Библиографическое описание:

Косикова Ю. А., Литвинова Н. В. Перспективы развития мировой и российской молочной индустрии // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 460-462.

Исследованиям конъюнктуры рынков пищевой продукции в Московском государственном университете пищевых производств уделяется значительный объем научных исследований, доказательством чему является публикационной активности по данному направлению [1–5]. Данная статья посвящена перспективам развития молочной индустрии в России и мире.

По данным международного центра исследований сельскохозяйственной и продовольственной индустрии «Rabobank» темпы роста молочной промышленности будут довольно активными, но неравномерными, особенно на развивающихся рынках. Эксперты «Rabobank», в своем докладе «Глобальная перспектива развития молочной индустрии» повествуют о том, что в ближайшие пять лет мировой рынок молочных продуктов будет характеризоваться неплохими перспективами, но повышение цен и неравномерное расширение рынка создадут, с одной стороны, много возможностей для ключевых игроков в цепочке молочных поставок, а с другой стороны, немало проблем.

Западные рынки будут продолжать наращивать мощности, в то же время на развивающихся рынках стран Юго-Восточной Азии, рост будет крайне неравномерным и составит более 80 % от роста объемов мирового молочного рынка. Особую проблему для многих мировых молочных компаний, большинство которых до сих пор сосредоточены на рынках ЕС и США, будет представлять интерес выход на рынки развивающихся стран.

Например, влияние различных факторов, таких как демографические, экономические и диетические, вероятно, приведут к некоторому сокращению продаж сыра. По мнению аналитиков, объемы продаж будут гораздо выше для продуктов на основе сыворотки, чем продажи самой сыворотки. Заметное различие показателей роста продаж сыра и сыворотки, свидетельствует о структурных сдвигах на мировом молочном рынке, и в свою очередь оправдывает переоценку поиска новых стратегий для предприятий и самого производства.

Что касается анализа рынка молока и молочной продукции в России, то отечественный рынок молочной продукции развивается и растет, соответственно усиливается и конкуренция на нем. Это связано со многими факторами, а именно, постоянным наращиваем объемов производства игроками рынка, появлением в России заводов иностранных производителей и постепенным ростом благосостояния большей части населения страны.

За исключением молочного рынка, все остальные основные потребительские рынки России отстают по уровню среднедушевого потребления от европейских рынков, что служит потенциалом для дальнейшего их роста. По проведенным исследованиям, отмечают, что хоть Россия и входит в число стран с самым высоким потреблением молочных продуктов, но ее рынок не дотягивает до рынков молочной продукции ЕС и США. Для сравнения среднедушевое потребление молочных продуктов в год на сегодняшний день в скандинавских странах превышает 500 кг, Германии и Франции — 400 кг, а в России — 250 кг, одним из факторов, объясняющих данный факт, является ограниченная покупательная способность.

В 2013 году рост потребления молочных продуктов составил 6–8 %, при этом цены выросли на 8–10 %. С 2013–2015 года прогнозируется замедление темпов роста потребления до 4–6 %, но, в то же время, в денежном выражении рынок будет увеличиваться на 5–7 % в год, также стоит учитывать дефицит сырья, что безусловно увеличит его стоимость.

Таким образом, рынок молочных продуктов в среднесрочной перспективе ожидает новый виток конкурентной борьбы между двумя крупными компаниями: Danone-Юнимилк и Вимм-Билль-Данн (Pepsi Co). В результате этого возможно снижение цен на продукцию и появление новых брендов, зная, что покупательная способность все еще находится на низком уровне, цена является ключевым фактором при выборе товара. В среднесрочной и долгосрочной перспективе лидеры рынка будут продолжать расширять географию распространения своего влияния по России, в том числе, приобретать небольших региональных производителей, завоевывая все больше потребителей. Можно утверждать, что конкурентная борьба, если и не повлечет увеличение рекламных бюджетов на молочном рынке крупнейших рекламодателей то, по крайней мере, сохранит их положение на прежнем уровне.

Если рассмотреть ситуацию на мировом рынке молочной индустрии то, на сегодняшний день навыки необходимые для управления бизнесом, значительно выше, прибыль больше, а инфляция цен на активы, особенно в регионах на основе пастбищного хозяйства, демонстрирует, что большинство производителей молока все-таки получают скромную отдачу от активов. В перерабатывающем секторе также немало проблем, например, сложные экономические условия, нестабильные и производственные затраты, власть розничных торговых сетей на рынке. В целом перерабатывающему сектору удалось, за счет сочетания минимизации производственных затрат, увеличения расходов потребителей и продаж продукции с более высокой добавленной стоимостью, сохранить и улучшить свою маржу, но положительные достижения и показатели варьируются в пределах сектора. Так производители жидкого молока и крупные китайские молочные предприятия сталкиваются с постоянным падением прибыли. Сыроделы улучшили свое положение, да и крупные производители товаров повседневного спроса, такие как, «Danone — Юнимилк», «Nestle», тоже «чувствуют» себя комфортно.

Таким образом, повышенные цены на молочную продукцию и высокий спрос будут приносить представителям отрасли, как проблемы, так и возможности для дальнейшего развития сектора. Те компании или производители, которые хотят вступить в золотой век молочной индустрии должны следить за стратегией конкурентов, выбирать, куда вкладывать инвестиции, адекватно позиционировать себя на рынке, должны отслеживать основные тенденции отрасли и обеспечить эффективное управление рисками.

Вернемся вновь к рынку молока в России. Рынок молока, по мнению экспертов, является высококонкурентоспособным. Тенденциями этого рынка является процесс «брендирования» рынка молочной продукции. На рынке существуют крупные предприятия и холдинги, у которых свое высокотехнологическое оборудование, имеются средства на маркетинговые мероприятия и дилерская сеть. Неудивительно, что из-за таких предприятий вытесняются небольшие фирмы или заводы.

К предприятиям, перерабатывающим молоко, относят творожные, консервные, маслодельные предприятия. На сегодняшний день на рынке молочной индустрии выделяются лидеры производства, как правило, такие компании все больше закрепляются на рынке, увеличивают количество заводов, которые находятся в их подчинении, наращивают ресурсы и свои производственные мощности (например, «Вимм-Билль-Данн», холдинг «Юнимилк».)

Чтобы удержаться на плаву появляются все больше предприятий, которые расширяют свой ассортимент продукции, тем самым развивая соответственный профиль. Весь рынок молочной индустрии поделен на секторы, по оценкам экспертов 56 % разделяют компании-производители -большие, средние, малые, а 44 % контролируются компаниями — лидерами. («Вимм-Билль-Данн», «Лактис», «Юнимилк».)

По причине отсутствия средств, необходимых для модернизации производства, расширения сети сбыта продукции, географии снабжения, создания и рекламирования торговой марки, местные компании часто бывают неконкурентоспособными. С каждым годом крупные производители поглощают все большее количество мелких региональных производителей. В связи с тем, что крупные предприятия имеют прочный как финансовый, так и производственный фундамент и к тому же хорошо ориентируются на рынке, многим малым производителям выгоднее к ним присоединится, чем действовать самостоятельно. Из всего вышесказанного можно спрогнозировать, что в будущем молочную продукцию будут выпускать небольшое количество крупнейших производителей, ведь уже на сегодняшний день они занимают большую долю рынка.

Российские производители молочной продукции увеличивают экспорт и продажи на внутреннем рынке. Не смотря на увеличение выпуска молочной продукции, поголовье коров в России сокращается с каждым годом все больше и больше. Это связано с очень высокими ценами на корм, что делает невозможным содержать скот мелким хозяйствам. Соответственно цены на молочную продукцию будут усиленно расти. С целью избежать резкого подъема цен на продукцию, Россия упростила жизнь импортным поставщикам.

Подведя итог можно сказать, что и российский и мировой рынок молочной индустрии характеризуется неплохими перспективами роста, но повышение цен и неравномерное расширение рынка создадут, с одной стороны, много возможностей для ключевых игроков в цепочке молочных поставок, а с другой стороны, немало проблем. Конкуренция на рынке продолжает расти. Те компании или производители, которые хотят вступить в золотой век молочной индустрии должны следить за стратегией конкурентов, выбирать, куда вкладывать инвестиции, адекватно позиционировать себя на рынке, должны отслеживать основные тенденции отрасли и обеспечить эффективное управление рисками. В противном случае это может привести к тому, что рынок молочной продукции будет принадлежать нескольким крупным производителям.

Литература:

1.         Косикова Ю. А., Тульская Н. С. Анализ деятельности перерабатывающего предприятия в рыночных условиях//Экономика с/х и перераб предприятий. 1995. № 11

2.         Скляренко С. А., Стригина М. О., Есипова Е. С., Филиппова М. Г. Анализ полевого исследования рынка пива в районе Сокол по г.Москва// Молодой ученый. 2013. № 12(59). С.362–367

3.         Аверина О. В., Тульская Н. С. Особенности российского рынка пива// Пиво и напитки. 2003. № 2. С.4–5

4.         Косикова Ю. А. Маркетинг в системе управления на предприятиях пищевой промышленности (на прим. пищеконцентрат. отрасли). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук/ Москва. 1997

5.         Молчанова Е. Н., Шипарева М. Г., Карушева М. Г. Маркетинговое исследование предпочтений потребителей мучных кондитерских изделий// Кондитерское производство. 2012. № 5. С.28–32

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle