Библиографическое описание:

Исмаилов К., Исмаилова Ш. К. Методические вопросы организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 984-987.

Самостоятельная исследовательская работа является основой подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

В данной статье рассмотрены виды и формы самообразования студенческой молодежи на основе привлечения будущих специалистов к исследовательской деятельности. Особое внимание уделено формированию у студентов умений пользоваться научной литературой и различными источниками информации, развитию навыков общения и работы в сотрудничестве.

Ключевые слова: профессиограмма, исследовательская деятельность, обработка информации, самообразование, формирование аналитического и критического мышления, реферат, научный доклад, коммуникативные навыки, координация действий.

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности в высших учебных заведениях осуществляется на основе требований профессиограмм. Таково требование времени и общества.

В соответствии с профессиограммой у специалиста должны быть сформированы не только профессиональные, поведенческие и личностные качества, но и обеспечено полноценное участие личности в жизни общества. Исходя из требований профессиограммы, специалист должен работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, самостоятельно анализировать различную научно-практическую информацию, делать выводы, творчески мыслить, воспринимать и применять новые идеи и положения, способствующие развитию профессиональной деятельности. Будущему специалисту необходимо уметь самостоятельно работать с источниками информации, проверять усвоенные знания в практике, формировать конкретные выводы уже в период получения образования.

В процессе подготовки специалистов наряду с овладением студентами специальными знаниями и умениями формируется и мировоззрение молодежи. В данном процессе особую роль приобретает самостоятельная работа студентов, организуемая в условиях аудиторных и внеаудиторных занятий. Необходимость такой работы обусловлена, с одной стороны, возросшим объемом новой информации, с другой, — увеличением источников и приемов обработки информации.

Процесс профессиональной подготовки будущих специалистов сегодня связан с развитием навыков самостоятельного овладения знаниями, анализа и обработки информационных материалов, формирования собственной точки зрения по отношению к ним. То есть, речь идет о развитии творческо-конструктивной деятельности будущих специалистов.

В результате целенаправленной организации самообразования обеспечивается активное и сознательное усвоение знаний студентами и, следовательно, расширяются возможности их подготовки к профессиональной деятельности и формирования конкретных и правильных жизненных установок. Эффективность самостоятельной работы может быть достигнута при условии:

-     если её выполнение связано с интеллектуальным развитием личности;

-     содержание заданий для самостоятельного выполнения направлено на формирование мировоззрения студентов, активизацию их мыслительной деятельности.

В процессе самообразования большую часть информации студенты усваивают самостоятельно, а для этого необходимо помочь студентам правильно спланировать самостоятельную работу и рационально распределить время. Так, следует обсудить, с чего начать работу, как сформулировать цель, какое время будет продолжаться работа и какие целесообразно использовать методы для её выполнения. При организации работы преподаватель должен обратить внимание на следующие аспекты:

1.         Для успешного овладения навыками постоянной работы над собой студенту необходимо разработать конкретный план своей деятельности. Каждый студент должен индивидуально распределить время на самообразование по определённым дисциплинам.

2.         Определяется точный срок выполнения самостоятельной работы. На протяжении семестра следует выделить специальные дни для самостоятельных занятий.

Анализ практической деятельности показывает, что наиболее распространённой формой самостоятельной работы является составление рефератов. В содержании реферата студенту необходимо изложить сущность какой-либо изучаемой темы (проблемы).

Для качественного выполнения реферата желательно порекомендовать студенту как можно больше источников по изучаемой проблеме. Реферат нельзя написать одномоментно. Прежде всего, требуется просмотреть литературу вопроса, составить план текста, затем приступить к написанию. Важно, чтобы студент обязательно постарался выразить своё мнение и отношение к предмету исследования.

Самостоятельная работа не ограничивается рамками одного учебника или конспекта лекции. При написании студент должен обратиться к научной литературе, современной информации (журнальные, газетные статьи), при этом студентов следует обучать корректному использованию источников (оформление ссылок, цитирование, точное указание места и года издания и т. д.).

После изложения сущности вопроса обязательно требуется заключение. Умение подводить итог и формировать выводы является основополагающим умением для будущей профессиональной педагогической и научной деятельности студентов.

Таким образом, написание рефератов способствует формированию у студентов навыков глубокого «вхождения» в заданную тему, работы с разнообразными источниками; усвоению научных теорий и положений, анализа литературы, составления выводов и заключения.

В списке использованной литературы должны быть указаны все источники с полным описанием выходных данных.

Еще одним видом самостоятельной работы является доклад. При подготовке к докладу также необходимо глубоко изучить литературу по теме, продумать способ изложения собственных наблюдений. В докладе обобщается материал, полученный из разных источников, который сопровождается собственными комментариями и заключениями студента. Чтобы подготовить реферат или доклад, студенту требуется прочно усвоить теоретические основы учебного предмета. Как правило, для освещения избранной темы намечается три-четыре постановочных вопроса (в виде части, параграфа, раздела), вступление (вводная часть) и заключение. По ключевым вопросам излагаются различные взгляды, суждения, положения, по поводу которых студент выражает свою позицию.

При организации самостоятельной исследовательской работы студентов хороший результат даёт сотрудничество в малых группах. Цель самостоятельной поисковой деятельности состоит в том, чтобы пробудить у студентов интерес к знаниям, сформировать у них навыки применения полученных знаний в жизненных ситуациях, в профессиональном опыте. Работая в сотрудничестве в малых группах, студенты добиваются конкретных результатов в исследовании определенной проблемы. При этом проблемы, предлагаемые для изучения, должны быть актуальными, теоретически и практически значимыми.

Для успешного выполнения самостоятельных исследовательских работ преподавателю следует обратить внимание на следующие факторы:

1.                  Каждого студента нужно привлечь к процессу активного познания, формировать у него умения применять на практике усвоенные знания и навыки. Основная задача заключается в том, чтобы студент четко представлял себе, где и как можно использовать полученные им знания и навыки.

2.                  Важно сформировать у студентов культуру взаимного общения в процессе сотрудничества.

3.                  Необходимо развивать у студентов умения пользоваться литературой и различной информацией, содержащейся в университетских, республиканских или других (в том числе и мировых) научных культурных информационных центрах в целях проведения всестороннего исследования какой-либо проблемы, научно-практического обоснования своих мыслей.

4.                  Особое значение приобретает создание условий для проявления студентами интеллектуальных и духовных способностей в процессе правильного выбора и решения жизненно важных задач путем сотрудничества в различных социальных ситуациях.

5.                  Самостоятельная исследовательская деятельность студентов повышает их интерес к знаниям и является гарантией их подготовки к практической работе, в основе которой лежат академические знания. Обычно у студентов постоянно возникают вопросы: для чего нужно изучать теорию? Когда и где пригодится научная информация? Ответы на подобные вопросы приходят в процессе решения реальных жизненных проблем, когда появляется необходимость опираться на имеющиеся знания, и в такие моменты особенно ощущается потребность в расширении и дополнительном освоении знаний. С помощью преподавателя студенты определяют, в каком направлении им двигаться в самообразовании.

В организационном плане исследовательская работа студентов может быть рассчитана на короткий период (от одной недели до одного месяца) или на более длительный срок (от одного до нескольких месяцев).

Студенты ведут самостоятельное исследование по плану, поэтапно.

1-й этап. На основе разработанного плана определяется проблема или вопрос в рамках конкретной темы, которые необходимы изучить.

2-й этап. Студентам предлагается гипотеза решения данной проблемы. Возможно, что студенты самостоятельно выдвинут научную гипотезу.

3-й этап. Планируется система (порядок) деятельности. Студенты работают с источниками информации, изучают научную литературу, веб-сайты интернета, накапливают и обобщают данные.

4-й этап. Анализируется накопленная информация.

5-й этап. На основе информации студенты приходят к решению поставленной задачи (проблемы), делают выводы и конкретные предложения.

6-этап. Результаты исследования оформляются в виде доклада, отчета, компьютерной презентации, проекта, научной, статьи. Студенты представляют результаты своего исследования, что также способствует повышению эффективности их деятельности.

Использование метода исследований при организации самообразования предполагает решение важных социальных задач.

В их числе:

1.                  Развивается самостоятельное творческое и критическое мышление студентов.

2.                  Формируются навыки самостоятельной работы студентов с различными источниками информации.

3.                  Формируются умения самостоятельного планирования исследовательских работ.

4.                  Студенты глубоко и всесторонне воспринимают сущность проблемы, размышляют над различными способами её решения, учатся находить самое приемлемое, оптимальное решение.

5.                  Расширяются возможности получения планируемых результатов.

6.                  У студентов развиваются навыки общения, работы в сотрудничестве, координации и согласованности действий, направленных на решение различных социальных задач.

7.                  В современных условиях требуется не передача студентам готовых знаний, а ориентирование их на самостоятельное усвоение знаний.

В соответствии с уровнем социально-экономического и культурного развития нашей страны перед высшими образовательными учреждениями поставлена задача подготовки специалистов, обладающих современными званиями и способных творчески применить их в своей практической деятельности, специалистов, постоянно повещающих профессиональное мастерство путем самостоятельной работы над собой. Целенаправленная организация самостоятельной исследовательской работы студентов поможет воспитать их как логически мыслящих, инициативных и креативных специалистов.

Литература:

1.      Каримов И. А. Юксак маънавият –енгилмас куч — Т., “Маънавият”, 2008.

2.      Ўзбекистон Республикаси Қонуни “Таълим тўғрисида”-Т., “Ўзбекистон”, 1997.

3.      Ўзбекистон Республикаси “Кадрлар тайёрлаш миллий дастури”- Т., “Ўзбекистон”, 1997.

4.      Очилов М. Янги педагогик технологиялар — Қарши, “Насаф”, 2000.

5.      Йўлдошев Ж.Ғ., Усмонов С. А. Педагогик технология асослари –Т. 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle