Библиографическое описание:

Назарова А. И. Теоретические вопросы обеспечения международной безопасности // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 859-861.

Статья посвящена вопросам обеспечения международной безопасности и роли международного права в сфере обеспечения международной безопасности. Рассматривается вопрос о важности и эффективности международного права в регулировании международных отношений. Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения.

Ключевые слова:безопасность, международная безопасность, международное право, сила права, сотрудничество.

Обеспечение международной безопасности является одной из важных задач, стоящих перед мировым сообществом. Безопасность ныне рассматривается не только с традиционной точки зрения, предполагающая жесткий военный характер, вместе с тем в современное время стали распространяться такие формы безопасности, как политическая, экономическая, информационная, экологическая и т. д. И это открывает все больше актуальных вопросов для решения не только на государственном, но и на международном уровне. Если ранее можно было говорить о так называемом «праве силы», то в настоящее время отдается предпочтение «силе права». Однако полной реализации в вопросах безопасности не происходит.

Саму категорию «безопасность» можно рассматривать как явление общественное, а характеризуется она тем, что охватывает различные сферы взаимоотношений между субъектами международного права. Рассмотрим понятие «международной безопасности».

Международная безопасность — система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решения спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы [1, c. 550].

Еще одно определение понятия «международная безопасность» — состояние международных и военно-политических взаимоотношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий [2, c. 288]. В данном определении мы сталкиваемся с таким понятием как национальная безопасность. Нельзя оставить без внимания тот факт, что обеспечение национальной безопасности одного конкретного государства находится в тесной взаимосвязи с обеспечением международной безопасности. Согласно закону о национальной безопасности Республики Казахстан, национальная безопасность — состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз, обеспечивающее динамическое развитие человека и гражданина, общества и государства [3]. Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, которая включает в себя потенциальные жертвы и угрозы для них [4, c. 75]. Отсюда мы видим, что на государственном уровне вероятны угрозы, которые могут в дальнейшем перерасти в нечто большее и перейти на международный уровень, и тем самым, повлиять на международную безопасность в целом.

Реальное проявление системы национальной безопасности любого государства представляют собой национальные ценности, интересы и цели, угрозы и опасности, политика обеспечении национальной безопасности, принципы, пути и способы ее реализации [4, c. 76].

В самом общем виде современное понимание международной безопасности было сформулировано при создании ООН в первой статье Устава этой организации, где определяется ее главная задача: «1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» [5, c. 13].

Международная безопасность также рассматривается как миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права. В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повышение материального уровня жизни людей, свободного развития личности, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова. Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информационных, экологических и иных аспектов безопасности. Международная безопасность в узком смысле включает в себя только ее военно-политические аспекты [6, c. 390]. Между тем, Р. Ульман указывал, что неправильное (узкое) понимание безопасности приводит к множеству отрицательных последствий. В частности, государства акцентируют внимание лишь на военных особенностях и не учитывают при этом других преследующих проблем. В последующем это приводит к тому, что военная составляющая приводит к тотальности международных отношений и тем самым снижает международная безопасность [7, c. 74].

В настоящее время все большую популярность обретает международная безопасность в широком смысле и рассматривается комплексно. Необходимость комплексного изучения обусловлено сочетанием знаний в различных областях наук, таких как международные отношения, мировая политика, военные науки и международное право. Каждая из этих наук имеет свою специфику, логику, научный аппарат, собственную терминологию. Вторжение исследователей международных отношений и мировой политики, например, в область сравнительного анализа тактико-технических характеристик вооружений почти неизбежно вызывает скепсис со стороны военных и технических специалистов относительно недостаточной глубины познаний ученых-гуманитариев. С другой стороны, попытки военных и технических специалистов по вооружениям анализировать проблемы международной безопасности по узкопрофессиональным алгоритмам вне международного политического и правового контекста могут привести к серьезным искажениям логики развития мировых политических процессов. Нередко первое знакомство с военными или политико-правовыми компонентами международной безопасности порождает самонадеянную уверенность в простоте и очевидности закономерностей, лежащих в их основе. Часто это приводит к тому, что гуманитарии и военные не понимают друг друга, нередко приходят к разным выводам.

Объективно подмечено, что при анализе проблем международной и национальной безопасности крайне важно сформировать синтезированный междисциплинарный военно-гражданский подход к рассматриваемым проблемам. Это требует определенных усилий и необходимости понимания логики каждой из дисциплин, изучающих проблемы обеспечения безопасности. Здесь примером могут служить формулирование таких документов, как концепция национальной безопасности, доклады международных организаций по вопросам международной безопасности, где гармонично сочетаются военный и гражданский подходы [5, c. 27].

В настоящее время безопасность все больше приобретает международный характер. Это обусловлено нынешним положением в мире, когда безопасность одной страны не может остаться без внимания других государств, а также не может не повлиять на их положение.

Справедливо отмечено, что «при рассмотрении проблемы безопасности государств с позиций системы международного права, где государство является основным его компонентом, возможно наличие единого механизма обеспечения безопасности. Обеспечение безопасности государства, как и содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества, рассматриваются в качестве основных задач для всех участников международного сообщества. Внешнеполитический курс государств предусматривает использование норм международного права, действующих в сфере обеспечения международного мира и безопасности» [8, c. 51].

Эффективность международного права как права всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения в решении двух основных задач. Первая из них связана с обеспечением функционирования того механизма поддержания мира, которым международное сообщество уже располагает, вторая — с выработкой новых правовых норм [9, с. 166].

Как справедливо отметил отечественный политолог Биекенов М. А.: «Международное сообщество, реформируясь, постоянно модернизирует пути и направления национальной и международной безопасности. Необходимость модернизации концепции международной безопасности обуславливается усиливающимися тенденциями интеграции и глобализации международных отношений, а также усиливающимися конфликтами современной эпохи» [10, c. 155]… Современной эпохе необходима концепция международной безопасности, предполагающей развитие новой системы международного правопорядка, основанного на признании взаимозависимости современного мира, которая служила бы нормативным выражением приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, гарантировала бы свободу выбора народами путей социально-экономического и политического развития [10, c. 157].

Не оспаривая международно-правовой принцип равенства всех государств мира, нельзя не заметить, что в сфере международной безопасности ряд стран располагает возможностями, превосходящими возможности большинства других государств. Такие страны традиционно назывались «великими державами». Их статус был косвенно закреплен в Уставе ООН, который предусматривал для Великобритании, Китая, СССР, США, Франции особую роль постоянных членов Совета Безопасности ООН. Мерилом служили принцип оценки вклада этих держав в победу во Второй мировой войне, а также особая ответственность, которая возлагалась на них в деле поддержания международной безопасности в будущем…При анализе сегодняшней системы международной безопасности одной из ключевых проблем является вопрос о том, что составляет и будет составлять в перспективе суть их взаимодействия — коллективное противостояние общим угрозам или соперничество друг с другом для обеспечения индивидуальной безопасности, в первую очередь друг друга, и для достижения максимально возможного деяния на мировые дела [5, c. 66].

Обеспечивая свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их может быть несколько). И это обеспечение происходит, главным образом, за счет своей экономической или военно-политической мощи. Страна-участница международной организации стремится через это участие к достижению, прежде всего, собственной национальной безопасности, поэтому направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает национальным интересам своего лидера [2, c. 290].

Основным моментом в обеспечении международной безопасности является сотрудничество между субъектами международного права. Так, немаловажным является сотрудничество Республики Казахстан и Европейского союза. Казахстан с Европейским союзом сближает общая заинтересованность в области региональной и международной безопасности, экономики, социального и культурного развития и других областях. Правильно установлено, что Европейский союз — это союз равноправных и независимых государств, и учитывая это, Республика Казахстан строит двухуровневую систему отношений: с союзом в целом и с каждым государством в отдельности. При этом оба уровня взаимодополняют друг друга, что находит отражение в различных подписанных соглашениях и реализованных проектах.

Сотрудничество в сфере безопасности опирается на основные принципы Европейской политики соседства (ЕПС), предусматривающие налаживание тесного политического диалога, включая борьбу с терроризмом, нераспространение и мирное решение региональных конфликтов, а также тесное сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел в целом, соответствует стратегическим целям и национальным интересам РК [11, c. 24].

Нельзя не согласиться с тем, что «любая социальная общность, а тем более государственность, стремится обеспечить свою безопасность при помощи права. В свою очередь качество права зависит от состояния безопасности. Право является регулирующим средством при использовании политических и силовых методов обеспечения безопасности. Но достичь такого равновесия достаточно трудно. К сожалению, право имеет некоторые ограничительные рамки для регламентации многих методов обеспечения безопасности» [12, c. 74]. Однако важность права в регулировании международных отношений и обеспечении международной безопасности является бесспорным. Необходимость правильного выбора методов обеспечения безопасности приводит к возникновению новых вопросов в сфере обеспечения безопасности. Таким образом, правильное понимание проблем в сфере обеспечения международной безопасности, поиск и применение наиболее гуманных способов их решения, нахождение компромисса в тех или иных международных спорах, тесное сотрудничество государств в создании эффективных систем безопасности, принятие государствами их равноправия поможет улучшению состояния международной безопасности и предотвращению или уменьшению будущих угроз.

Литература:

1.      Глобалистика: Энциклопедия / Гл.ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ», — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. — 1328 с.

2.      Безопасность: международная, региональная, национальная (системный подход). Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора политических наук, профессора М. С. Машана. — Алматы. — «Дайк-Пресс», 2007. — 592 с.

3.      Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» (с изменениями по состоянию на 13.01.2014 г.)

4.      Приоритеты национальной безопасности в условиях глобализации / Е. Б. Жатканбаев, К. И. Байзакова, Г. Т. Куренкеева и др.; Отв.ред. Е. Б. Жатканбаев. — Алматы: Қазақ университеті, 2006. — 330 с.

5.      Международная безопасность: учебное пособие для вузов /В. М. Кулагин. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 319 с.

6.      Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов (и др.); отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 784 с.

7.      Галымжанулы Е. Основные теоретические направления (подходы) к изучению международной безопасности (Текст) // Сардар. — 2010. — № 1(6) — с. 69–73

8.      Кулжабаева Ж. О. Теоретические вопросы международно-правового обеспечения экономической безопасности. // Вестник Института законодательства РК. — 2007 № 3 с. 49–54.

9.      Международное право (Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов). Учебник. Общая часть. М.: ТК Велби, Проспект, 2005 г.

10.  Биекенов М. А. Национальная и международная безопасность: реалии и вызовы: Учеб.пособие. — Астана: Акад. гос. упр. при Президенте РК, 2008. — 229 с.

11.  Байзакова К. Сотрудничество Республики Казахстан и Европейского Союза в области региональной безопасности. // Analytic: — 2011. — № 5. — с. 23–29

12.  Кулжабаева Ж. О. Методологические и теоретические основы правового исследования экономической безопасности // Мемлекеттік басқару және мемлекеттік қызмет = Государственное управление и государственная служба. — 2009 — № 1. С. 73–81.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle