Библиографическое описание:

Резанова Ю. А. Использование принципов художественно-педагогического общения на уроках МХК // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1158-1160.

Активное участие каждого ученика в процессе обучения — это желание всех педагогов. Добиться этого можно несколькими способами, среди которых ярко выделяются два: содержание занятия должно быть интересным, а способ изучения предмета увлекательным. [4, с. 27] Соединение обоих способов ведёт к максимальному успеху в изучении предмета. Курс «Мировая художественная культура» в школе позволяет во многом реализовать творческий потенциал учащихся, даёт возможность получать новые знания на основе самостоятельной практической деятельности. Поставить ученика в позицию активного участника на уроке становиться возможным только тогда, когда содержание затрагивает его переживания, мысли и чувства, поэтому так важна подготовка учителя перед каждым занятием. Педагог вначале сам выступает как зритель, читатель и слушатель произведения искусства и уже на основе собственной позиции создаёт и проводит урок. [2, с. 20] Его мысли и чувства по поводу художественного произведения становятся опорой, от которой стоит отталкиваться в разработке урока.

Если тема занятия не интересна самому учителю, то построить увлекательный урок не представляется возможным. Каждая тема обязательна в изучении курса «Мировая художественная культура», и учитель не может по собственному желанию удалить учебный материал. Тогда на помощь приходит огромный запас знаний педагога об изучаемом предмете и его творческая одарённость. Соединение этих двух аспектов позволяет создать уникальные занятия. Каждая тема курса предусматривает не единое прочтение, а различные технологии подачи материала.

Следует отметить, что из-за возрастных особенностей, личного опыта и психологического развития ученикам доступны далеко не все эмоциональные переживания. Важно учитывать этот момент при анализе произведений искусства. Слишком сложные работы будут недоступны учащимся, а, следовательно, непонятны им. Эмоциональные ощущения, которые учитель желает вызвать у своих подопечных, должны быть личностным переживанием учеников, возможно, их только десятки, они смутны, отрывочны и узки, но только повторив их, можно вызвать эстетическое переживание произведения. Задача педагога развивать у учащихся эстетическое сопереживание с помощью своей речи, поступков, на основе обширных, верных и ясных воспоминаниях своей собственной душевной жизни. [3, с. 188] Благодаря метко подобранному слову, верной интонации и мускульным движениям педагог способен вызвать правильное переживание какого-либо произведения искусства. Речь учителя далеко не единственный способ вызвать у учащихся чувства, мысли и эмоции, но именно она готовить их к восприятию мира искусства.

Урок МХК в современном образовательном процессе решает воспитательные задачи, так как он строится на принципах организации художественно-педагогического общения. В ходе изучения произведений искусства происходит духовный контакт между партнёрами искусства: учитель, ученик, искусство. «Ученики совместно с учителем ищут свой художественный образ, образ себя как личности вообще, художественные образы своей жизни, своих отношений с миром. В результате развития «своего» языка, на котором происходит общение с миром, накапливает опыт диалогического взаимодействия с художественной культурой и с её помощью происходит совершенствование духовно-нравственной сферы». [1, с. 27]

В школьной педагогике искусства сложилась определённая система методических средств, обеспечивающих развитие воображения, эмоций и чувств учеников. В первую очередь это метод художественно-педагогической драматургии, разработанный Лией Михайловной Предтеченской. [2, с. 54] Данный метод предполагает построение урока на основе законов динамических видов искусства, приёме театрализации. Это особенно актуально для учителей с талантом актёра, но и любые другие творческие способности пригодятся для разработки такого урока. Композиционно драматургию урока можно представить следующими этапами: экспозиция урока (завязка, создание проблемной ситуации), развитие урока (разработка проблемы), кульминация и развязка урока. [2, с. 54]

К достоинствам использования метода художественно-педагогической драматургии можно отнести возможность соединить линию события урока с линией переживания учеников, создание благоприятных условий для общения с произведениями искусства, что предполагает целостные впечатления от художественного явления и прикосновение к чувствам и эмоциям учеников. Учащиеся не просто изучают искусство, а становятся его «участниками», пытаются пережить и прочувствовать его, следовательно, оно для них приобретает личностный смысл.

Организовать сопереживание учеников на уроке искусства можно настроив их на «одну волну с произведением искусства». [2, с. 55] Для этого нужно предоставить учащимся не только фактическую информацию о художественном произведении (название, автор, дата и история создания), но и создать нужную эмоциональную атмосферу с помощью внешних факторов, например, литературный и музыкальный эпиграф, использование разнообразных видов искусства на уроке, украшение кабинета в стиле конкретной эпохи. Это позволит учащимся почувствовать эмоциональное одушевление, пронизывающее художественные произведения. Уделять особое внимание стоит выбору самих произведений искусства, они должны наиболее ярко характеризовать автора и эпоху, одновременно быть близкими и интересными для учеников.

С учётом того, что выбранное учителем произведение, возможно, станет первым образом искусства в жизненном опыте ученика следует уделить внимание не только содержанию, но и качеству художественного произведения. Неверный подбор оттенка картины, сильно отличающийся от оригинала, низкое качество звучания музыкального произведения снижает эмоциональные эффекты урока. Техническая аппаратура для урока искусства должна быть хорошего уровня, чтобы обстановка в классе приближалась к концертному залу или театру. Конечно, нужно настраивать учеников на то, что их общение с произведением искусства будет опосредованным, то есть они услышать неживую музыку, а её запись на диске, увидят ненастоящую картину, а репродукцию. Данная позиция позволит объяснить учащимся, что большое эстетическое наслаждение они испытают, когда состоится их истинное общение с произведением на страницах книги, в концертном зале, картинной галерее, театре, музее.

На основе метода художественно-педагогической драматургии нами разработан урок-экспозиция на тему «Рождение театра. Дионисийские игры» для 7 класса.

Цель: познакомить учащихся с мифом о древнегреческом боге Дионисе, его влиянии на появление и становление театра Греции.

Содержание урока

1.      Организационный момент. Музыкальный эпиграф к уроку.

2.      Приём художественно-педагогической драматургии. Театрализованное представление по мифу «Дочери Миния».

3.      Приём беседы с учащимися.

4.      Подведение итогов. Награждение.

5.      Домашнее задание.

Кабинет представляет театр с помощью соответствующих атрибутов: колонны, шторы, изображение скульптуры Микеланджело «Бахус». Учить предстаёт в костюме нимфы Амбросии.

Ход урока

1. Организационный момент. Музыкальный эпиграф к уроку.

Играет музыкальное произведение Грегора Тилена «Свирель»

Учитель:Здравствуйте. Меня зовут Амбросия, я первая нимфа, проливая весенний дождь, заставляющий расти всё живое, сообщаю людям о приходе бога Диониса в страну. Дионис (или Вакх) — это бог вина, растительности, производительных сил природы и вдохновения… Так!? (оглядываясь вокруг) А где же очаровательные вакханки и неуклюжие сатиры? Где статуя Диониса? И где костёр, через который мы будем прыгать? Почему ничего не организовано?! Скоро прибудет Дионис и мы не можем его не поприветствовать! (ищет среди детей сатиров, жрецов, вакханок, но не находит)

Я знаю, что особенно радует моего бога. Когда мы разыгрываем сценки из моментов его жизни!

2. Приём художественно-педагогической драматургии. Театрализованное представление по мифу «Дочери Миния»

В классе организуется игра по методу Н. Е. Щурковой «Театр экспромт». [5, с. 86]

Разыгрывается миф (в упрощённом варианте) «Дочери Миния».

В городе Орхомене не хотели сразу признавать власть бога Диониса. И тогда явился жрец Диониса-Вакха и стал созывать всех девушек города в леса и горы на весёлое празднество в честь бога вина. Но три дочери царя Миния не пошли на празднество, они не хотели признать Диониса богом. Все девушки Орхомена ушли из города в тернистые леса и там пением и танцами чествовали великого бога. А дочери царя Миния ушли домой и стали спокойно прять и ткать одежду. Наступил вечер. Но дочери царя всё ещё не бросали своей работы. Вдруг случилось чудо и нити пряжи превратились в гроздья винограда, а ткацкий станок обвило плющом. С удивлением на всё это смотрели молодые царевны на это чудо. И тут послышалось рычание зверей, кажется: львов, рыси, медведей. В ужасе дочери царя попытались спрятаться в тёмных помещениях дворца. Но напрасно, нигде они не могут укрыться. Но наказание бога Диониса этим не ограничилось. Тела царевен стали сжиматься, покрылись мышиной шерстью, вместо рук выросли тонкие крылья. Они превратились в летучих мышей.

3. Приём беседы с учащимися.

Учитель:Как вы думаете, за что были наказаны дочери Миния?

Ученики:День Диониса предполагает всеобщее развлечение и радость. Ведь каждый человек должен когда-то отдыхать от работы. И такое неповиновение расстроило бога, и он их наказал. Он хотел, чтобы все в его день веселились.

Учитель:Значит, отвлечение человека от рутинной работы — это одна из функций Дионисийских игр. Зрители, а вы сопереживали героям, осуждали их, боялись, радовались, удивлялись вместе с ними?

Ученики: Да, мы испытывали чувства, но к каждому герою оно было индивидуальное.

Учитель:Научились ли вы чему-либо при просмотре инсценировки мифа «Дочери Миния»?

Ученики:Нескольким вещам: нельзя всё время проводить за работой и быть затворницей. Данный миф был примером правильного образа жизни.

Учитель:Яхочу, чтобы мы составили список функций, которые выполняли Дионисийские игры. Самостоятельно порассуждайте и скажите какие функции можно записать?

Запись в тетради:

1)      развлечение, приятное времяпрепровождение;

2)      создание эмоциональной атмосферы;

3)      «школа жизни», формирование правильного образа жизни;

4)      коллективное вовлечение в процесс всех участников игры.

Учитель:Если у вас нет Дионисийских игр, то как же вы развлекаетесь? Есть ли в вашем времени занятия в клубах, других учреждениях, которые выполняют функции, записанные в тетради?

Ученики:Несомненно, это театральные представления.

Учитель:Яне знаю, что такое театр? Я из древней Греции 6 века до вашей эры.

Ученики:Тогда, вы ещё не знаете, что в 5 веке до н. э. появится 1 Греческий театр. А значит, именно Дионисийские игры повлияли на зарождение театрального искусства.

Учитель:Вы сейчас так обрадовали меня и Диониса этим известием, что он оставил вам дары. (ставит на стол: бокал вина из бумаги, нарисованная виноградная лоза, сосновая шишка и плющ) Скажите, что объединяет все эти предметы?

Ученики:Венок из винограда украшает голову Вакха. Сосновая шишка — это верх, завершающий тирс бога, который увит плющом и виноградными листьями. А вино символ Диониса.

5. Подведение итогов. Награждение.

Учитель:Всё верно. А знаете ли вы символьное значение этих предметов?

(проходит награждение)

Виноградная лоза — это символом мистического союза с Дионисом. А Вакх очень любит счастливых и мудрых людей, значит она достаётся самому активно отвечавшему на уроке человеку — (имя учащегося).

Плющ — это символ чувственности, артистичности и веселья. Вручается актёру — (имя учащегося).

Сосновая шишка символизирует великое мужское творчество. Вручается — (имя учащегося).

Кубок вина следует отдать самой «опьяняющей», весёлой и очаровательной девушке — (имя учащегося).

6. Домашнее задание.

Домашнее задание классу: прочитать древнегреческие мифы: «Рождение и воспитание Диониса», «Дионис и его свита», «Тирренские морские разбойники».

Индивидуальное домашнее задание: провести письменный анализ скульптуры «Бахус» Микеланджело Буонарроти (17 век).

Урок-экспозиция на тему «Рождение театра. Дионисийские игры», основанный на принципах художественно-педагогического общения, даёт возможность учителю заинтересовать ученика, вступить с ним в культурный диалог. Происходит формирование личной позиции обучающегося, что обеспечивает дальнейшее изучение разделов мировой художественной культуры с увлечением как учеником, так и учителем.

Литература:

1.                  Нестерова, Т. А. Педагогическая практика студентов филологического факультета [Текст] учебно-методическое пособие. — Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. — 75 с.

2.                  Пешикова, Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе [Текст] пособие для учителя. / И. Г. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 93 с.

3.                  Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] В 6 т. Т. 5. / С. В. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.

4.                  Химик, И. А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. [Текст] / А. А. Гришунина. — М.: Просвещение, 1992. — 160 с.

5.                  Щуркова, Н. Е. Собранье пестрых дел [Текст] Методический материал для работы с детьми. / Т. Е. Вараксина. — Т.: ТОГИРРО, 1999. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle