Библиографическое описание:

Хуснутдинова З. А., Мануйлова Г. Р., Горбаткова Е. Ю., Титова Т. А. Основные вопросы реализации магистерской программы «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1053-1056.

В современных условиях особого внимания заслуживает проблема профилактики аддиктивного поведения в школьном возрасте. Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. С целью предупреждения потребления различных психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками разработана и внедрена магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» по направлению «Педагогическое образование» [15].

Проведенный нами анализ научной литературы по современным подходам к профилактике потребления детьми и подростками ПАВ свидетельствует, что решение данной проблемы невозможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают им сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями образовательного процесса [7,8,10].

В рамках медико-социального исследования образа жизни учащихся политехнического колледжа г. Уфы, для выявления распространенности потребления ПАВ были опрошены 30 подростков разного пола. Каждый пятый студент (20 %) курил несколько сигарет в месяц, каждый второй (50 %) употреблял 2–3 сигареты в день, 20 % — 5 сигарет и 10 % — 10 сигарет в день. Только каждый десятый (10 %) опрошенный нами учащийся не пробовал спиртные напитки, 20 % — пробовали алкоголь на семейных торжествах с родителями, 60 % — со сверстниками и 10 % — в летнем лагере.

На допустимость употребления алкоголя всегда, когда имеются деньги, указали 20 % опрошенных подростков, 70 % — допускали прием алкоголя по праздникам, 10 % считали, что никогда нельзя употреблять спиртные напитки. Необходимо отметить, что все студенты отрицательно относятся к приему наркотиков. Каждый второй анкетируемый считал, что приобрести наркотики довольно просто, а каждый пятый указал на невозможность достать наркотики. Все опрошенные подростки доверяли информации о вреде потребления ПАВ, полученной лишь от родителей. Среди мер профилактики употребления ПАВ 80 % подростков считали необходимым полностью запретить продажу алкоголя и сигарет, 10 % — запретить рекламу и 10 % — предлагали ввести соответствующие штрафы [2,4,16].

Профилактика аддиктивного поведения учащихся должна быть в первую очередь направлена на формирование установки личности на избегание первичного приема наркотиков. Решение данной задачи образовательными методами, которые являются основой для построения эффективных стратегий профилактики среди обучающихся, направлены на формирование у них здорового образа жизни [6,9].

В России только в нескольких педагогических вузах ведется подготовка кадров в области превентологии через магистратуру (Санкт-Петербург, Краснодар и др.).

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы в 2013 году состоялся первый выпуск магистров по образовательной программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)». В разработке указанной программы мы опирались на опыт наших коллег, в частности РГПУ им. А. И. Герцена, г.Санкт-Петербурга.

Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии [15].

Целью новой программы стало содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений, путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде [3,5].

Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно: «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья», «Нейрофизиология зависимостей», «Аддиктивное (зависимое) поведение в молодежной среде», «Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде», «Технологии обеспечения здоровьесберегающей образовательной среды», «Социально-правовые аспекты профилактики социальных отклонений» [5].

Общими принципами проектирования образовательных программ профилактики могут стать:

-          направленность программ на мишени профилактики;

-          нацеленность на формирование здорового стиля жизни и развитие навыков в решении жизненно важных проблем [14];

-          коммуникативность, т. е. необходимость построения образовательных программ на различных диалогических моделях, предполагающих доверительные взаимоотношения и групповое взаимодействие;

-          адаптивность программ (адаптация к особенностям сообщества, класса);

-          личностный характер программ, ориентация на приобретение учащимися «опыта здорового стиля жизни», опора на технологии «структурного учения», которые проектируются по следующей дидактической цепочке: восприятие информации — ее обсуждение — размышление — принятие установки ценности здоровья — свободный осознанный выбор поведения в жизненных ситуациях;

-          направленность стратегий профилактики на усиление позитивных ресурсов личности [13,15].

Согласно ФГОС ВПО контекст изменений в образовании характеризуется: широким использованием интерактивных образовательных технологий и других инноваций, которые рассматриваются не только как механизм реагирования системы на внешние изменения; как фактор, стимулирующий развитие системы образования; и как средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта; но и как конечный результат деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или технологического процесса, используемого на практике [12]. Другими аспектами изменений касаются организации самостоятельной работы, способов оценки достижений студентов, а также разработки современного учебно-методического комплекса. Магистерская программа по превентологии будет осуществляться наиболее эффективно, если будут реализоваться следующие условия:

-          профилактическая работа должна проводиться среди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей;

-          программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы;

-          обучение по профилактике АП должны проводить подготовленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, а не приглашенные специалисты, родители или сверстники;

-          при использовании программ, основанных на информационном подходе необходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окружающую действительность и вызывает сомнения в достоверности источника;

-          представляемая информация не должна быть однобокой, необходимо честно раскрывать и обсуждать плюсы и минусы явления;

-          дети должны активно участвовать в различных моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные позиции в отношении ПАВ [15];

-          в определении целей и специфики содержания, методов и организационных форм профессиональной подготовки специалистов необходимо учитывать стадии формирования медико-педагогической компетентности, определяющей становление развитие самосознания и ведущие факторы его саморазвития [11];

-          активно использовать следующие методы обучения в высшей школе: анализ конкретных ситуаций (case-study); разыгрывание ролей (ролевая игра, деловая игра); «мозговой штурм»; интерактивные методы обучения (социально-психологический тренинг); видеометод и др. [1];

-          в содержание подготовки специалистов различных профессий, включать, например, такие интегрирующие спецкурсы, как: «Тренинг достижения позитивных жизненных целей», «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья», «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости», «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога», «Здоровый образ жизни как модель поведения», «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний» [5].

Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных в содержание ООП магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии. По нашему глубокому убеждению магистры-превентологи, являющиеся специалистами нового поколения в области профилактики зависимостей, действительно необходимы нашему обществу. Социальный заказ на их подготовку обоснован тем, что современные подходы к пониманию аддиктивного поведения практически не представлены в профессиональном образовании медиков, педагогов, психологов, социальных работников, занимающихся профилактикой употребления психоактивных веществ. И мы надеемся, что образовательная программа «Профилактика социальных отклонений (превентология)», даст возможность выйти на новый профессиональный уровень в области профилактики различных видов аддикций.

Литература:

1.                  Борисов А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 375–377.

2.                  Горбаткова Е. Ю. Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения подростков / О. В. Нарсеева, Е. Ю. Горбаткова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2013. — № 11. — С. 068–070.

3.                  Горбаткова Е. Ю. Опасности социального характера // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 «Безопасность жизнедеятельности» / Е. Ю. Горбаткова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа, 2011.

4.                  Мануйлова Г. Р. Выявление условий здоровьесберегающей деятельности студентов-первокурсников педагогического вуза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 792–794. М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 360–364.

5.                  Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) / М. С. Матусевич и др. // Молодой ученый. — 2013. — № 10. — С. 534–536.

6.                  Mухаметова Г. Р. Медико-социальные проблемы образа жизни и здоровья студентов — будущих педагогов: Автореф. канд. мед. наук. — Казань, 2005. — 24с.

7.                  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 90–95.

8.                  Сыромятникова Л. И. Безопасность человека как предмет изучения // В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша; 2007; издательство: Центр научно-информационных технологий «Астерион» (СПб). — С. 37–41.

9.                  Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.

10.              Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.

11.              Сыромятникова Л. И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе: Автореф. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2009. — 24с.

12.              Титова Т. А. Эффективность здоровьесберегающих технологий в охране здоровья девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Автореф. канд. мед. наук. — Самара, 2005. — 24с.

13.              Хуснутдинова З. А. Образ жизни и здоровье студентов — будущих педагогов / А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, С. Н. Горбушина // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 13. — С. 25–31.

14.              Хуснутдинова З. А. Объем и характер лечебно-профилактической помощи, оказанной студентам — будущим учителям / З. А. Хуснутдинова, Г. Р. Мухаметова, Ф. Р. Загидуллина //Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. — 2003. — № 11. — С. 71–75.

15.              Хуснутдинова З. А. О некоторых проблемах организации первичной профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Р. Мануйлова, // III Международная НПК «Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация» 6–7 ноября 2013г. Материалы конференции. М.: МГППУ. — 2013. — С. 351–357.

16.              Хуснутдинова З. А., Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде / З. А. Хуснутдинова, Г. Г. Саитгалиева Г. Г. // Социологические исследования. — 2013. — № 6. — С. 86–90.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle