Библиографическое описание:

Антонова Н. А. Влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста на примере средней группы МАДОУ № 20 // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 914-916.

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, ктотакой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Ребенок прирожденный исследователь, благодаря этому он знакомится с миром в который пришел. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях и даже самое маленькое открытие имеет для малыша огромное значение. Детский сад является первым звеном в развитии экологического воспитания. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду, в основном, должен строиться на методах наглядных и практических. Самым интересным и самым эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является и будит являться метод экспериментирования. Потому что только в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. И это, конечно, во многом зависит от нас взрослых.

Следуя выше сказанному, в средней группе «Золотой петушок» МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» была создана мини-лаборатория, где находятся самые разнообразные коллекции природного материала, макет (рис.1) и модель почвы, которая помогает проводить различные исследования (пример: выращивание и наблюдение за растением за его ростом, корневой системой и т.д.). Ребятишки проводят различные эксперименты с водой, выявляют ее свойства; с воздухом.

Рис.1. Макет почвы

В ходе экспериментов дети узнают, для чего растениям корень и как корни помогают растениям удержаться в земле (Рис.2).

Рис. 2.

Также узнают, зачем растениям нужен стебель, и в ходе эксперимента узнают, как вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам (Рис.3).

Рис. 3.

Развиваем обобщенные представления о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение.

Рис.4. Рассматривают жучков

Поддерживаем интерес дошкольников к жизни животных к жизни черепахи, рака, желание наблюдать за ними, развития умения общаться с животными, развивать у детей любознательность. (Рис.5)

Рис.5.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Очень важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты. Конечно взрослому легче сделать всё самостоятельно, но эффективность обучения в этом случае будет гораздо ниже. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыт, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице.

Чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, нужно вовремя поддержать их стремления и исследовать всё и вся. «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков». Ян Амос Коменский. Знания полученные во время исследования, проведения эксперимента запоминаются на долго и необходимы в экологическом воспитании, таким образом у ребенка формируется и гуманное отношение ко всему живому.

Литература:

1.      И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»

2.      Г. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми»

3.      О. В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4.      Н. Рыжова «Наш дом природа»

5.      А. И. Иванова «Детское экспериментирование-как метод обучения»

6.      Л. Н. Прохорова, Н. В. Кузнецова и др. «Экологическое воспитание дошкольников»: Практическое пособие.-М.:Аркти,2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle