Библиографическое описание:

Коняева Н. А. Социально-культурные основы материнства // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 135-137.

На протяжении веков положение женщины и её роль в обществе всегда связывались с материнством. Материнство эволюционирует вместе с развитием человечества. Однако, материнство у каждой женщины основывается на конкретной культуре человечества, традициях, обычаях и ритуалах народа.

Современные экономические и социально-политические преобразования затронули и изменили не только материально-производственные основы общества, но и культурную, социальную и духовную сферы жизни общества. Новая культурно-историческая ситуация в развитии России выявила ранее скрытые социальные проблемы. Сложившаяся в стране крайне неблагоприятная демографическая ситуация характеризуется естественной убылью населения за счет снижения рождаемости и увеличения смертности. Ситуация усугубляется еще и тем, что кроме снижения значений количественных показателей изменяется поведение матерей, которое отражается на здоровье и благополучии детей. К сожалению, в современном обществе все еще встречаются проявления девиантного поведения у матерей — пренебрежение ребенком, насилие, агрессия, апатия, отказ от ребенка. Серьёзную озабоченность вызывает возрастающее число детей, которые остаются без попечения родителей, так называемых «социальных сирот».

Актуальность изучения материнства продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа жестокого обращения с ребенком и недостатком программ социальной и педагогической помощи семье, и, в первую очередь, женщине.

Слово «материнство» в словаре русского языка С. И. Ожегова представлено в двух значениях: состояние женщины-матери в период беременности, родов, кормления ребенка и свойственное матери сознание родственной связи с детьми [4, 437]. Несомненно, понятие «материнство» включает в себя не только способность женщины выносить, родить, выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями, но и создать благоприятную среду для его развития и воспитания с периода раннего детства.

Если проследить эволюцию представлений о материнстве, то начиная с эпохи жизни первых людей вида Homo sapiens — кроманьонцев, детородные функции женщины-матери были предметом специальных религиозных культов, магических ритуалов и обрядов. Во все последующие века проблема плодородия женщин являлась одной из основных в системе народной магии и языческих верований [1, 45].

Первой формой социальной организации людей был материнский род. При трудных бытовых условиях и небольшой продолжительности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным условием существования рода. События, связанные с этим возводились в культ. Главный смысл обрядов и традиций определялся заботой о рождении здорового ребёнка и сохранение жизни и здоровья матери.

Эпоха матриархата характеризуется, прежде всего, как время когда ребенок не имеет фиксируемого отца и во всем разделяет судьбу матери. Отцовство каждого ребенка практически не поддавалось установлению, а очевидной была лишь персона матери. Ребенок полностью разделял судьбу матери, наследовал ее родовые обязательства, статус, имущество и т. п.

С изменением условий жизни людей, с появлением селений и городов изменились и функции женщины-матери. Соответственно, изменился и ее образ в глазах общества — теперь мать уже не только роженица и кормилица, но и воспитательница. Постепенно образ женщины-матери стал терять свою специфику мистической «прародительницы Мира» и женщине была отведена социальная роль воспитателя будущего полноценного члена общества. Она стала воспитательницей детей и их первым «социальным педагогом» [1, 49]. Именно эта социальная роль, с появлением письменности, стала предметом освещения в литературных и религиозных текстах.

Мы согласны с исследованиями Т. Г. Киселевой, показывающими, что со времен Средневековья социокультурный образ женщины-матери не изменился. Это женщина, обладающая неординарным, жизненным опытом и даром интуитивного предвидения событий, особенно связанных с детьми; отличающая редкой добротой, чуткостью, умением сострадать и понять, передавшая все самые лучшие качества своим детям с грудным молоком, а впоследствии воспитавшая их в соответствие с культурными традициями и обычаями своего народа [1, 51].

Культурный смысл материнства в России формировался путем синтеза языческих и православных представлений [6, 18]. Древние предки всегда преклонялись перед женскими богинями Рожаницами: Ладой и Лелей. Особое поклонение было образу Матери-Сырой Земли: дающей жизнь, оберегающей, заботливой кормилицы. С приходом христианства самым почитаемым стал образ Богородицы. Богоматерь выступает как покровительница, спасительница, защитница, помощница в родах, млекопитательница. Несомненно, это оказывает влияние на развитие у женщин лучших материнских функций. Такого почитания не встречается ни в одной другой культуре, что свидетельствует о глубоких корнях традиций. В дальнейшем, во многом благодаря христианскому культу Богородицы, происходит повышение престижа материнства.

Как справедливо отмечает В. А. Рамих, человеческое общество с очень давних времен активно вмешивается в сферу материнства, прибегая к таким регуляторам, как обычаи, мораль и право. Вмешательство это касается всех трех периодов материнства беременности, родов и послеродового периода. Прежде всего, вмешательство определялось экономическими причинами. Обществу всегда была нужна рабочая сила и продолжатель рода. Однако, существенную роль при этом играли и социокультурные факторы: забота о потомстве, первичная социализация, трансляция социального опыта и т. п. [5, 104].

Как свидетельствуют этнографические данные, с древнейших времен в различных обществах существовала забота о беременных женщинах и роженицах, то есть о женщине-матери. Поскольку дети представляли ценность для общины, то усиление внимания и помощь матери являлись частью общественных усилий по сохранению потомства. Общество считалось с физиологическим состоянием женщины. Существовало разделение труда: беременные женщины не допускались к выполнению тяжелой работы, окружающие следили за их питанием и состоянием здоровья, одаривали подарками.

Общественное развитие приводит к постоянному изменению содержания женского вопроса и социального статуса материнства. Статус женщины в обществе имеет социальную природу, однако несводим к последней именно благодаря материнству, которое позволяет женщине даже при максимальной узости ее социальных связей и отношений, оказывать влияние на культурный процесс своего общества, как это имело место в самом начале становления патриархальной цивилизации [5, 106]. В последние десятилетие в России наблюдается кризисное состояние в сфере материнства

В ХХ веке государство подчеркивало значимость почетного положения матери. Советское законодательство провозглашало и защищало материнство. Была организована широкая сеть учреждений здравоохранения и детства: женские консультации, родильные дома, санаториев для матери и ребенка. Многодетные матери пользовались общественным признанием: были учреждены «Медаль материнства», ордена «Мать-героиня». «Материнская слава». Однако, рождение детей не освобождало женщину от трудовой занятости и многие выбирали работу вместо рождения детей. Несмотря на превозношение, женщина-мать не имела социальных гарантий.

Сегодня в ситуации снижения престижа материнства, малодетности семей, отказа от рожденных детей чрезвычайно актуальными и своевременными являются меры государственной поддержки матери. Возвращение современной семье государством и обществом все больше прав, обязанностей и ответственности за рождение, уход, воспитание и образование детей нацелило современных родителей на более серьезное и глубокое приобщение и овладение знаниями и опытом родительской и семейной культуры в целом. Это в свою очередь ускорило процессы научного, всестороннего изучения темы семьи, материнства и детства.

Итак, истоки материнства восходят к биологическим корням, однако социальная ситуация оказывает на женщину значительное влияние. Работы М. Мид показали, что социальные установки могут подавить материнскую заботу и привязанность, несмотря на то, что они глубоко заложены в биологических условиях вынашивания и зачатия [3, 104].

Неизменность биологической основы рождения детей и социокультурных функций матери ставит материнства вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Материнство соединяет человека со всей природой, историей, культурой человечества.

Современные исследования направлены на изучения всех аспектов материнства. Психологи исследуют готовность к рождению ребенка, предпосылки отказа от детей, девиантные формы материнства; культурологов интересует духовный смысл материнства; медицинские работники рассматривают физиологические особенности беременности и родов и т. д. Особое место в системе исследований материнства, на наш взгляд, занимает и социально-педагогическая работа с женщиной в условиях адаптации к новому статусу и формирования ответственного отношения к материнству.

В обществе широко распространено мнение, утверждающее, что каждая женщина может хорошо ухаживать за новорожденным, опираясь только на материнский инстинкт и интуицию. Повседневная практика показывает, что для успешного становления материнского поведения наличие материнского инстинкта необходимым, но недостаточным условием. Для осуществления полноценного ухода за младенцем и для формирования успешных детско-родительских отношений крайне важны обучение и поддержка матери [2, 52]. В настоящее время возникла необходимость выработки социально-педагогического подхода к проблемам смены статуса семьи при рождении ребенка и становлении материнства, а так же повышение социальной компетенции будущих родителей с учетом социально-культурных, национальных, религиозных, демографических, исторических факторов.

Таким образом, одной из важных задач общества на современном этапе — это развитие социально-педагогической работы с будущими и настоящими родителями, основанной на культуре и ценностях материнства и отцовства и связанной с системой семейного воспитания и образования.

Литература:

1.                   Киселева, Т. Г. Женский образ в социокультурной рефлексии: монография. — М.: МГУКИ, 2002. — 231 с.

2.                  Коняева, Н. А. Социально-культурное сопровождение женщины как условие формирования материнского поведения: монография. — М.: НОУ ВПО «Российский новый университет», 2010–118 с.

3.                  Мид, М. Культура и мир детства. — М.: Наука, 1988. — 429 с.

4.                   Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — М.: Мир и Образование, 2007. — 1200 с.

5.                   Рамих, В. А. Материнство как социокультурный феномен: дис… докт. фил. наук: 24.00.01. — Ростов-на Дону, 1997. — 238 с.

6.                   Шамарина, Е. В. Культурный смысл материнства в западноевропейской и отечественной философской мысли: автореф… дис. канд. фил. наук.: 24.00.01. — Барнаул, 2008. — 26 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle