Библиографическое описание:

Котухов А. Н. Профессиональное образование в XXI веке // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 652-654.

В начале XXI века в полной мере проявилась фундаментальная зависимость цивилизационного развития от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании, поскольку главное преимущество цивилизованного государства связано с его человеческим потенциалом. Данное обстоятельство особенно актуально для современной России, социум которой переживает не простое время.

В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию отметил, что глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция не только за природные ресурсы: металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект. В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией [1].

Вместе с тем нельзя не обращать внимания на такое негативное явление, как «утечка мозгов». По утверждению В. А. Садовничего, за последние годы на работу в лаборатории других стран уехало до 25 % выпускников ведущих факультетов МГУ. Эти люди в самом плодотворном возрасте работают не у нас, воспитывают своих учеников не здесь. Это грозит разрывом поколений — и такой разрыв уже произошел. Каждая страна должна заботиться, чтобы люди в самом продуктивном возрасте приносили пользу своей Родине [2].

Не секрет, что на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация, когда российские вузы готовят профессиональных специалистов для иностранных государств. Ежегодно США выделяют квоту в размере 30 тыс. человек из числа российских студентов, аспирантов и молодых ученых. Следовательно, возникает вопрос сохранения высококвалифицированных специалистов для государства, что непосредственно и опосредованно связано с вопросами национальной безопасности [3].

Говоря о профессиональном образовании в России нельзя не учитывать его достижения, богатые исторические традиции, в том числе и фундаментальный консерватизм. Однако в связи с вхождением в Болонский процесс российское образование столкнулось с ранее не существующими препятствиями и нестыковками, такими как: отличие образовательных систем; многообразие теоретических подходов к обучению, несоответствие между российской и европейской терминологией; особенности ментальных установок участников образовательного процесса; своеобразие традиций. Все это влияет на престиж и значимость российской образовательной системы. В рейтинге лучших вузов мира, составленном британской газетой Times, МГУ им. М. В. Ломоносова занял 50-ю позицию. Оценка осуществлялась по следующим критериям: качество научных исследований, индекс цитируемости, количество иностранных преподавателей и студентов, качество обучения (соотношение численности преподавательского состава и студентов), трудоустройство выпускников [4].

Существуют различные подходы к пониманию сущности модернизации сферы российского образования. Одни считают, что она должна опираться на исторический опыт, на фундаментальность и традицию, другие полностью отвергают традиционное образование. Но тот факт, что изменения необходимы, не оспаривается, поскольку если мы не успеем «вскочить на подножку поезда глобализации», то рискуем навсегда остаться на обочине магистрального пути развития цивилизации. В связи с чем, необходимо признать, что присоединение России к Болонскому процессу дает своеобразный импульс развитию российского профессионального образования на новых принципах, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран, что, естественно, заставляет менять базовые ценности российского образования.

Однако, необходимо обратить особое внимание на ярко выраженную отрицательную сторону Болонского процесса, а именно откровенное навязывание Евросоюзом неких «универсальных» ценностей европейского образовательного пространства. Это давление, естественно, нивелирует национальную идентичность России, зачастую разрушая национальную систему образования и ее базовые ценности. Необходимо согласиться с тем, что в отечественную культуру и систему образования в последние годы «протаскивается» некая модель человека без четкой привязанности к истории, традициям и культуре своего народа. При этом укорененные в нашей стране ценностные основания утрачиваются и игнорируются, а новые активно утверждаются. Этот социокультурный вызов со стороны глобализационных процессов представляется очевидной угрозой для безопасности российского социума.

Декларируемое и навязываемое мнение о «преимуществе» западного образования на мировом рынке труда направлено на формирование общего мнения о неспособности России к самостоятельному развитию в условиях глобализирующегося мира, на полное стирание в сознании людей, в первую очередь самих россиян, образа величия российского государства как сверхдержавы.

Современное общество, конечно, заинтересовано в использовании продвинутых технологий, способных обеспечить его устойчивое развитие. И высшая школа в силу своего предназначения, безусловно, должна быть восприимчива к процессам, происходящим в обществе и экономической сфере. В связи с чем, инновационная деятельность российских вузов наглядно демонстрирует то, что в условиях либерализации рынка образовательных услуг высшая школа адекватно реагирует на потребности экономики, политики, управления, социального сектора.

В своей статье «О задачах России в области экономики» В. В. Путин акцентирует внимание на том, что международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий [5].

Рассмотрим подробнее внешние и внутренние проявления модернизации профессионального образования, характерные для условий глобализации.

Образование в современных условиях, выходя за рамки национальных государств, выступает в качестве международного института и приобретает такие ранее не свойственные ему черты, как политизация, прагматизация и коммерциализация. Сформировалась новая концепция высшего образования и науки как элементов более широкой «индустрии знаний». В настоящее время знание, информация, считаются одними из основных политических и экономических ресурсов.

Открытость системы подготовки профессиональных кадров допускает широкие возможности экспорта и импорта образовательных услуг, возможности получать образование в любой стране мира. И это — реальность сегодняшнего дня, когда идет конкурентная борьба за умы, за образованных людей, их концентрацию в странах, претендующих на ведущую роль в мире. Именно поэтому все больший упор делается на профессиональное, утилитарное (узко практичное) образование, при котором темпы индивидуального возврата вложения считаются более важными, чем польза для общества. По мнению А. В. Мяготина, в настоящее время предлагается модель «быстрого» профессионала (быстро подготовленного специалиста), с возможностью для него в последующем доучиться, чтобы стать дипломированным работником. Сегодня при всех декларативных заявлениях обучающийся человек как личность и его ценностные, мировоззренческие установки не рассматриваются как главные. Совершенно незаметно вопрос о качестве подготовки специалистов к профессиональной деятельности свелся только к «знаниевому» подходу, активно реализуемому в сфере высшего образования [6].

Несомненно, немаловажной базовой ценностью современного общества является уровень образованности человека. Образование превращается в непрерывный процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Возросшая потребность в образовании и постоянном его повышении порождает новые виды организации профессиональной подготовки субъектов (например, дистанционное обучение, виртуальные курсы или получение образования в сочетании с работой).

Однако нельзя забывать, что общечеловеческие и общественно-государственные ценности, без понимания и принятия которых нельзя стать настоящим профессионалом, также претерпевают изменения. Осуществляется переориентация молодежи на ценности массовой культуры и общества потребления, происходит экспансия западных начал организации социального пространства. В данных условиях навязыванию несовместимых с национальным менталитетом россиян западных ценностей Россия должна противопоставить свой собственный духовно-нравственный потенциал, свою многовековую систему духовно-нравственных идеалов и мировоззренческих установок. Именно в этом должен заключаться смысл гуманизации и гуманитаризации российского образования, о которых так много говорят сегодня.

Гуманизация и гуманитаризация образовательной деятельности в образовательных учреждениях осуществляется как через преподавание гуманитарных дисциплин, так и посредством воспитательного воздействия. Главная задача — формирование у обучаемых мировоззренческих идеалов и установок на предстоящую профессиональную деятельность. Подразумевается создание таких условий в образовательном процессе, при которых обучающиеся не только могли бы максимально реализовать свои потенциальные возможности и самостоятельно разбираться в сложных, противоречивых процессах, происходящих в современном обществе, но и смогли бы занять достойное место в системе общественных связей и отношений.

Поскольку специалист в процессе своей профессиональной деятельности, так или иначе, взаимодействует с другими субъектами, то от него требуется ясное понимание особенностей их мотивации и поведения, сформированных у них ценностных ориентаций, а это достигается, прежде всего, гуманитарным образованием. Функциональная полнота будущего специалиста значительно шире его профессиональной подготовки. И ориентации на это в ходе образовательной деятельности является важной составляющая российской образовательной традиции. Очевидно, что наряду с освоением профессиональной составляющей, он должен быть подготовлен к рациональному решению мировоззренческих задач, нравственному, идеологическому и правовому выбору. Поэтому содержание гуманитарных дисциплин в условиях глобализации должно быть направлено на обучение студентов (слушателей) в соответствии с законами общественного развития, социально-правовыми нормами, установками и целями.

В настоящее время происходит серьезное изменение представлений о целях и конечных результатах профессионального образования. Они гуманизируются и понимаются не просто как качество получаемых знаний или умений, а выступают своеобразным критерием оценки уровня развития личности обучающегося, реализации и самореализации имеющегося у нее потенциала и способностей.

Выход российских образовательных учреждений на европейский образовательный рынок, наряду с восприятием Западом российского профессионального образования как несоответствующего их критериям, ведет к тому, что некогда основополагающие принципы отечественного образования, такие как ориентация на государственные интересы, общность, доступность и фундаментальность, постепенно вытесняются и замещаются принципами эффективности, узкой специализации и конкурентоспособности. А такой немаловажный для российского образования компонент, как мировоззрение, до недавнего времени и вовсе утрачивался. А. В. Мяготин считает, что в итоге получается высококлассный специалист, рафинированный молодой человек с широким, современным научным кругозором, развитым интеллектом и… совершенно индифферентный к моральной стороне дела субъект, нейтральная к общественным ценностям личность [7].

Глобализация может иметь и более серьезные последствия для российской системы образования. Формирование гибридной мировой культуры при отсутствии мировоззренческой составляющей в образовательной деятельности, стирании национальных традиций, скорее всего, повлечет за собой отрицание частью молодежи своих этнических корней, традиций и обычаев, что может привести к частичной потере гражданами России национальной идентичности.

По мнению И. В. Мазуренко, под национально-культурной идентичностью понимается отождествление социального субъекта с определенной национальной общностью и ее социокультурными образцами — языком, ценностями, традициями, менталитетом. В условиях глобализации национально-культурная идентичность связана с еще более широкой и глубокой смысловой нагрузкой. Культура в целом и национально-культурная идентичность исключительно значимы для национальной безопасности, поскольку с их разрушением исчезает и сама нация, и этнос [8].

Автор полагает, что решение поставленных глобализацией задач модернизации образования требует быстрой выработки адекватных государственных решений, формирования возможной национальной стратегии (идеи, идеологии), национальных интересов и ценностей, объединяющих всех граждан страны, проживающих на территории Российского государства, создания соответствующей законодательной базы. Решающим обстоятельством становится сохранение российским народом его национальной идентичности и дальнейшее укрепление позиций России в мире, позиционирование ее как единого, могучего, суверенного государства, которым гордятся его граждане. В условиях объединяющегося мира россияне, сохраняя свою национальную идентичность и ориентируясь на свои исторически сложившиеся духовно-нравственные традиции, должны адекватно реагировать на вызовы глобализации, обогащая свою культуру, науку и образование лучшими достижениями народов других стран.

Таким образом, опираясь на основные положения, определяющие трансформацию ценностных оснований в профессиональном образовании в глобализирующемся мире, автор пришел к выводу, что ведущими принципами его развития может стать учет объективных тенденций в этой сфере (взаимодействие и плюрализм культур, формирование единого мирового образовательного пространства, интернационализация, информатизация, непрерывность, открытость) в сочетании с сохранением отечественных духовных ценностей, культурных и образовательных традиций.

Литература:

1.                  Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. Российская газета. 12.12. 2012. — www.rg.ru/

2.                  Садовничий В. А. Размышления о Болонском процессе / В. А. Садовничий // Доклад Ректора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, на II Международном семинаре «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Берлинской конференции». 2003.

3.                  Дениско И. В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля: дис. канд. филос. наук. М., 2011. 174 с.

4.                  Работодатели определяют рейтинг вузов // Мир новостей. 2013. 12 марта.

5.                  Путин В. В. О задачах России в области экономики. Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1493278.html.

6.                  Мяготин А. В. Современная профессиональная этика офицера-пограничника: сущность, содержание, приоритеты развития: дис. канд. филос. наук. М., 2000. 214 с.

7.                  Мяготин А. В. Российские проблемы европейского масштаба (моральное измерение реформы высшего образования): материалы научно-практической конференции. Голицыно, 2010. С. 47.

8.                  Мазуренко И. В. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук: М., 2009. 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle