Анализ и аудит прибыли от продаж | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 903 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. В. Анализ и аудит прибыли от продаж / А. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10169/ (дата обращения: 18.04.2024).

В статье рассмотрены вопросы аудита и анализа прибыли от продаж, представлен подход к планированию прибыли от продаж на основе показателей производственного (операционного) левериджа.

Ключевые слова: горизонтальный анализ прибыли, аудит прибыли от продаж, производственный (операционный) леверидж, резервы роста прибыли.

Прибыльявляется самой сложной экономической категорией, без изучения которой невозможен научный подход к решению таких вопросов, как повышение эффективности производства, усиление материальной заинтересованности и ответственности персонала в достижении конечных результатов при наименьших затратах.

Основным показателем прибыли, используемым для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает прибыль от продаж.

Прибыль от продаж есть показатель экономической эффективности основной деятельности предприятия, то есть производства и реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ.

Для управления хозяйственной деятельностью эконмического субъекта необходимо информационное обеспечение, которое включает в себя данные о финансовом положении. Важным элементом этой информации являются сведения о финансовых результатах. Следовательно, аудит и анализ данной информации в условиях рыночных отношений имеют важное значение при принятии точных и своевременных управленческих решений тактического и стратегического характера [3] .

Рассмотрим методику аудита и анализа прибыли от продаж на примере ООО «СпецСтройСервис». Основным видом деятельности анализируемого предприятия является оказание услуг по установке и документальному сопровождению, обслуживанию тепло – энергосистем.

Аудит прибыли от продаж предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

изучение учетной политики предприятия-клиента в части порядка ведения учета выпуска и продажи готовой продукции (товаров, работ, услуг) согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

контроль договорной дисциплины в соответствии с российским законодательством;

проверка правильности документального оформления операций по выпуску и продаже продукции (товаров, работ, услуг), формированию финансового результата и использованию прибыли;

рассмотрение порядка учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции (товаров, работ, услуг);

анализ правильности и законности организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции (товаров);

контроль соблюдения налогового законодательства в части налогообложения операций по продаже готовой продукции и товаров (выполнения работ, оказания услуг);

проверка правильности формирования и отражения прибыли (убытка) от основных видов деятельности предприятия;

проверка соответствия бухгалтерской (финансовой) отчётности данным синтетического и аналитического учёта составляющих конечного финансового результата.

Данные, полученные в процессе проверки, вносятся в рабочий документ, представленный в таблице 1.

Таблица 1

Проверка правильности определения прибыли от продаж ООО «СпецСтройСервис» за 2012 г.

N
п/п

Объект аудита

По данным бухгалтерского учета аудируемого лица

По данным аудита

Причина расхождений  (отклонений)

Сумма

Учетный
 регистр

Сумма

Выявленные расхождения

 1.

Выручка, тыс. руб.

2 943

ОСВ по сч. 90

2 943

        -

          -

 2.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

2 918

ОСВ по сч. 90

2 918

       -

          -

 3.

Валовая прибыль, тыс. руб.

25

ОФР

25

        -

          -

 4.

Коммерческие расходы, тыс. руб.

-

-

-

        -

          -

 5.

Управленческие  расходы, тыс. руб.

-

-

-

        -

          -

 6.

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

25

ОФР

25

        -

          -

Таким образом, данные отчета о финансовом результате соответствую данным бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Проведем горизонтальный анализ прибыли ООО ПКФ «ССС», составив аналитическую таблицу с данными за два периода: 2011 и 2012 гг. (табл. 2).

Таблица 2

Горизонтальный анализ прибыли ООО ПКФ «СпецСтройСервис» за 2011-2012 гг.

№ пп

Показатели

2011 г.

2012 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Темпы роста,%

1.

Выручка, тыс. руб.

513,00

2943,00

+243,00

573,68

2.

Себестоимость продаж, тыс. руб.

(368,00)

(2918,00)

+(2550,00)

792,93

3.

Валовая прибыль, тыс. руб.  (с1-с2)

145,00

25,00

-120,00

17,24

4.

Управленческие расходы, тыс. руб.

(128,00)

-

-(128,00)

-

5.

Прибыль от продаж, тыс. руб.   (с3-с4)

17,00

25,00

+8,00

147,06

По данным таблицы 2 видно, что показатель валовой прибыли за 2012 г. снизился на 120 тыс. руб., что обусловлено опережающим темпом роста себестоимости продаж (792,93%) по сравнению с темпом роста выручки (573,68%). Темпы роста прибыли от продаж (147,06%) выше темпов роста валовой прибыли (17,24%). Положительное влияние на рост прибыли от продаж оказало снижение управленческих расходов на 128 тыс. руб.

Планирование прибыли в условиях рыночной экономики может осуществляться на основе производственного (операционного) левериджа.

Производственный (операционный) леверидж показывает темпы изменения прибыли в зависимости от темпов изменения выручки. Механизм применения данного метода основывается на факторах, воздействующих на изменение выручки в плановом периоде по сравнению с базисным. [2,157]

Производственный (операционный) леверидж количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными расходами в общей их сумме и величиной показателя «прибыль до налогообложения». Зная производственный леверидж,  можно прогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.

Выделяют ценовый и натуральный производственный (операционный) леверидж.

Ценовой производственный (операционный) леверидж определяется отношением базисной выручки к базисной прибыли от продаж [2, 157]:

OLp=Sb/Pb,                                                                                                 (1)

где OLp – ценовой производственный (операционный) леверидж;

      Sb – выручка от продаж в базисном периоде;

      Pb – прибыль от продаж в базисном периоде.

Для ООО «ССС» ценовой производственный (операционный) леверидж равен:

OLp1=2943/25=117,72

Уровень ценового производственного (операционного) левериджа показывает, что соотношение выручки и прибыли в базисном периоде составило 117,72. Это означает, что при планировании на 1 руб. прибыли должно приходится 117 руб. 72 коп. выручки.

Для оптимизации показателя прибыли необходимо добиться уменьшения указанного соотношения, что может быть достигнуто в результате мероприятий, направленных на снижение себестоимости и увеличения выручки от продаж.

Натуральный производственный (операционный) леверидж рассчитывается по формуле [2,157]:

(2)

где OLn – натуральный производственный (операционный) леверидж;

      Sb – выручка от продаж в базисном периоде;

      Pp – величина переменных затрат базисного периода;

      Pb – прибыль от продаж в базисном периоде.

Рассчитаем натуральный производственный (операционный) леверидж для анализируемого предприятия, приняв за базисный период данные  за 2011 г.:

OLn1 = (2943 – 2856)/25=3,48

Уровень производственного (операционного) левериджа на основе физического объема оказанных услуг (натуральный леверидж) отражает соотношение объемов услуг и прибыли равное 3,48, что ниже ценового производственного (операционного) левериджа. Это означает, что рост выручки обусловлен повышением цен на оказанные услуги. Это ведет к понижению качества получаемой прибыли.

Следовательно, определяющим направлением в повышении качественной прибыли является увеличение выручки за счет роста объема оказываемых услуг и снижения затрат на их осуществление.

Таким образом, аудит финансовых результатов имеет важное значение для хозяйствующих субъектов. Аудиторская проверка позволяет организациям подтвердить правильность ведения учета финансовых результатов, выявить нарушения, если таковые имеются, и в дальнейшем формировать учетную политику во избежание неправильного отражения финансовых результатов. Бухгалтерский учет прибыли от продаж ООО ПКФ «СпецСтройСервис» осуществляется по правилам российского законодательства. При определении финансового результата ошибок не выявлено. Следует помнить, что формирование достоверной и качественной  информации невозможно без использования системы внутренней бухгалтерской управленческой отчетности [1, 168]. Например, информация о «качестве» чистой прибыли может быть получена из документов внутренней управленческой отчетности.

Анализ уровня и динамики прибыли обладает основными функциями, к которым можно отнести: определение материального состояния, раскрытие факторов всех полученных результатов, а так же раскрытие резервов усовершенствования материального положения. Горизонтальный анализ прибыли от продаж ООО ПКФ «СпецСтройСервис» показал, что показатель валовой прибыли за 2012 г. снизился на 120 тыс. руб., темпы роста прибыли от продаж (147,06%) выше темпов роста валовой прибыли (17,24%).

Литература:

1.                  Прохорова, Н.А., Соколова, И.А. «Внутренняя бухгалтерская отчетность как информационная база управленческого анализа» [Текст] / Н.А. Прохорова, И.А. Соколова // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. – 2012. - № 23 – с. 168-172.

2.                  Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2013. – с. 288.

3.                  Соколова, И.А. «Применение аналитических процедур в аудите» [Текст] / И.А. Соколова // Наука - промышленности и сервису. – 2010. - № 5 – с. 442-446

Основные термины (генерируются автоматически): базисный период, прибыль, продажа, данные, изменение выручки, продажа ООО, бухгалтерский учет, валовая прибыль, горизонтальный анализ прибыли, Горизонтальный анализ прибыли ООО.


Ключевые слова

горизонтальный анализ прибыли, аудит прибыли от продаж, производственный (операционный) леверидж, резервы роста прибыли

Похожие статьи

Анализ финансовых результатов организации | Статья в журнале...

Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», в которой прибыль от продаж определяется следующим образом

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

1. Анализ прибыли от продаж. Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью...

Методики анализа финансовых результатов | Статья в журнале...

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая прибыль, недостаток методики, отчетный период, методика, реализация продукции, валовая прибыль, финансовая деятельность.

Особенности методики анализа отчета о финансовых результатах

прибыль, продажа, доход, бухгалтерская отчетность, расход, отрицательное значение, показатель прибыли, значительная сумма процентов, валовая прибыль, различный показатель прибыли.

Методика финансового анализа, используемая в диагностике...

Основа горизонтального анализа — временной анализ динамики показателей.

Показывает уровень прибыли от продаж в выручке. Валовая.

Коэффициент, показывающий сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Увеличение валовой прибыли и прибыли от продаж положительно характеризует обычную деятельность предприятия.

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет валовая прибыль. Норма операционной прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия...

Валовая прибыль является разницей, полученной в результате вычета объема выручки и себестоимости реализованной продукции, прибыль от продаж формируется в результате вычета управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

На практике при анализе финансовых результатов (прибыли) предприятия чаще используются следующие методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; факторный анализ; анализ коэффициентов [5, 9, 10].

Концептуальные методы определения прибыли как элемент...

Различают несколько видов прибыли (рассмотрим виды прибыли, участвующие в формировании формы 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах»): валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения...

Похожие статьи

Анализ финансовых результатов организации | Статья в журнале...

Факторный анализ прибыли от продаж (Рот прод) в общем виде можно привести по данным формы «Отчет о финансовых результатах», в которой прибыль от продаж определяется следующим образом

Использование данных отчета о прибылях и убытках...

1. Анализ прибыли от продаж. Прибыль от продаж организации рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью...

Методики анализа финансовых результатов | Статья в журнале...

прибыль, факторный анализ прибыли, анализ, чистая прибыль, недостаток методики, отчетный период, методика, реализация продукции, валовая прибыль, финансовая деятельность.

Особенности методики анализа отчета о финансовых результатах

прибыль, продажа, доход, бухгалтерская отчетность, расход, отрицательное значение, показатель прибыли, значительная сумма процентов, валовая прибыль, различный показатель прибыли.

Методика финансового анализа, используемая в диагностике...

Основа горизонтального анализа — временной анализ динамики показателей.

Показывает уровень прибыли от продаж в выручке. Валовая.

Коэффициент, показывающий сколько валовой прибыли приходится на единицу выручки.

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Увеличение валовой прибыли и прибыли от продаж положительно характеризует обычную деятельность предприятия.

Какую часть в каждом рубле выручки от реализации составляет валовая прибыль. Норма операционной прибыли.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия...

Валовая прибыль является разницей, полученной в результате вычета объема выручки и себестоимости реализованной продукции, прибыль от продаж формируется в результате вычета управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль предприятия: экономическая сущность, виды, методы...

На практике при анализе финансовых результатов (прибыли) предприятия чаще используются следующие методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; факторный анализ; анализ коэффициентов [5, 9, 10].

Концептуальные методы определения прибыли как элемент...

Различают несколько видов прибыли (рассмотрим виды прибыли, участвующие в формировании формы 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах»): валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения...

Задать вопрос