Библиографическое описание:

Афанасьев С. А. Амортизация как внутренний источник инвестиций для обновления основных средств // Молодой ученый. — 2014. — №4.2. — С. 13-15.

Динамичное развитие наукоемких технологий и производственных мощностей невозможно без своевременного обновления производства, его материально-технической базы, основу которой составляют амортизационные активы.

Амортизация является одним из источников инвестиций для обновления (приобретения) основных средств. Инвестиционная политика в значительной мере зависит от величины источников финансирования инвестиций, а значит, и от принятого организацией способа начисления амортизации.

Стоимость объектов основных средств, которые находятся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [3].

Амортизация основных средств (от лат. amortisatio - погашение) – это исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.

Амортизационные отчисления - это накопления предприятия для возмещения износа основных средств учитываются в себестоимости продукции.

Амортизационные отчисления включаются в затраты на производство (расходы на продажу). При исчислении финансового результата выручка от продаж уменьшается на сумму себестоимости проданной продукции.

Амортизация начисляется ежемесячно, при этом амортизацию по выбывшим объектам прекращают начислять, а по вводимым объектам начинают начислять с первого числа следующего месяца.

Начисление амортизации осуществляется на объекты основных средств, находящиеся в ремонте, простое, незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации.

Величина амортизации рассчитывается для:

постепенного накопления средств на полное восстановление (приобретение нового имущества);

расчета величины себестоимости, являющейся базой при формировании тарифа на перевозку;

расчета остаточной стоимости для отражения в балансе - определения среднегодовой остаточной стоимости основных средств при расчете налогооблагаемой базы налога на имущество;

целей оценки остаточной стоимости, проводимой экспертами.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. [1]

В налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов.

При отнесении приобретаемого имущества в состав амортизируемых основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения организации должны исходить не только из срока полезного использования (более 12 месяцев), но и принимать во внимание стоимость приобретенного объекта. Дело в том, что в соответствии с изменениями (введенными с 1 января 2011 г.) в ПБУ 6/01 активы стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу могут учитываться в составе материально-производственных запасов и амортизация в этом случае, естественно, не начисляется. Если организация решает учитывать активы стоимостью в пределах лимита (до 40 тыс. руб.) в составе материально-производственных запасов, то в учетной политике организации должен быть отражен не только сам факт этого выбора, но и размер данного лимита.

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемое имущество - это имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у организации на праве собственности и используются ею для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 тыс. руб.

Кроме того, налоговое законодательство (пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ) дает более широкий перечень имущества, амортизация по которому начисляться не должна.

Амортизация, начисленная для целей бухгалтерского учета, при определении налоговой базы не учитывается:

по имуществу, приобретенному с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств;

по имуществу, полученному организацией в рамках целевого финансирования.

При начислении амортизации определяется норма амортизационных отчислений, которая рассчитывается на основе срока полезного использования объекта основных средств.

Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит организации доход.

Определение срока полезного использования производится исходя из следующих показателей:

ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также от системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды). [2]

Срок полезного использования в соответствии с ПБУ 6/01 определяется организациями самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 (в ред. (ред. от 10.12.2010).

В настоящее время в бухгалтерском учете действуют четыре способа начисления амортизации: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Так, например, при выборе способа начисления амортизации автотранспортного средства необходимо стремиться к выбору наиболее эффективного варианта.

При бухгалтерском учете автотранспортных средств выбор способа начисления амортизации зависит от ряда факторов, набор и степень влияния которых обусловлены существенными особенностями автотранспортных средств, которые проявляются при их эксплуатации и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:

уменьшается среднегодовой пробег;

уменьшается годовая выработка в натуральном выражении;

увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;

снижается наработка на отказ;

уменьшается удельный годовой доход от одного транспортного средства.

Величина начисленной годовой амортизации, входящая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.

При линейном способе амортизацию начисляют равными долями в течение всего срока работы объекта до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции (работ, услуг), что не соответствует реальному износу транспортного средства, увеличивающемуся с ростом общего пробега.

Использование способа уменьшаемого остатка для расчета амортизации позволяет снизить себестоимость и этим повысить конкурентоспособность автотранспортной организации. Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка соответствует динамике изменения показателей работы автомобильного транспорта. Однако данный способ расчета не обеспечивает начисление суммы амортизационных отчислений, равной первоначальной балансовой стоимости за срок полезного использования автотранспортного средства, и, следовательно, является замедленным. Очевидно, что при списании автотранспортного средства после окончания его срока полезного использования, амортизация на которое начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации. [6]

Сущность способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования заключается в том, что в начале срока эксплуатации амортизационные отчисления будут выше, а в последующем периоде - ниже. Целесообразность применения этого ускоренного способа начисления амортизации для автотранспортных средств проявляется в том, что величина амортизационных отчислений, входящая в себестоимость, выше для новых автотранспортных средств, обычно эксплуатируемых более интенсивно и приносящих больше доходов. В то же время с увеличением пробега возрастает время простоя в ремонте и, как следствие, сокращается время работы, при этом снижаются доходы, одновременно уменьшается и сумма амортизационных отчислений. Следовательно, данный способ учитывает особенности эксплуатации автотранспортных средств.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (автомобиле-часов работы, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных фондов. Данный способ начисления амортизации позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу автотранспортного средства, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового транспортного средства.

В данном случае нормативный пробег до списания является объемом работ, выполненным за весь срок полезного использования автотранспортного средства.

Способ начисления амортизации пропорционально пробегу в наибольшей степени соответствует реальному износу автотранспортных средств. [4]

Использование такого собственного источника финансирования воспроизводства основных средств, как амортизационные отчисления, не отражается непосредственно на счетах бухгалтерского учета организации. Сумма амортизационных накоплений на полное восстановление основных средств определяется как сальдо по регулирующему счету 02 "Амортизация основных средств", который предназначен для учета остаточной стоимости объекта основных средств, а не для выявления источника финансирования обновления основных средств. Себестоимость услуги, оказываемой автомобильным транспортом, с включенной в нее суммой амортизационных отчислений возмещается выручкой от оплаты оказанной услуги по перевозке. Из этого следует, что поступление денежных средств от реализации услуги подразумевает поступление и начисленных в данном отчетном периоде сумм амортизации транспортных средств, используемых для оказания услуги. В связи с тем, что на отдельном счете бухгалтерского учета не формируется величина денежных средств, необходимых для финансирования обновления основных средств, ее определяют расчетным путем. Для формирования необходимой информации, используемой для принятия управленческих решений, необходимо вести аналитический учет начисления амортизации и накапливать ее в целях использования на обновление основных средств [5].

Согласно ст. 259.3 НК РФ при начислении амортизации в некоторых случаях налогоплательщики вправе применять специальные коэффициенты. В результате их использования происходит сокращение либо увеличение срока полезного использования соответствующих объектов основных средств (абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ).

С 1 января 2014 г. законодательно закреплен запрет на одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов (п. 5 ст. 259.3 НК РФ). Напомним, что ранее аналогичной позиции придерживался Минфин России (Письмо от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481). Финансовое ведомство также указывало, что при наличии оснований для применения нескольких повышающих коэффициентов налогоплательщику следует предусмотреть в учетной политике, какой из этих коэффициентов будет применяться.

Следовательно, использованный способ начисления амортизации влияет на величину накапливаемой суммы амортизационных отчислений, если осуществлять резервирование всей начисляемой ежегодно амортизации. Наилучшими для накопления собственных средств для финансирования приобретения новых автотранспортных средств являются способы по сумме чисел лет и пропорционально пробегу, поскольку позволяют за первую половину срока службы основного средства накопить большую часть общей суммы амортизации. При необходимости сумму накопленной амортизации по двум автотранспортным средствам (при использовании двух последних способов) можно использовать для приобретения нового автотранспортного средства, даже при условии увеличения его стоимости из-за инфляции по сравнению с приобретенным ранее. [7]

Литература

1. Васильева, Е.А. Учетно-аналитическое обеспечение устойчивого развития хозяйствующего субъекта [Текст] / Е.А. Васильева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7 (36). - С. 229-232.

2.  Васильева, Е.А. Информационное обеспечение управленческого анализа [Текст] / Е.А. Васильева // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. - 2013. - № 5. - С. 86-88.

3. Васильчук, О.И. Процедуры аудита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, направленные на обеспечение экономической безопасности [Текст] /              О.И. Васильчук // Инновационное развитие экономики. - 2011. - № 3. - С. 17-26.

4. Волков, О. И.Экономика предприятия [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов по экон. специальностям и направлениям / О. И. Волков, В. К. Скляренко. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 263 с.

5. Дружиловская, Э. С.Совершенствование методики бухгалтерской оценки основных средств [Текст] / Э. С. Дружиловская // Междунар. бух. учет. - 2012. - № 32. - С. 8-17

6. Крупина, Н. Н.Учет амортизации основных средств: российские и международные стандарты [Текст] / Н. Н. Крупина, Н. Н. Барткова // Междунар. бух. учет. - 2010. - № 16. - С. 21-27

7.  Коростелев, А.А. Управление информационными потоками в аналитической деятельности [Текст] / А.А. Коростелев, Т.В. Комар// Азимут научных исследований: экономика и управление.- 2012. - № 1. - С. 42-45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle