Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Ткачук В. А., Ерохина О. Б., Ткачук А. А. Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 960-962.

Широкое внедрение сложных систем управления и контроля с высокой степенью автоматизации является одной из характерных особенностей развития современного общества. Компьютеризация процессов затронула не только производственную сферу, но проникла и в гуманитарные отрасли знаний [1,4,6,13,16,18]. Инновационные компьютерные технологии широко внедряются в образовательную среду и призваны повысить эффективность процесса обучения [3,4,10,17,21]. Создаваемая при этом новая искусственная технико-технологическая среда ставит человека в возрастающую зависимость от нее [1–5,8,11–17].

Актуальным направлением становится создание компьютеризированных рабочих мест (КРМ), обеспечивающих удобство работы с электронными средствами [1]. Однако, несмотря на высокий уровень автоматизации процесса управления современными сложными системами, центральным звеном человеко-машинных комплексов остается человек-оператор [7,13]. При этом особенно важным является решение проблемы обеспечения безопасности его жизнедеятельности и сохранения здоровья [2,16,19].

Решение данных вопросов связано не только с конструктивными (инженерными, эргономическими), но и с медицинскими (гигиеническими) мероприятиями, так как нельзя рассматривать раздельно человека и машину, а только как систему «человек — труд — результат». Здоровье человека и его работоспособность в этой системе выступают как системное совокупное качество, определяющее надёжность, эффективность и безопасность трудовой деятельности специалиста, в данном случае оператора КРМ.

На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к КРМ, содержанию трудового процесса, условиям и организации его реализации, а также к медико-профилактическим мероприятиям и организации профессионального отбора, подготовке специалистов [1,13,16,17].

Исходя из своеобразия психофизиологических характеристик человека, лежащих в основе эргономических и гигиенических требований, все они классифицируются на следующие группы:

-              психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных факторов деятельности;

-              физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адаптационные) резервы организма и т. п.;

-              антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста;

-              гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и ограничивают воздействие на него неблагоприятных факторов рабочей среды.

Многие процессы обучения в настоящее время по большинству параметрам и задачам приближены к натурным условиям деятельности, имитируя их [1,13]. В связи с этим программный продукт часто содержит сложные операционные задания, выполнение которых помогает обучающемуся с необходимой эффективностью освоить производственные навыки или получить соответствующие знания [3,4,6,18,20,21].

Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать характеристики объектов управления и факторов окружающей среды, а по количеству информации — обеспечивать рациональную информационную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям. По форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психофизиологическим возможностям оператора по преобразованию информации.

Требования к органам управления (ОУ) отражают необходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий, с учетом сложившегося у человека стереотипа движений, обеспечивать равномерность загрузки конечностей специалиста и рациональность мышечных усилий с точки зрения продолжительности работы, точности и координации рабочих движений. Необходимо кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать ошибочных действий при их использовании без зрительного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений.

Требования к КРМ определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи обучающегося специалиста с оборудованием, а также специалистов между собой при их совместной деятельности. Указанные требования предусматривают использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего пространства для осуществления необходимых движений и перемещений в процессе выполнения учебных или трудовых задач, а также обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения.

Требования к КРМ заключаются в том, что факторы окружающей среды и процесса обучения (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать психического перенапряжения, стресса, а также снижать эффективность и надежность деятельности.

Сама организация процесса обучения предусматривает рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение образовательного цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановление работоспособности, распределение обязанностей и расстановку обучающихся в целях обеспечения эффективности и безопасности образовательного процесса, а также сохранения здоровья.

Таким образом, при создании современных компьютеризированных рабочих мест роль человеческого фактора остается высокой. Только комплексное соблюдение гигиенических и эргономических требований обеспечивает адекватность рабочей нагрузки функциональным возможностям человека, создание комфортной образовательной среды, поддержание работоспособности обучающихся на заданном уровне, сохранение необходимого функционального состояния их организма и тем самым обеспечение безопасности жизнедеятельности и эффективности выполнения задач обучения.

Важным условием внедрения инновационных процессов образования является разработка требований и заданий на создание компьютеризированных рабочих мест, а также методических рекомендаций по их эксплуатации.

Литература:

  1. Багрецов С. А., Колганов С. К., Львов В. М. Диагностика и прогнозирование
  2. функциональных состояний операторов в деятельности.- М..: Радио и связь, 2000.-191 с.
  3. Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№ 5.-С.397–400.
  4. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№ 6.- С.372–375.
  5. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с.16–17.
  6. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№ 4.- С.242.
  7. Буйнов Л. Г., Глазников Л. А., Говорун М. И., Сорокина Л. А. и др. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивсти операторов авиакосмического профиля // Вестник оториноларингологии.- 2012.-№ 4.- С. 33–36.
  8. 7.. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№ 6.- С.730–732.
  9. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета.-2007.-№ 6.-С. 47–48.
  10. Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В. П. Соломин, Л. П. Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№ 3.-С. 484–485.
  11. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  12. Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С. 494–496.
  13. Матусевич М. С. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№ 9.-С. 306–307.
  14. Плахов Н. Н. Архитектурнр-художественный проект корабля как основа проектирования его служебных помещений и автоматизированных рабочих мест [Текст] / В. В. Кобзев, Н. Н. Плахов, А. В. Нефедович // Судостроение.-№ 2.-С. 286–289.
  15. Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. -№ 12. — С. 42–45.
  16. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2012. — № 145. — С.90–95.
  17. Соловьев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№ 4 (32).-С 16–19.

18.  Соловьев А. В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С.494–496.

19.  Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 29–30.

20.  Сухоруков Д. В., Богданов А. А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.

  1. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  2. Сыромятникова Л. И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle