Исторические памятники города Наманган | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 06.03.2014

Статья просмотрена: 920 раз

Библиографическое описание:

Тожиахмедова, М. Х. Исторические памятники города Наманган / М. Х. Тожиахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 738-739. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9640/ (дата обращения: 16.04.2024).

Наманган является одним из самых красивейших городов Узбекистана и отличается своей прекрасной природой, необычайными историческими достопримечательностями. Чистая вера, трудолюбие, честность — вот присущие качество жителей этого города. В городе Наманган до сих пор сохранены много исторические памятники. Многие как древние руины, крепости оставшиеся под землёй, крупные храмы относящиеся к среднему веку и многие другие являются одним из них. Эти постройки были постройки местными искусными архитекторами и в них имеются их мастерство. До сегодняшнее время, были сохранены некоторые из них, и имеет своё особенное значение.

На сегодняшнее время, в Намангане были построены из рук выросшими в нашей области мастерами много исторических памятников. Некоторые из них «Хужамнинг қабри»(XVIIIвек), «Азизхужа мадрасаси» (вторая половина XVIII века), мавзолей «Мавлавий Намангоний» (начало XVIII века), медресе «Мулла Киргиз» (начало XX века), мечеть «Атоуллохон тура» (1915гг.) и многие другие. Одним из таких архитектурных памятников является «Хужамнинг қабри», который находится на улице Кузагарлик. Этот мавзолей являясь памятником XVIII века, на её строение участвовали самые искусные мастера архитекторы того времени, которые украшали её с тончайшим вкусом. Для её украшения использована резная керамика, а это доказывает о том, что и в то время был метод украшения. Порог здания арковидная, в виде маленького угловатого минарета. Обливка порога и внутрь здания украшена цветными, эмалированной кафелью. У главной двери мавзолея написано «Амалии усто Мухаммад Иброхим ибн Абдурахим», то есть «Построил сын Мухаммада Ибрагима строитель Абдурахим». этот мавзолей считается самым древним среди других в городе Наманган.

Второй исторический памятник Азизходжа зшон был построен рядом с мавзолеем Хужамнинг кабри. А это медресе построил племянник Ибрагимходжи Азизходжой во второй половине XVIII века. Во время строения в основном активно участвовали Наманганские мастера — архитекторы. Медресе состоял из 24 хужры, одной аудитории, одной кладовой и одной мечети. В хужрах медресе часто проводились мероприятия по чтению газелей. В таких мероприятиях собирались многие учащиеся из других медресе. На собраниях несколько раз участвовал даже кокандский друг Надима Намангани, поэт просвещения Мухаммад Аминходжа Мукимий.

Необычной мечетью в Средней Азии считается мечеть Атоуллохон тура, который расположен в центре махалли «Сумалак гузар», на улице Уйчи. Мечеть был построен внуком Халифы Абдулазиза (Мажзуб) Намангани, просвещённый богач своего времени Атоуллохон турой (народ называл Отавалихон тура). До того времени вместо мечети была соборная мечеть, которая была известна в Центральной Азии в XXвеке как присущий для того украшениями. Но, из-за пожара в 1914года после землетрясенья, здание потерпело значительные повреждения. И после этого има мечети Атоуллохон тура принимается строить вместо старой новое. Стройки новой мечети начинаются с 1915 года, ведущим строителем был сын наманганского архитектора Ибрагима Уста Киргиз. Основные расходы на строительные материалы взял на себя Атоуллохон. В 1918 году возникшие разногласия между Атоуллохон и мастером Мулла Киргиз, временно приостановили строительство мечети. Пройдя несколько лет, вновь начинается строительство и доводится до конца. Но, в 1927 году по решению правительства большевиков, по всей республике началась борьба против религиозной веры и религиозных учреждений. Вследствие этого мечеть Атоуллохон тура была закрыта. С 1929 года зданием мечети пользовались многие организации.

Одним из исторических памятников города Наманган является медресе Мулы Киргиз. Медресе находится в старой части города, на площадке Чорсу и был построен в 1910–1912 годах мастером Мулла Киргиз. По данным сведениям, медресе строился три года. Медресе строился денежными средствами сына Мулла Киргиза Машрабой. Общая площадь медресе Мулла Киргиз состоит 600кв.м. и имеет 43 хужры, а также 3 больших купола. Здание строилась из прямоугольного жженого кирпича производившие Мирзададабоем и Тошболтабоем. В медресе учились в основном дети из состоятельных семей. Самым заслужившим внимание в строении медресе является аудитория в правой части, строительный метод, внешний и внутренний вид. Над ними строились купола, а для светлости комнат над ними ставились проёмы. С 1970 по 1090 года в медресе Мулла Киргиз вела свою деятельность областной отдел общество охраны исторических и культурных памятников Узбекистана. Начиная с конца 1990 года по разрешению мусульманской управлении Средней Азии и Казахстана, открылось исламское учебное заведение (медресе). Данное учебное заведение вела деятельность в 1991–1997 годы в здании Муллы Киргиз. Но по указу хокима города Наманган медресе перевели в здание бывшей мечети Атоуллохон туры (в народе называют мечеть Гумбаз) и до сегодняшнего дня ведёт свою деятельность. В здании Муллы Киргиз ведутся работы реконструкции.

Также одним из архитектурных памятников является мавзолей Мавлавий Намонгоний., которая расположена на правом берегу северного Ферганского канала. О строительстве мавзолея нет никаких письменных источников. Но по записям на внутренних стенах мавзолея, впервые она отремонтирована в 1805году. Исходя из этой записи, мы примерно можем предполагать, что реконструкция была проведена примерно спустя 50 лет, то есть в 1875 году. Если так предположить, то мавзолей был построен до смерти Муллаходжа ишан. А также, она была не мавзолеем, а местом паломничества. Вторая реконструкция была осуществлена в1905 году, то есть спустя сто лет. Но некоторые учёные предполагают, что мавзолей был построен в 1805–1806 годы. По данным в записях в второй реконструкции активно участвовали резные мастера как Закир Ахун, мастер Хусайн и мастер Абдураззак. В 1957 году во время реконструкции наманганский поэт восстановил все записи на стенах мавзолея. Основываясь на эти записи, на окраинах этого мавзолея были похоронены три наставника и они являются потомками Мавлавий Муллаходжи ишан.

Кроме этого в городе Наманган были построены собор Мулла Бозор Охунд (XVIIвек), мечеть Махдум Ишан (XVIII век), мечеть Орифбой(1798 год), мечеть Лангар (1850год),мечеть Теракзор(1848год), мечеть Курашхона(1887–1888год), мечеть Ало бой(1912год), Мечеть Ражаб Азимбой(1912год), мечеть Ишан Шайх(1913год), мечеть Отахонбой(1923год) и многие другие архитектурные, исторические необычные памятники, которые к сожалению не сохранились. Такие памятники являются ярким и культурным наследием наших предков. Изучение и исследование таких памятников, является для каждого из нас долгом.

Литература:

1.         Юсупов И. Ю. Мирзалиев Э. Ю. Наманган вилояти меъморий обидалари сирлари. Наманган. 2008.-Б. 30.

2.         Наманган ҳақиқати. 2006 йил. 22 ноябр.

3.         Саматов У. Уста Қирғиз излари, издошлари. Наманган. 1999.-Б. 10–11.

4.         Балаев А. А. Материалы экспедиции по фиксации памятников монументальной и жилой архитектуры по Наманганской области. 1948. –С. 144.

5.         Бородина И. Ф. Дневник обследования с описанием памятников архитектуры Ферганской долины (жилых домов, квартальных мечетей, медресе и мавзолеев). 1954.–С. 57–58.

6.         Наманган ҳақиқати. 2005 йил. 21 январ.

7.         Азимов И. Фарғона водийсининг архитектура ёдгорликлари. Т.: Ўзбекистон. 1986. –Б. 59.

Основные термины (генерируются автоматически): мечеть, медресе, Наманган, Киргиз, мавзолей, Азия, здание Муллы, Мулла, Наманган были, половина XVIII века.


Похожие статьи

Ancient Monuments of Fergana Valley (Base on the buildings of...)

There are several monuments in Namangan city. They are: The Mausoleum of Hodjam (“Ho’jamning qabri maqbarasi”, XYIII century), Azizhodja Medrese (“Azizho’ja Madrasasi”, XVIII century), Mulla Kirgiz Medrese (“Mulla qirg’iz madrasai”, at the beginning of XX century)...

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ...)

В медресе есть одна мечеть и одно помещение для занятий.

18. Мулла Саримсок. 19. Мулла Абдурахмон.

Основные термины (генерируются автоматически): мулла, медресе, студент, правитель города, уголь, Ташкент, Азия, половина XIX, конец XIX, часть города.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Высшие и начальные медресе; Мечети и священные места для полной свободы людей

Часто татарские муллы исполняли роль посредников между колониальными властями и

образцам» [1]. Но под влиянием татар у народов Центральной Азии были широко распространены...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар...)

Характеризуя роль Тимура в истории Средней Азии, И. А. Каримов подчеркивает: — «Амир Тимур создал сильное государство.

мавзолей шейха Зайн ад-дина Куйи Арифани, конец XIV – начало XV века, Ташкент

Мавзолей был взорван в 1881 году.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

В первой половине XIV века в архитектуре Средней Азии окончательно созревают приемы

Резной камень и резное дерево на протяжении XIV-XVIII веков широко применялись в...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

В культовое зодчество вошли мечети, минареты, медресе, мемориалы и мавзолеи.

Медресе было одним из самых больших и благоустроенных.

Минареты Самаркандской школы зодчества XVIII- начала XX веков невелики по высоте.

Джадидское просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например, в газете «Садои Фаргона» была помещена отдельная статья о том, что наманганский мулла Исхокджонбой

Джадиды, призывая сократить расходы на проведение семейных торжеств, обращали внимание на плачевное состояние мечетей, медресе, школ.

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Ворота были выстроены в виде массивного портала с мощными башнями по сторонам от арочного проезда в XVIII веке.

Мавзолей Саманидов знаменует начало новой эпохи в развитии зодчества Средней Азии, который был возрожден после арабского завоевания.

Похожие статьи

Ancient Monuments of Fergana Valley (Base on the buildings of...)

There are several monuments in Namangan city. They are: The Mausoleum of Hodjam (“Ho’jamning qabri maqbarasi”, XYIII century), Azizhodja Medrese (“Azizho’ja Madrasasi”, XVIII century), Mulla Kirgiz Medrese (“Mulla qirg’iz madrasai”, at the beginning of XX century)...

Из истории медресе в городе Ташкенте (конец XIX — начало ХХ...)

В медресе есть одна мечеть и одно помещение для занятий.

18. Мулла Саримсок. 19. Мулла Абдурахмон.

Основные термины (генерируются автоматически): мулла, медресе, студент, правитель города, уголь, Ташкент, Азия, половина XIX, конец XIX, часть города.

Основные предпосылки распространения суфизма в Кыргызстане

Высшие и начальные медресе; Мечети и священные места для полной свободы людей

Часто татарские муллы исполняли роль посредников между колониальными властями и

образцам» [1]. Но под влиянием татар у народов Центральной Азии были широко распространены...

Мавзолей Шейха ходжы Нуриддина Басира (Кутби — Чахар...)

Характеризуя роль Тимура в истории Средней Азии, И. А. Каримов подчеркивает: — «Амир Тимур создал сильное государство.

мавзолей шейха Зайн ад-дина Куйи Арифани, конец XIV – начало XV века, Ташкент

Мавзолей был взорван в 1881 году.

Художественное творчество средневековой Средней Азии

Мавзолей-медресе Ходжа Машхад. Реконструкция южного фасада С. Г. Хмельницкого.

В первой половине XIV века в архитектуре Средней Азии окончательно созревают приемы

Резной камень и резное дерево на протяжении XIV-XVIII веков широко применялись в...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

В культовое зодчество вошли мечети, минареты, медресе, мемориалы и мавзолеи.

Медресе было одним из самых больших и благоустроенных.

Минареты Самаркандской школы зодчества XVIII- начала XX веков невелики по высоте.

Джадидское просвещение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Например, в газете «Садои Фаргона» была помещена отдельная статья о том, что наманганский мулла Исхокджонбой

Джадиды, призывая сократить расходы на проведение семейных торжеств, обращали внимание на плачевное состояние мечетей, медресе, школ.

Бухара — колыбель цивилизации | Статья в журнале...

Ворота были выстроены в виде массивного портала с мощными башнями по сторонам от арочного проезда в XVIII веке.

Мавзолей Саманидов знаменует начало новой эпохи в развитии зодчества Средней Азии, который был возрожден после арабского завоевания.

Задать вопрос