Библиографическое описание:

Звягин Л. С. Системный анализ в экспериментальных исследованиях // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 516-519.

В современном мире огромное внимание уделяется развитию всех сфер общественной жизни, тратится множество усилий для ускорения технического прогресса и использования многочисленных инноваций. Но для того, чтобы добиться в этом успеха, порой необходимо сочетать не сочетаемое, а главное уметь при помощи эксперимента оценить собственный труд. В настоящее время системный подход в экспериментальных исследованиях является наиболее эффективным способом получения данных. Данная тема является интересной и перспективной, ведь системный анализ используется в экономическом мире ежедневно.

Ключевые слова: системный анализ, эксперимент, управление, экономика, методы.

In the modern world pays great attention to the development of all spheres of public life, spends a lot of effort to accelerate technical progress and use of many innovations. But in order to achieve this success, sometimes it is necessary to combine the incompatible, and most importantly to be able with the help of experiment to evaluate their own work. Currently the system approach in experimental research is the most effective way of obtaining the data. This topic is interesting and promising, because the system analysis used in the economic world daily.

Keywords: system analysis, experiment, management, Economics, methods.

В современном мире огромное внимание уделяется развитию всех сфер общественной жизни, тратится множество усилий для ускорения технического прогресса и использования многочисленных инноваций. Но для того, чтобы добиться в этом успеха, ученые страны должна выполнять свою работу не только быстро, но и добросовестно. Они должны собирать информацию со всех стран мира, иметь теоретическую базу, не бояться сочетать несочетаемое, а главное уметь при помощи эксперимента оценить собственный труд. Многие представляют, что эксперимент - это совсем не трудное занятие, которое заключается, например, в соединении химических реактивов, которые в итоге либо взорвутся, либо станут лекарством от всех болезней. На самом деле, это не так. Эксперимент-это сложнейшая работа, которая иногда может либо принести огромную прибыль, известность и счастье, либо свести на ноль многолетние труды, повредить здоровью ученого и разрушить все построенные надежды. Иногда проведение эксперимента занимает месяцы, годы, десятилетия, и если он не удастся, до никто не сможет покрыть затрат на него. Именно поэтому очень важно изначально делать все грамотно.

Так, в своей статье я хочу обратить ваше внимание на один из самых эффективных способов построения эксперимента и последующего структурирования информации, полученной в нем — на системный анализ в экспериментальных исследованиях. Задумайтесь, на самом то деле, системный анализ является не только важным в нашей жизни, дело в том, что мы бы вообще не смогли бы существовать без него. Например, в больницу поступает человек с многочисленными симптомами, такими как сонливость, кашель, тошнота, раздражительность и температура. Если рассматривать каждый из них по отдельности, то можно поставить сотни диагнозов, от простуды до рака. Если лечить их, то пациенту станет либо хуже, либо его состояние останется неизменным. И лишь квалифицированный и мудрый врач сможет соединить все элементы мозаики и понять, что перед ним человек с сонной болезнью, и если ее не лечить, то может быть летальный исход. Такие примеры можно найти во всех сферах жизни. Именно поэтому важно понимать, что такое системный анализ и как он может помочь нам развиться во всех областях, в том числе и при помощи экспериментальных исследованиях.

Понятие эксперимента и системного анализа

Эксперимент является неотъемлемой частью любого исследования. Представьте, что бы было, если бы, например, машины не проходили экспериментального проезда. Они бы просто могли остановиться посреди дорого, не завестись вовсе, или взорваться при попытке начать езду. Ученый не может опираться лишь на теоретические знания, ведь мы живем не в книге, а в реальном мире, где практика-это все.     Итак, эксперимент- это научно поставленный опыт или метод исследования определенного объекта в искусственно созданных управляемых условиях. Обычно его проводят для проверки теоретической гипотезы, для установления причинно-следственных связей и нахождения проблем. Хотелось бы отметить, если вы услышали про ошеломительное открытие ученого, которое может перевернуть мир, но при этом не было проведено ни одного эксперимента, то его теорию спокойно можно назвать псевдонаучной, т. к. она не имеет практического подкрепления.   Ознакомленные с поставленной мной проблемой, сейчас вспоминают еще один метод практической проверки теории, это наблюдение. Но наблюдение гораздо менее эффективно, чем эксперимент, так как, наблюдение можно провести лишь в натуральных условиях. При эксперименте происходит непосредственное вмешательство ученого в существование объекта. Он создает некий собственный мир, помещает предмет в нужные условия и там уже начинает наблюдать за его поступками. Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдение является составной частью всего эксперимента. Эксперимент имеет огромное количество преимуществ над наблюдением, если рассматривать последнее как абсолютно отдельный институт исследования, таких как:

-          Получение возможности изучать свойства объекта, которые нельзя найти в естественной среде

-          Способности воспроизвести деятельность изучаемого объекта в любое нужное время

-          Полная и достоверная информация у ученого про условия, в которых находится объект, что позволит сделать исследование более точным

-          Способность создавать искусственные условия, которые гипотетически могут появиться в будущем

-          Использование научных методов изучения объекта, что поможет доказать достоверность исследования.

В процессе проведения эксперимента мы получаем массу информации, которая потом требует строгого структурирования. Ученый, возможно, спокойно и без записи воспроизведет полученные результаты, но чтобы исследование стало по-настоящему научным необходимо записать всю цепочку его проведения со всеми возникающими в процессе проблемами и особенностями постановки эксперимента. Далее все данные нужно обработать и привести их в такую систему, чтобы она была полностью продумана и могла способствовать развитию научной деятельности. Для этого и используется системный анализ данных.          Казалось бы, что он нужен лишь при построении структурно правильной и безошибочной системы. Нет, это не так. Конечно, если эксперимент прошел успешно, и система построена и готова к преобразованию в научный труд, ученому необходимо правильно проанализировать всю проведенную работу, сделать выводы и пояснить их при помощи собственных теоретических знаний. Но если же эксперимент не удался, не стоит расстраиваться. Его также вносят в записи и при помощи системного анализа разбираются, в чем же была ошибка и что нужно исправить, чтобы исследование не провалилось окончательно.           Как это ни странно, но понятие системного анализа есть не только в науке. Он важен везде: в экономике, чтобы видя проблему, понимать ее причину; в написании курсовых и дипломных работ, чтобы писать связно и не перескакивать с одной мысли на другую, в медицине, как я заметила ранее и еще во многом. Так, под системным анализом понимаютнаучный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы.Если смотреть применение системного анализа именно в экспериментальных исследованиях, то он представляется собой совокупность методов, основанную на стремлении построить целостную структуру исследуемого объекта как единого организма со всеми связывающими его элементами и с учетом всех составляющих системы и анализом связей элементов внутри него и со всей внешней средой.   Существует множество способов рассмотрения изучаемого объекта. Но, по моему мнению, ни один из них не сможет отразить его настолько подробно, как системный подход, который в свою очередь имеет ряд отличительных особенностей:

-          Объект изучения является системой. Ученый не стремится исследовать функциональные особенности его частей. Он смотрит на то, как этот объект функционирует в целом

-          Объект сам является частью большего, так как рассматривается в среде своего существования, хотя порой и построенной искусственно

-          Один и тот же объект рассматривается как уникальная система, которая при рассмотрении с различных сторон может иметь разные особенности и функции

-          Рассматривается также вопрос о том, играют ли определенные элементы системы ключевую роль в ее деятельности и могут ли они быть исключены совсем

Говоря о множестве методов проведения исследования и обозначая преимущества системного анализа стоит заметить, что в основном все известные методы и являются частью системного подхода, а системный анализ соответственно считается обобщающим понятием для них всех. Таким образом, системный анализ исследует объект во всех его проявлениях, именно поэтому он применяется во всех исследованиях, которые содержат эксперимент и которые просто представляют из себя теоретическую работу.

Составные части и задачи системного анализа в экспериментальных исследованиях

Системный анализ в исследованиях изучает не только весь объект в целом, но и его составные части. Но и у самого системного подхода есть определенные подсистемы. Таким образом, частям системного подхода в исследованиях является анализ данных и их синтез в единую систему. Это лишь основные подсистемы. Также ученые приписывают в эту категорию другие способы логического анализа и структурирования данных, такие как дедукция, анализ по аналогиям, индукция, а также моделирование, о котором я скажу отдельно. Основной особенностью системного подхода является не только многочисленность его систем, но и так называемая многоуровневость. Это некие этапы проведения анализа, которые строят систему как дом, от фундамента до крыши.

1.                 Первый уровень - описание параметров, которое заключается в полноценном исследовании внешних качеств объекта. Это такие качества, как цвет, рост, форма, запах и все то, что можно заметить без дополнительных средств или с использованием самых примитивных расчетов.

2.                 Второй уровень - морфологическое описание, т. е. полное исследование структуры объекта. Происходит не только обозначение частей системы, но и выявление взаимосвязей между ними. Тут мы можем увидеть, как например, цвет предмета связан с его формой. Увы, этот уровень, как и любой другой, заключающийся в описании, не является исчерпывающим и не может показать, почему система не функционирует. Но тем не менее после первых двух этапов объект уже становится не только знакомым, но и достаточно изученным нами.

3.                 Третий уровень - функциональное описание. На данном этапе происходит описание системы со стороны ее внешнего функционирования и функций ее элементов по отношению друг другу. Мы узнаем, как один элемент влияет на другие, чем он негативен для совершенствования объекта, и можно ли вообще убрать его из системы.

Три уровня описания складываются воедино. Хоть и каждый из них описывает объект со своей стороны, в совокупности они представляют вполне конкретную теорию или модель определённого объекта с точными данными. Нам остается лишь провести эксперимент. Как можно заметить мы используем системный анализ с первой минуты проведения исследования, что позволяется нам не сделать существенных ошибок, если мы правильно оцениваем отношения между элементами объекта исследования.            После сбора данных идет построение самого эксперимента, который может подтвердить теорию или же опровергнуть ее. Если на одном из вышеописанных уровней мы допустили ошибку и неправильно определили влияние одной части предмета на другой, эксперимент может провалиться едва начавшись и придется проделывать работу с самого начала. Системный анализ в экспериментальных исследованиях помогает нам не только не ошибиться изначально, но и исправить уже совершенные ошибки. Ранее я уже говорил о многоуровневости системного подхода. Но не думайте, что эти три уровня и есть полноценное исследование объекта или процесса. Существует восемь основных этапов проведения научной работы, если описывать ее с первых минут и до самого конца.

1.                 Выявление предполагаемой проблемы. Формулировка основных целей и задач исследования. Этот этап помогает определить всю важность исследования, оценить возможные затраты и понять, окупятся ли они в будущем.

2.                 Описание содержания исследования и постановка единственной самой основной задачи. На этом этапе происходит определение того, что мы делаем дальше. Ученый выявляет для себя все действия (и их последовательность), которую он собирается произвести впоследствии. Формулировка основной задачи помогает полностью направить свои силы в одно направление. Остальные же задачи, сформулированные на первом этапе, будут решаться по мере развития исследования.

3.                 Формализация задачи. Теперь мы начинаем производить анализ нашей деятельности и связываем ее с решением задач. Вопрос заключается в том, зачем делать какую-то работу, если она не даст никакого практического результата.

4.                 Исследование разрешимости задачи. Мы начинаем рассчитывать как можно решить поставленные задачи и возможно ли это.

5.                 Разработка технологии проведения исследования. Происходит полное описание алгоритма решения, поставленных задачи с рассказом о средствах и методах, используемых в этом процессе.

6.                 Реализация разработанной технологии. Начинается полноценный практический подход. Ученый применят теорию на практике.

7.                 Анализ результатов. Построение четкой системы, объяснение каждого из ее элементов на основе проведенного эксперимента и теоретической работы.

8.                 Применение результатов на повседневной практике. Впервые ученый приводит свои исследования в свою жизнь. Кому, как не ему быть первым испытателем научной разработки.

Таким образом, системный анализ является очень сложной структурной единицей в любом исследовании. Он требует максимального внимания и точности, но при правильном его использовании, он принесет не только прибыль, но и славу. Каждый и писанных мною этапов, а до этого и уровней, сам представляет собой сложную систему. Чтобы описать их потребуется много времени. Но я бы хотел отметить, что каждый ученый, который начинает проводить собственное научное исследование, абсолютно знает состав всех этих этапов и виртуозно обращается с ними.

Задачи системного анализа в экспериментальных исследованиях

Ранее я в каждом пункте придавал особое значение тому, что системный анализ выполняет огромное количество задач и имеет огромное значение для каждого исследования. Если вкратце описать суть задач системного подхода в экспериментальных исследованиях, то можно выделить такие:

-       Построение основных задач общего исследования, которые основаны на социально-экономическом и техническом развитии

-       Поиск причины возможных проблем исследуемого объекта

-       Анализ полученных ранее теоретических данных и их применение по отношению к нашему исследованию и многое другое.

Основной задачей системного анализа не только в экспериментальных исследованиях, но и в любых других, является построение объективной и целостной картины исследуемого объекта или процесса во всем огромном многообразии его внутреннего строения и внешних коммуникационных возможностей.                                                                                                                                     

Литература:

1.         Дрогобыцкий, И. Н. системный анализ в экономике: — М.: Инфра-М., 2012. — 512 с.

2.         Игнатьева, А.В., Максимцов, М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 167 с.

3.         Губарев В. В. Системный анализ в экспериментальных исследованиях: Учебное пособие для студентов- Новосибирск: Нгту, 2000.

4.         Новосельцев, В. И. Теоретические основы системного анализа. -М.: Майор, 2006. -592с.

5.         Попов, В. Н. Системный анализ в менеджменте: — М.: «КноРус», 2007. — 298 с.

6.         Сурмин, Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2006. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle