Библиографическое описание:

Матусевич М. С., Ткачук В. А., Ерохина О. Б., Ткачук А. А. Психолого-педагогические аспекты эргономического обеспечения профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 960-962.

Широкое внедрение сложных систем управления и контроля с высокой степенью автоматизации является одной из характерных особенностей развития современного общества. Компьютеризация процессов затронула не только производственную сферу, но проникла и в гуманитарные отрасли знаний [1,4,6,13,16,18]. Инновационные компьютерные технологии широко внедряются в образовательную среду и призваны повысить эффективность процесса обучения [3,4,10,17,21]. Создаваемая при этом новая искусственная технико-технологическая среда ставит человека в возрастающую зависимость от нее [1–5,8,11–17].

Актуальным направлением становится создание компьютеризированных рабочих мест (КРМ), обеспечивающих удобство работы с электронными средствами [1]. Однако, несмотря на высокий уровень автоматизации процесса управления современными сложными системами, центральным звеном человеко-машинных комплексов остается человек-оператор [7,13]. При этом особенно важным является решение проблемы обеспечения безопасности его жизнедеятельности и сохранения здоровья [2,16,19].

Решение данных вопросов связано не только с конструктивными (инженерными, эргономическими), но и с медицинскими (гигиеническими) мероприятиями, так как нельзя рассматривать раздельно человека и машину, а только как систему «человек — труд — результат». Здоровье человека и его работоспособность в этой системе выступают как системное совокупное качество, определяющее надёжность, эффективность и безопасность трудовой деятельности специалиста, в данном случае оператора КРМ.

На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к КРМ, содержанию трудового процесса, условиям и организации его реализации, а также к медико-профилактическим мероприятиям и организации профессионального отбора, подготовке специалистов [1,13,16,17].

Исходя из своеобразия психофизиологических характеристик человека, лежащих в основе эргономических и гигиенических требований, все они классифицируются на следующие группы:

-              психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных факторов деятельности;

-              физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адаптационные) резервы организма и т. п.;

-              антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста;

-              гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и ограничивают воздействие на него неблагоприятных факторов рабочей среды.

Многие процессы обучения в настоящее время по большинству параметрам и задачам приближены к натурным условиям деятельности, имитируя их [1,13]. В связи с этим программный продукт часто содержит сложные операционные задания, выполнение которых помогает обучающемуся с необходимой эффективностью освоить производственные навыки или получить соответствующие знания [3,4,6,18,20,21].

Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать характеристики объектов управления и факторов окружающей среды, а по количеству информации — обеспечивать рациональную информационную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям. По форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психофизиологическим возможностям оператора по преобразованию информации.

Требования к органам управления (ОУ) отражают необходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий, с учетом сложившегося у человека стереотипа движений, обеспечивать равномерность загрузки конечностей специалиста и рациональность мышечных усилий с точки зрения продолжительности работы, точности и координации рабочих движений. Необходимо кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать ошибочных действий при их использовании без зрительного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений.

Требования к КРМ определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи обучающегося специалиста с оборудованием, а также специалистов между собой при их совместной деятельности. Указанные требования предусматривают использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего пространства для осуществления необходимых движений и перемещений в процессе выполнения учебных или трудовых задач, а также обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения.

Требования к КРМ заключаются в том, что факторы окружающей среды и процесса обучения (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать психического перенапряжения, стресса, а также снижать эффективность и надежность деятельности.

Сама организация процесса обучения предусматривает рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение образовательного цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановление работоспособности, распределение обязанностей и расстановку обучающихся в целях обеспечения эффективности и безопасности образовательного процесса, а также сохранения здоровья.

Таким образом, при создании современных компьютеризированных рабочих мест роль человеческого фактора остается высокой. Только комплексное соблюдение гигиенических и эргономических требований обеспечивает адекватность рабочей нагрузки функциональным возможностям человека, создание комфортной образовательной среды, поддержание работоспособности обучающихся на заданном уровне, сохранение необходимого функционального состояния их организма и тем самым обеспечение безопасности жизнедеятельности и эффективности выполнения задач обучения.

Важным условием внедрения инновационных процессов образования является разработка требований и заданий на создание компьютеризированных рабочих мест, а также методических рекомендаций по их эксплуатации.

Литература:

  1. Багрецов С. А., Колганов С. К., Львов В. М. Диагностика и прогнозирование
  2. функциональных состояний операторов в деятельности.- М..: Радио и связь, 2000.-191 с.
  3. Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№ 5.-С.397–400.
  4. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№ 6.- С.372–375.
  5. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе// Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с.16–17.
  6. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№ 4.- С.242.
  7. Буйнов Л. Г., Глазников Л. А., Говорун М. И., Сорокина Л. А. и др. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивсти операторов авиакосмического профиля // Вестник оториноларингологии.- 2012.-№ 4.- С. 33–36.
  8. 7.. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№ 6.- С.730–732.
  9. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета.-2007.-№ 6.-С. 47–48.
  10. Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В. П. Соломин, Л. П. Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№ 3.-С. 484–485.
  11. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.
  12. Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С. 494–496.
  13. Матусевич М. С. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№ 9.-С. 306–307.
  14. Плахов Н. Н. Архитектурнр-художественный проект корабля как основа проектирования его служебных помещений и автоматизированных рабочих мест [Текст] / В. В. Кобзев, Н. Н. Плахов, А. В. Нефедович // Судостроение.-№ 2.-С. 286–289.
  15. Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. -№ 12. — С. 42–45.
  16. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2012. — № 145. — С.90–95.
  17. Соловьев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№ 4 (32).-С 16–19.

18.  Соловьев А. В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С.494–496.

19.  Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. С. 29–30.

20.  Сухоруков Д. В., Богданов А. А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. С. 61.

  1. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
  2. Сыромятникова Л. И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.
Основные термины: компьютеризированных рабочих мест, безопасности жизнедеятельности, здоровья школьников, создание компьютеризированных рабочих, формирования здоровья школьников, педагогического университета, Российского государственного педагогического, Молодой ученый, Известия Российского государственного, проблемы формирования здоровья, государственного педагогического университета, Молодой ученый.-2013.-№ 12, условия жизнедеятельности человека, жизнедеятельности и сохранения здоровья, Требования к КРМ, трудовой деятельности, безопасности жизнедеятельности и эффективности, процесса обучения, Вестник Герценовского, трудовой деятельности специалиста

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle