Библиографическое описание:

Ширяев Д. В., Жихарева Е. Д. Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 643-645.

В статье рассматриваются основные проблемы молодежного предпринимательства в условиях современной российской экономики и организации, призванные помочь в решении этих проблем.

В условиях экономического развития молодых специалистов вопрос поддержки для молодежного предпринимательства приобретает острое значение. Проблемы развития студенческого и молодежного предпринимательства в нашей стране, с одной стороны, изучение системы поддержки бизнеса в США и Европе и их довольно высоких показателей эффективности применения механизма работы бизнес-инкубаторов для решения многих экономических и социально направленных проблем, с другой стороны, показывают целесообразность внедрения различных бизнес-инкубаторов и центров развития молодежного предпринимательства (далее ЦРМП) в российское образование. Большое разнообразие и хорошая гибкость моделей различных бизнес-инкубаторов позволят внедрить их в условия российской действительности и раскрыть потенциал каждой модели для решения проблем многих наших городов и регионов. Таким образом, практический опыт, который был накоплен за это время во всем мире, и в том числе, в странах, где происходили процессы, похожие на те, которые происходят сегодня в российской экономике, позволит не допустить многие ошибки и преодолеть такие трудности с минимальным ущербом.

В настоящее время в России уже исторически сложилась довольно непростая ситуация по созданию и поддержке малых предприятий:

-          сложная система российского налогообложения;

-          проблемные механизмы поиска средств на организацию и развитие малого и среднего бизнеса;

-          несоразмерный уровень планирования для создания и работы компании и самих современных навыков управления;

-          плохо развитые рынки деловых услуг;

-          большое распространение и «убивающее» влияние коррупции и организованной преступности на малый и средний бизнес.

Такие препятствия довольно часто взаимозависимы и могут усиливать друг друга, вследствие чего, нуждаются в принятии срочных мер в экономическом укладе России.

Российское молодежное предпринимательство необходимо поддерживать со всех сторон, начиная с государственного уровня. Его главным инструментом может послужить создание специальной инфраструктуры, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе молодежного.

Вот так, целью данной статьи является рассмотрение проблем и перспектив развития молодежного предпринимательства в условиях современной российской экономики. Для решения поставленной задачи необходимо начать с следующего:

-          выделить понятие молодежного предпринимательства, принципы его работы и основные предоставляемые услуги;

-          рассмотреть процесс развития бизнес-инкубаторов и центров развития молодежного предпринимательства в России;

-          рассмотреть главные проблемы развития данных структур в России.

Проблемы и перспективы ЦРМП в России.

В настоящее время одной из серьезных преград для оказания эффективной помощи молодежному бизнесу является недостаток объектов инфраструктуры, которые обеспечивают деятельность таких предприятий. В отличие от малых субъектов предпринимательской деятельности, крупные предприятия зачастую стараются формировать собственные объекты инфраструктуры, такие как: центры по обучению и подбору персонала, маркетинговые службы, юридическую поддержку, инженерные сети, открывают свои представительства и создают социальные объекты для улучшения качества работы своих сотрудников. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции или услуг малый бизнес должен также иметь возможность получения комплексной поддержки на этапах становления и раннего развития. Такую комплексную поддержку на реально доступных условиях предлагают ЦРМП. Следовательно, создание и развитие ЦРМП должно иметь приоритет для дальнейшего устойчивого развития молодежного предпринимательства.

ЦРМП — организация, созданная для поддержки молодежного предпринимательства на ранней стадии деятельности путем предоставления коворкинговых площадок и оказания консультационных услуг, а также ознакомления с необходимыми финансовыми, юридическими, маркетинговыми и другими полезными знаниями. Кроме того, ЦРМП помогает получению финансовых средств на развитие дела и выход компании на рынок.

ЦРМП — это один из эффективнейших инструментов, поддерживающих начинающие и перспективные компании, создающий для них самые благоприятные условия, предоставляя офисное и производственное помещение, обучение и консалтинг. Самый первый российский ЦРМП появился еще в 2011 году. С этого момента постепенно почти все крупные московские вузы стараются создать у себя подобный Центр и выиграть государственный контракт на финансирование. На данный момент в Москве существуют 12 ЦРМП в крупнейших вузах. Сейчас самые известные московские бизнес-инкубаторы пытаются подстроиться под формат ЦРМП и их прирост в программе продолжает повышаться.

Процесс работы ЦРМП состоит из трех этапов:

1.         Создание идеи — первая стадия сотрудничества между, цель которой — планирование бизнеса и подготовка к старту.

2.         Обучение — вторая стадия сотрудничества, цель которой — создание модели развития предприятия

3.         Создание бизнеса — третья заключительная стадия сотрудничества, цель которой — создание и регистрация компании, а так же запуск самого бизнеса.

Такое сотрудничество помогает увеличить шансы на выживание и уменьшить затраты на организацию деятельности. В целом, ЦРМП оказывают следующие услуги:

-          помощь в оформлении необходимых для регистрации документов;

-          выделяют коворкинг площадку для работы над проектом;

-          организуют тематические семинары;

-          помогают в развитии рекламной кампании;

-          помогают создать прототип или модель технического устройства;

-          помогают в поиске партнеров для бизнеса.

Кроме того, для участников проекта организуются совместные мероприятия: выступления, семинары, программы международного сотрудничества, стажировки.

В рамках ЦРМП может появиться партнерство между крупными и малыми компаниями.

Очень большая часть крупных компаний и производственных объединений испытывают трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией уже производственной продукции. Для этого может возникнуть ряд причин, однако, часто ими бывают отставание технологии, избыточность персонала, отсутствие спроса на производимую продукцию, но и неподготовленность большей части сотрудников к деятельности в условиях реальной рыночной экономики.

Для изменения ситуации, обычно, требуется глубокая реструктуризация компании, предусматривающая создание новых видов продукции, технологий производства, переподготовку кадров, что, как правило, сопровождается высвобождением большого количества неэффективных работников предприятия. Так, малый бизнес часто не знаком с такими проблемами, которые возникают в крупных предприятиях, но они испытывают сложности с отсутствием помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств и прочего.

Такое сотрудничество может решить такие задачи, как развитие новых технологий для крупных предприятий и создание нового производства с целью увеличения новых рабочих мест.

Следует отметить, что в России все активней создаются организации, цель которых — поддержка тех слоев населения, которые не способны сами выжить в условиях рынка.

Однако в России существует ряд проблем, который создает препятствие для успешного и быстрого развития системы поддержки молодежного бизнеса.

1.         Дефицит финансирования со стороны государства для содержания необходимой инфраструктуры. По своей сути ЦРМП является некоммерческим социальным проектом, хотя содержание здания и его систем требует наличие источников финансирования. Основные из них — это средства университетов. При этом средства бюджета университета не могут покрыть всех расходов на содержание помещения, поэтому необходимы субсидии по программе развития предпринимательства.

2.         Недостаток профессионально обученных и подготовленных инновационных менеджеров, которые обладают знаниями, опытом способны довести новые предприятия от идеи до этапа сформировавшейся компании на рынке.

3.         Слабое финансирование проектов на начальном этапе развития, связанная с трудностями в получении кредитов и субсидий.

4.         Отсутствие связей среди крупных компаний и малых инновационных предприятий.

ЦРМП и бизнес-инкубаторы при вузах призваны решить самые распространенные проблемы молодежного бизнеса и помочь студентам, аспирантам и молодым специалистам сделать уверенные первые шаги в осуществлении их амбиций.

Литература:

1.                  Программа «Поддержка начинающих субъектов МСП» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012–2016 гг». Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 гг»., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. № 477-ПП.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle