Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 2336 раз

Библиографическое описание:

Андросова, М. И. Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов / М. И. Андросова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 675-676. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10100/ (дата обращения: 18.04.2024).

Одной из наиболее актуальных проблем профессионального становления будущего педагога является формирование его психологической компетентности. Успешность профессиональной деятельности современного педагога в значительной степени определяется его психологической компетентностью.

Рассмотрев определение термина «компетентность» мы видим, что её определяют как «владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности». Если рассматривать «профессиональную компетентность педагога», то во многих педагогических словарях она трактуется как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». Проблема формирования профессионального сознания студентов педагогических вузов раскрывается в трудах многих педагогов и психологов. Рассмотрим подробнее понятие «профессиональное сознание».

Основой формирования сознания педагога как субъекта деятельности принято считать 3-этапную концепцию непрерывного образования и развития учителя как субъекта профессиональной деятельности. В данном случае субъект характеризуется как целостная, многоуровневая система, которая состоит из подсистем, отражающих особенности человека как индивида и личности. Исходя из положений концепции выделяют три этапа непрерывного образования учителя — это довузовское, вузовское и послевузовское.

На этапе, предшествующем поступлению в вуз, имеет место профессиональное самоопределение, которое может зависеть от факторов, способствующих «стихийной педагогизации» сознания личности — это наличие в семье педагогов, встреча с талантливым педагогом и т. п. Также на довузовском этапе формируется определенный уровень развития способностей деятельностного сознания.

Рассмотрим этап вузовского образования с позиции выделения главной цели. Изначально период вузовского образования предполагает формирование основ профессионального педагогического сознания как фундамента творческого потенциала.

Исходя из классификации Е. А. Климова, профессия педагога относится к типу профессий «человек — человек», поэтому основой содержания профессионального педагогического образования должны составлять дисциплины гуманитарного цикла (педагогика, психология и др.). Таким образом, профессиональное становление педагога как субъекта педагогической деятельности происходит в процессе профессиональной педагогической подготовки. В качестве компонентов психологической компетентности рассматриваются интегративные психические процессы, психологические умения, эмоционально волевые комплексы личности [3, с.92].

А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает:

-          совокупность ЗУН по психологии;

-          четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;

-          умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной волевой сфер, черт характера;

-          способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;

-          умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития [2, с.89].

«Психологическая компетентность» в исследованиях Г. И. Метельского и Н. В. Кузьминой рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [1, с.13].

В психологической компетентности выделяют 2 блока:

-          интеллектуальный (когнитивный) — психологические знания и психологическое мышление;

-          практический (действенный) — психологические умения и навыки [1, с.28].

Психологическая компетентность является составной частью профессиональной подготовки будущего педагога, которая включает в себя:

-          совокупность знаний, умений и навыков по психологии;

-          четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя;

-          умение видеть за поведением ребенка его психоэмоциональное состояние, уровень развития его познавательных процессов, черт характера;

-          способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;

-          владение навыками педагогического общения;

-          потребность в профессиональном и личностном саморазвитии;

-          умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития.

Выделяют следующие виды психологической компетентности:

-          социально-перцептивную;

-          социально-психологическую;

-          аутопсихологическую;

-          коммуникативную;

-          психолого-педагогическую.

К характеристикам социально-перцептивной компетентности будущего педагога относятся гуманистическая направленность его личности, выражающаяся стремлением к самоактуализации (А. Маслоу), потребностью в общении, любовью к детям, педагогической позицией (А. А. Бодалев), свободой личностного выбора и личностной ответственностью за последствия этого выбора.

Социально-психологическая компетентность будущего педагога выражается в его способности осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение учащихся и коллег, интерпретировать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции.

Аутопсихологическая компетентность будущего педагога представлена умениями, направленными на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией.

Коммуникативная компетентность выпускников включает в себя коммуникативные (речевые умения, навыки активного слушания, способность преодолевать коммуникативные барьеры и др.), интерактивные (умение организовать сотрудничество, взаимодействие) компоненты.

Психолого-педагогическая компетентность будущего педагога состоит из рефлексивно-оценочного (самоосознания себя как педагога), когнитивного, личностно-смыслового, и операционно-деятельностного компонентов [1, с. 69].

Сензитивным периодом формирования базовых составляющих профессиональной психологической компетентности является период вузовского обучения (изучение дисциплин психолого — педагогического цикла, педагогическая практика, участие в мероприятиях и др.). Очень важно в процессе прохождения курса «Психология», чтобы каждое учебное занятие включало бы теоретический, практический и рефлексивный этапы, что способствует в свою очередь естественному синтезу психологических знаний и умений, обеспечивающих психологическое оснащение процесса овладения профессией и предстоящей профессиональной деятельности [1, с.73].

В процессе обучения будущего педагога в вузе происходит освоение профессионально — значимых психологических знаний и формирование психологических умений на разном уровне, в зависимости от ряда факторов:

-          степени идентификации себя с педагогической профессией;

-          отношения студента к психологической информации как когнитивному основанию построения конструктивного взаимодействия;

-          индивидуального опыта в ходе педагогической практики;

-          активного использования педагогических технологий обучения в процессе преподавания психологии;

-          организация исследовательской деятельности [2, с.46].

Не менее важным является определение критериев компетентности. В качестве критериев психологической компетентности выделяют:

-          направленность на ученика;

-          потребность и готовность к самопознанию и самоизменению в соответствии с современными условиями, образовательной ситуацией и динамикой развития учащихся.

Базовым критерием сформированности психологической компетентности является знание и умение самостоятельно разрешать педагогические задачи, ситуации, способствующие развитию личности учащихся, что уже может проявляться в ходе педагогической практики.

Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что сформированность у будущих педагогов психологической компетентности, в силу ее системного характера, будет содействовать успешности профессиональной деятельности в дальнейшем.

Литература:

1.      Андронова Н. В. Компетентности учителя. — Казань, 2005.

2.      Демидова Н. В. Развитие психологической компетентности студентов — будущих учителей. СПб., 1993.

3.      Климов Е. А. Психология профессионала.- М.: МПСИ, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая компетентность, будущий педагог, умение, педагогическая практика, профессиональная деятельность, вузовское образование, гармоничное развитие, долгое время, педагогическая деятельность, педагогическое общение.


Похожие статьи

Психолого-педагогические факторы формирования...

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования...

Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и диалогического характера общения с обучающимися...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Характеристики профессионально-педагогической...

компетентный преподаватель, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, знание, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, умение...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Похожие статьи

Психолого-педагогические факторы формирования...

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования...

Психологическая компетентность будущих педагогов прослеживается в процессе прохождения педагогической практики при создании доверительной атмосферы и диалогического характера общения с обучающимися...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Современному педагогу необходимо не только обладать высоким уровнем общей культуры, психолого-педагогической компетентностью, но и нетрадиционно подходить к решению различных психолого-педагогических ситуаций, организовывать свою деятельность на...

Характеристики профессионально-педагогической...

компетентный преподаватель, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, знание, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, умение...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная...

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного...

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогические способности преподавателя и методы их...

Профессиональная деятельность педагога требует незаурядных общих и специальных способностей. Успех профессионально-педагогической деятельности зависит от специальных педагогических способностей.

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как...

педагогическая деятельность, будущий педагог, учитель, педагогическое взаимодействие, общение, класс, процесс обучения, стиль поведения, стратегия поведения, педагогическое общение.

Задать вопрос