем в Северо-Западном федеральном округе. Это отражается на показателе смертности, превышающем среднероссийский уровень в полтора раза.

Закрытие фельдшерско-акушерских пунктов привело к росту осложнений беременности, родов и послеродового периода: на 100000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет было случаев по годам: 1990 г.- 1795; 1995 г.- 2465; 2000 г.- 2651; 2005 г.- 2701; 2010 г.- 4153. За двадцать лет детская инвалидность в расчёте на 10000 детей выросла более чем в шесть раз. Число детей, умерших в возрасте до года, на 1000 родившихся живыми самое высокое в России. Повышение численности врачей и среднего медперсонала на 10000 чел. населения не компенсирует ликвидацию поликлиник и больниц. Усугубляет положение низкая мотивация труда и принцип оплаты труда медицинских работников, никак не связанный с результатами лечения. Слабо развита профилактическая медицина. Основными же критериями оценки качества медицинских услуг должны стать: уровень снижения преждевременной смерти от заболеваний, сокращение показателей инвалидности и увеличение продолжительности жизни при рождении. Ожидаемая продолжительность жизни псковичей в 2012 г. составила 66,5 лет, что короче на 4,1 года, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и более чем на 10 лет по сравнению с Европейскими странами.

Власть, принимающая и реализующая решения о снижении числа медицинских учреждений, руководствовалась соображениями экономической эффективности по наименьшему уровню расходов. В таких сложных по демографической обстановке регионах как Псковская область эффективность здравоохранения должна базироваться на гуманистических принципах и быть социально ориентированной [9].

Другой особенностью Псковской области является более высокая доля населения пенсионного возраста (табл. 4). По сравнению с регионами Северо-Западного Федерального округа демографическая нагрузка здесь выше в 1,1 раза [10,11]. Такая доля людей старшего возраста, особенно в селах, также предопределяет повышенную смертность.

Таблица 4

Структура населения по возрасту в России и Псковской области, %

Возрастные группы

Российская Федерация

Псковская область

2002 г.х

2010 г.х

2012 г.

2002 г.х

2010 г.х

2012 г.

Всё население в возрасте:

моложе трудоспособного

18,1

16,2

16,8

16,2

14,2

14,9

 трудоспособное

61,4

61,6

60,0

58,3

59,4

57,6

 старше трудоспособного

20,5

22,2

23,2

25,5

26,4

27,5

 Итого

100

100

100

100

100

100

Сельское население в возрасте:

моложе трудоспособного

21,4

18,7

19,3

15,3

13,1

13,9

 трудоспособное

56,0

59,2

57,5

50,3

55,4

53,6

 старше трудоспособного

22,6

22,1

23,2

34,4

31,5

32,5

 Итого

100

100

100

100

100

100

х/ 2002г., 2010 г. — данные переписи населения

Немаловажным является социально-экономический фактор. Уровень доходов Псковских жителей более чем в полтора раза ниже среднего уровня по Северо-Западному федеральному округу. Быстрый переход от социализма к свободному рынку привёл к росту смертности: в 1993 г. +3,8 чел. к предыдущему году, после финансового кризиса 1998 г.- в 1999 г. +2,4 чел. Это коснулось прежде всего мужского населения, средняя продолжительность жизни которого сократилась с 62,8 лет в 1990 г. до 53,7 в 2005 г. В сельской местности в 2012 г. продолжительность жизни селян короче жизни городских жителей на 4,3 года, что объясняется низким качеством жизни на сельских территориях.

Почти половина от общего числа умерших в расчете на 1000 человек населения составляют люди трудоспособного возраста -43 % в 2012 г. Особую тревогу вызывает высокая смертность мужчин в активном возрасте (60 %). В основном смертность населения в активном возрасте наступает от болезней системы кровообращения -34 %. На втором месте смерти по неестественным причинам -29,6 %. Наибольший удельный вес среди несчастных случаев составляли транспортные травмы, самоубийства, убийства, случайные отравления алкоголем.

В сельской местности в трудоспособном возрасте умирают в большей степени от внешних причин. Здесь по сравнению с городским населением больше самоубийств в расчете на 100000 населения в 2,7 раза, отравлений алкоголем — в 2 раза, смертей от туберкулеза — в 3 раза. Это индикаторы, свидетельствующие о неблагополучной социально-экономической ситуации на сельских территориях.

Следует отметить, что после 2005 г. в области сложилась тенденция медленного сокращения уровня смертности (см. табл. 1).

Естественная убыль населения в 1990–2004 гг. компенсировалась миграцией из стран ближнего зарубежья и других регионов [1], однако с 2005 г. миграционный отток превышал приток, в 2012 г. имеет место небольшой прирост миграции (рис. 2).

Рис. 2. Миграция населения Псковской области, чел.

Сокращение населения приводит к опустыниванию территорий, особенно сельских, что для приграничной области весьма нежелательно. Так в период между переписями 2002 г. и 2010 г. в Псковской области количество деревень без населения почти удвоилось, 47 % сельских населённых пунктов — с численностью до 10 человек и только в 5 % деревень проживают более 100 человек. В большинстве районов области плотность всего населения менее 8 чел. на км². Плотность же сельского населения в Бежаницком, Плюсском, Струго-Красненском, Усвятском районах ниже 2,5 чел. на км². Обезлюдение сельских территорий — это не только потеря генофонда, но и угроза, имеющая геополитическое значение [12]. Нельзя забывать историю, что Псковская область — колыбель российского государства.

Несмотря на положительные сдвиги динамики коэффициентов естественного прироста населения, в 2015–2025 гг. прогнозируется снижение рождаемости, т. к. в детородный возраст вступит малочисленное поколение женщин, рождённых в 90-е годы прошлого столетия [2]. Для простого воспроизводства в половине семей должно быть по двое детей, в другой половине — трое, суммарный коэффициент рождаемости — 2,11–2,15. В Псковской области в 2012 г. средний суммарный коэффициент рождаемости составил 1,66; соответственно в городской местности — 1,49, сельской — 2,28. Наметилась положительная тенденция роста коэффициента рождаемости, особенно в сельской местности. Отрадно, что село после 2010 г. восстанавливает свою воспроизводственную функцию. В целом же доля родившихся детей третьей и четвёртой очередности мала. Псковская область в ближайшее десятилетие не располагает достаточными собственными демографическими ресурсами для стабилизации людской численности.

В соответствие с демографической концепцией Российской Федерации до 2025г. разработана и утверждена региональная целевая программа «Демографическая политика в Псковской области на 2012–2015 годы» с финансовым обеспечением 579 млн. руб. за счет средств областного бюджета. Основными задачами программы являются: создание достойных условий для жизнедеятельности семьи, профилактика социального сиротства, пропаганда здорового образа жизни, снижение смертности населения [13].

Для повышения коэффициента рождаемости принят и действует областной закон «О региональном материнском капитале». Начиная с 01.01.2011г. им предусмотрена выплата по 100 тыс. руб. женщинам, родившим (усыновившим) третьего и каждого последующего ребенка, или мужчинам, являющимся усыновителями третьего и каждого последующего ребенка. Средствами регионального материнского капитала можно распорядиться для улучшения жилищных условий, получения образования детьми. Право на распоряжение региональным материнским капиталом возникает при достижении трех лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка и последующих детей [14].

В 2011 г. принят закон «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области». Документ определяет право на бесплатное однократное получение в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства размером от 6 до 15 соток гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет в случае постоянного проживания многодетных семей не менее одного года на территории Псковской области. Программой предусмотрено финансирование кадастровых работ и кадастрового учета выделяемых участков. В реестр желающих получить землю включены 1983 многодетных семьи. На апрель 2013 г. свидетельства о регистрации права собственности на земельные участки получили 534 семьи [15].

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны 160 многодетных семей Псковской области. Им должны предоставляться субсидии на общую сумму 143 млн. руб. Программой предусмотрено введение в эксплуатацию до 2015 г. 440 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), в том числе 220 мест — в г.Пскове. Дети из многодетных и неполных семей имеют право на внеочередное предоставление места в дошкольных учреждениях.

Многодетные семьи получают различные льготы. Они оплачивают лишь 70 % стоимости коммунальных услуг независимо от форм собственности в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов их потребления. Их дети обеспечиваются бесплатными лекарствами до 6 лет; до трех лет получают бесплатное детское питание (кефир, творог и каши), полностью освобождены от уплаты за пребывание детей в дошкольных учреждениях в г.Пскове, в районах области — до 80 %. Школьники получают бесплатное питание в школе. В возрасте до 16 лет производятся ежемесячные денежные выплаты в размере 595руб. (370+225 руб.) на каждого ребенка, после 16 лет — 370 руб. [16].

В случае рождения третьего и последующих детей после 31.12.2012г. предусмотрена ежемесячная выплата в размере прожиточного минимума, если среднедушевой денежный доход семьи ниже, чем среднедушевой денежный доход по Псковской области.

Комплекс мер поддержки многодетных семей действует по ряду позиций и для малообеспеченных семей, как бесплатное обеспечение детским питанием до трех лет, ежемесячная денежная выплата в размере 225 руб., компенсация платы за дошкольное учреждение и за питание в школе, льготное предоставление санаторно-курортного лечения, оплата путевок в загородные лагеря и т. п.

Почти три тысячи детей из малоимущих и многодетных семей получают к началу учебного года подарки первоклассника — ранец и набор школьных принадлежностей.

Из выше изложенного следует, что в Псковской области осуществляется значительная финансовая поддержка, прежде всего, многодетных семей и малообеспеченных.

Программой по демографической политике предусмотрены мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Например, с целью сохранения здоровья и продления трудоспособного периода жизни пожилых людей, запланировано организовать две школы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета и бронхиальной астмы.

Снижение смертности населения планируется путем:

-          обеспечения выездных бригад двумя реанимобилями для оказания экстренной помощи детям, в том числе новорожденным (2015г.);

-          приведения 10 медицинских учреждений в соответствие с санитарными требованиями.

Для улучшения медицинского обслуживания населения в рамках реализации нацпроекта «Здоровье». Псковской областью потрачено более 2 млрд. руб. Ремонтируются здания больниц и поликлиник, приобретается современное медоборудование, полностью обновлен парк машин скорой помощи, приобретены реанимобили. Реализуется пилотный проект «медицинский автобус», по которому на спецтранспорте можно доехать на прием к врачу или обследование в межрайонный медицинский центр, навестить лежащих в больнице родственников. Планируется открытие мобильных фельдшерско-акушерских пунктов, которые позволят сделать медпомощь доступнее даже в самых отдаленных деревнях. В перспективе планируется строительство сердечно-сосудистого и перинатального центров.

Решается кадровая проблема в здравоохранении путем повышения оплаты труда и предоставления дополнительных мер социальной поддержки медицинским работникам. Для решения кадровой проблемы в Псковском государственном университете открылся новый факультет — «медицинская кибернетика».

Осуществляются меры по сокращению дорожно-транспортных травм. Доля дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования по причине неудовлетворительных дорожных условий составляет в области 18 %. Кроме того, 3639 сельских населенных пунктов не имеют круглогодичной связи с автодорогами общего пользования, что усугубляет проблему своевременного оказания срочной и профилактической медицинской помощи. Для улучшения ситуации разработана и принята программа «Развитие автомобильных дорог в Псковской области на период 2011–2015 годы» с финансовым обеспечением 17,7 млрд. руб. Программой предусмотрено к 2016г.:

-          увеличение доли автомобильных дорог общего пользования регионального значения, соответствующих нормативным требованиям до 36,1 %;

-          рост протяженности искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения с оценкой технического состояния «хорошо» и «удовлетворительно» с 40 % до 65,8 %;

-          снижение дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах по причине неудовлетворительных дорожных условий до 15 %;

-          увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, вводимых в эксплуатацию после реконструкции и строительства на 17 км;

-          прирост сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием на 20 единиц;

-          ремонт автодорог, дворовых территорий и подъездов к ним в г.Пскове.

Для решения демографической проблемы Псковской области в дополнение к реализуемым программам необходимы дополнительные меры. Целесообразно принятие федеральной целевой программы по повышению рождаемости в Псковской области, т. к. бюджетные доходы на душу населения здесь почти в три раза ниже среднероссийского показателя. В этой программе предусмотреть комплекс мер по заинтересованности в рождении первого ребенка, а затем и последующих детей. Учитывая геополитическое положение области, ее многолетнюю демографическую проблему, следует выплачивать материнский капитал на каждого рожденного ребенка. Почему имеют место отложенные роды? Да потому, что многие молодые семьи вынуждены проживать на дорогом арендованном жилье. Материнский капитал позволяет решать молодым семьям жилищную проблему.

В области 70 тыс. семей с детьми. Почти половина из них имеет доход на члена семьи ниже величины прожиточного минимума. Наиболее уязвимы семьи одиноких матерей и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. В качестве экономической меры прироста рождаемости в порядке эксперимента для Псковской области, по нашему мнению, является оплата отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет, т. к. в период ухода за ребёнком от полутора до трёх лет доходы семьи резко падают. Следует внести изменения в оплату больничных по уходу за детьми, снять ограничение по амбулаторному лечению ребенка до 7 лет (60 дней) и трудовому стажу для молодых мам, не облагать подоходным налогом больничные. Частота и продолжительность заболеваний малолетних детей в большей мере зависят от организации качества услуг дошкольных и медицинских учреждений. Например, заболеваемость ОРВИ была бы ниже, если бы в дошкольных учреждениях проводились кварцевание, закаливание детей, в поликлиниках — раздельный прием здоровых и больных детей и другие меры профилактики.

Необходимо ликвидировать дефицит детских дошкольных учреждений, увеличить число ясельных групп от полутора до трехлетнего возраста. Чтобы закрепить тенденцию роста рождаемости на селе, надо восстановить фельшерско-акушерские пункты в сельской местности, где проживают женщины детородного возраста и девочки, создать дополнительные пункты скорой медицинской помощи.

Целесообразно возрастную планку финансовой поддержки многодетных семей повысить, если 18- летний гражданин получает образование и не имеет собственных доходов. В настоящее время при достижении ребенком 18 лет статус многодетной семьи теряется, льготы отменяются. С введением в 2013 г. школьной формы необходимо принять меры по обеспечению ею детей из многодетных и малообеспеченных семей, т. к. для бюджета родителей покупка школьной формы зачастую представляет финансовые трудности.

Для повышения статуса семьи, снижения разводов целесообразно женщинам, имеющим ребенка (детей) установить сокращенный рабочий день на один-два часа без ущемления зарплаты. Это время будет тратиться на решение бытовых проблем как приготовление пищи, уборка помещений и т. п. Женщинам представится возможность уделять больше времени воспитанию детей.

Нужно проводить профилактическую работу с гражданами из групп риска, направленную на предупреждение суицидов, организовывать принудительное бесплатное лечение алкоголизма. Чтобы поддерживать и развивать положительную тенденцию воспроизводства сельского населения, необходимо комплексное обустройство сельских территорий. В области же лишь в 5 % сельских поселений созданы необходимые условия для труда и быта сельского населения. Объекты социальной инфраструктуры этих поселений должны находиться в пешеходной и транспортной доступности для жителей близлежащих деревень. Доходы сельских жителей необходимо довести до среднерегионального уровня. Власти должны помнить, что мотивация и стимулирование труда — это системообразующие факторы, без реализации которых трудно представить процесс эффективного воспроизводства рабочей силы и трудового потенциала.

Следует создавать привлекательные условия для молодых специалистов и квалифицированных рабочих в возрасте от 20 до 30 лет как за счет внутрирегиональной, так и внешней миграции. Сейчас действует механизм выделения безвозмездных субсидий на приобретение жилья в размере 70 % его расчетной стоимости за счет федерального (30 %) и регионального (40 %) бюджетов. В качестве третьего участника софинансирования выступает семья, иногда работодатель. Однако молодой семье недостаточно решение только жилищной проблемы, необходима доступность к объемам социальной сферы крупных сельских поселений, к местам досуга. А для этого нужны машина и финансовые источники для ее приобретения. Это может быть безвозмездная помощь государства, или помощь в форме лизинга, что должно предусматриваться соответствующими региональными программами. Для стимулирования рождаемости долг за жилье и машину может списываться при рождении первого ребенка на 20 %, второго — 50 %, третьего — полностью за счет муниципального и областного бюджетов. Естественно, что государственная поддержка должна сопровождаться мерами ответственности молодой семьи.

Главным условием повышения имиджа сельской территории является восстановление и создание новых рабочих мест в аграрном секторе, развитие альтернативных видов занятости как переработка, организация закупок, агротуризм, производство стройматериалов и т. п. Уместно проводить конкурсы по подбору исполнителей, изъявивших желание осваивать готовые бизнес проекты, финансируемые государством.

Немаловажны пропаганда сельского образа жизни, воспитание терпимости местного населения к переселенцам. Действующие и предлагаемые мероприятия позволят улучшить демографическую ситуацию в Псковской области.

Литература:

1.                 Демографические показатели Псковской области. Статистический сборник. -Псков: Псковстат, — П., 2013. -116с.

2.                 Кривуля И. В., Манаков А. Г. Депопуляционные процессы Псковской области и ключевые направления демографической политики [Электронный ресурс]. URL: http://prj-pgpu.narod.ru/prj_1_6.pdf.

3.                 Каменская Е. В., Силакова М. А. Демографические тенденции в Псковской области за 1960 -2010 годы//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- 2012.- № 5 (23).

4.                 Народное хозяйство Пскова и Псковской области в девятой пятилетки. Статистический сборник. -Л: Лениздат, 1986. -85 с.

5.                 Народное хозяйство Псковской области. Статистический сборник. -Л.: Лениздат, 1968. -292 с.

6.                 Псковский статистический ежегодник: статистический сборник в двух томах. -Псков: Псковоблкомстат. 2003. Том 1. -186 с..

7.                 Районы Псковской области- социально-экономические показатели: статистический сборник. -Псков: Псковстат, 2007. -216 с.

8.                 Псковский статистический ежегодник: статистический сборник в двух томах. -Псков: Псковстат, -П.,2013. Том 1. -202 с.

9.                 Дуганов М. Д., Калашников К. Н. Методологические подходы к оценке эффективности регионального здравоохранения//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011.- № 6 (18).

10.             Итоги переписи населения в 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=11.

11.             Итоги переписи населения в 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php.

12.             Огарков А. Социальные проблемы крестьянства и их решение// Международный с.-х. журнал. -2005.- № 5.

13.             Областная долгосрочная целевая программа «Демографическая политика в Псковской области на 2012–2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://social.pskov.ru/odtsp- %C2 %ABdemograficheskaya-politika-v-pskovskoi-oblasti-na-2012–2015-gody %C2 %BB.

14.             http://www.detskie-posobiya.ru/ezhemesjachnye denezhnye vyplaty na tretego rebe..

15.             http://www.pskov.ru

16.             http://www.rg.ru/printable/2013/04/25/reg-szfo/mnogodetnyje-anons.html.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle