Библиографическое описание:

Сергиенко А. Б. Особенности потребительского поведения китайских туристов // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 538-541.

Поведенческие особенности китайцев в процессе потребления туристского продукта — тема, которая лежит на стыке нескольких наук одновременно — это и психология, которая дает возможность изучить внутренние факторы поведения человека, и социология, которая помогает проследить влияние общества и государства на людей, и история, объясняющая те или иные особенности жизненного уклада, и экономика, влияющая на покупательную способность, организацию финансовой системы государства и пр.

Данная работа призвана обогатить уже имеющуюся базу исследований в области туризма, в частности психологии потребителей туризма.

На практике исследование может быть использовано как маркетологами, формирующими рынок туристских услуг и изучающих его потребителей, так и менеджерами туристической отрасли для более грамотного и оперативного управления и решения административных задач в процессе работы с туристами из КНР.

Объектом исследования являются китайские туристы.

Предмет исследования — поведение китайских туристов.

Выбор темы обусловлен стремительным ростом туристического потока из Китая. Согласно статистике иностранного туризма в России, в 2012 году число туристов из Китая превысило 343 тысячи человек, что поставило Китай на второе место после Германии [1]. Если сравнивать данные 2012 и 2011 года, то можно увидеть, что прирост составил 48 % [2],что говорит о повышение интереса китайцев к поездкам в Россию.

Оказывает влияние и взаимодействие правительств двух стран. Так «для дальнейшего укрепления взаимопонимания и дружбы двух народов, распространения духа «вечной дружбы» Китая и России, повышения уровня китайско-российского партнерства стратегического взаимодействия, углубления туристического сотрудничества двух стран, по договоренности двух стран 2012 год установлен как «год туризма России» в Китае, 2013 год — как «год туризма Китая» в России» [3].

Согласно озвученным итогам туристического сотрудничества между Россией и Китаем, общий туристический поток между Китаем и Россией в 2012 году превысил 3 млн. 500 тыс. человек. По итогам 2013 года взаимный туристический поток между Россией и Китаем составил порядка 5 миллионов человек. За 9 месяцев 2013 года Россию посетили 309 тыс. китайских туристов, из которых 131 тыс. (42 %) — по безвизовому режиму [4].

В рамках состоявшегося 22–23 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге Первого российско-китайского форума по культуре и туризму, министры культуры России Владимир Мединский и КНР Цай У подписали соглашение о программах сотрудничества на период 2014–2016 годов. Акцент в нем, в первую очередь, сделан на расширение сотрудничества в области культуры и укрепление связей между жителями наших стран на личном уровне. В частности, заявлено, что 2014 год станет годом молодежных обменов. В целом же стоит задача придать сотрудничеству между странами многовекторный характер и расширять его в самых разных областях.

Поэтому актуальность выбранной темы неоспорима — для расширения взаимодействия в сфере туризма между двумя странами, в частности, для привлечения китайских туристов в Россию необходимо глубокое понимание особенностей поведения и психологии потребителей в данной отрасли, а также факторов, влияющих на это.

Сезонный характер

Сезонность является особенностью потребления туризма китайцами. Под сезонностью в данной статье автор подразумевает не классическое разделение по временам года, когда лето, например, является горячей порой для туризма во многих странах, а временные особенности китайского туризма. Большая часть туристов осуществляет свои поездки в дни государственных праздников в КНР, поэтому распределение объемов потребления туристского продукта неравномерно.

В настоящее время существует три «длинных» праздника — это День образования КНР (1–7 октября), майские праздники (1–5 мая) и китайский Новый год (празднуется по лунному календарю, поэтому каждый год дата меняется). В связи с этим можно делать прогнозы о возможном увеличении туристского потока в названные периоды года.

Преобладание внутреннего туризма над выездным

Только в последние годы выездной туризм стал набирать популярность в Китае. Показатели внутреннего туризма по-прежнему лидируют. Причин тому несколько.

Во-первых, у китайцев не принято брать отпуска, часто такая опция даже не предусмотрена контрактом. Если все же отпуск берется, то, вероятнее всего, он будет неоплачиваемым. Поскольку население Китая является первым в мире по численности (1,35 млрд. на 2011 год) [5], конкуренция на рынке труда очень высока, для работодателей не представляет сложности находить новых сотрудников, а вот работникам приходится приложить массу сил, чтобы сначала устроиться на работу, а потом удержаться на ней.

Поэтому для большинства населения единственным возможным временем для путешествий может быть время одного из государственных праздников, а оно обычно не превышает неделю. За такой короткий период проблематичным является выезд заграницу, гораздо удобнее и экономичнее путешествовать внутри страны, а с учетом того, что Китай является третьей страной в мире по площади и обладает большим количеством туристических ресурсов, выбор маршрутов весьма разнообразен.

Во-вторых, причины, проистекающие из истории. Долгое время поездки за рубеж осуществлялись только в рамках официальных визитов. Только во второй половине XX века, а именно в 1983 г. получил развитие выездной туризм, которому положили начало так называемые «семейные визиты», формально оплачиваемых принимающей стороной, в Гонконг и Макао, а позднее и в некоторые страны Юго-Восточной Азии.

Поскольку Гонконг и Макао можно назвать районами «полувнутреннего туризма», так как оба региона являются частью КНР, хоть и обладают особым административным статусом, в географическом аспекте для выездного потока Китая характерна высокая доля внутрирегиональных поездок — 91 % [6].

Популярность поездок в страны Юго-Восточной Азии обусловлены географической близостью, наличием экономических и культурных связей.

В 1997 году правительство КНР издало документ «Предварительные правила управления организации выезда китайских граждан за рубеж на их собственные средства» и подписало первое соглашение с Австралией и Новой Зеландией о присуждении им статуса «официального туристического направления» (сокращенно ОТН), что означало, что граждане Китая могут совершать поездки с целью отдыха в указанные страны, но исключительно в составе туристических групп и по специальной визе.

До сих пор действует данный документ, который описывает и условия заключения соглашения о статусе ОТН. Страна-соискатель должна отвечать следующим требованиям: быть туристическим донором для Китая; быть дружественной; обладать привлекательными туристическими ресурсами и мощностями необходимого уровня; не иметь в законах ограничений или дискриминации по отношению к китайским туристам; быть безопасной; иметь свободный въезд для путешествий [7].

Россия получила статус ОТН в 2003 г., и с августа 2005 г. начала осуществлять прием китайских туристов.

Таким образом, внутренний туристический поток преобладает над выездным в Китае, однако можно предположить, что с дальнейшим упрощением визовых режимов и предоставлением Китаем статуса ОТН другим странам выездной поток туристов из КНР увеличится.

Высокая доля расходов на покупки

Принимающими странами был отмечен такой парадокс: китайские туристы стремятся экономить на основных компонентах турпродукта: средствах размещения, транспорте, экскурсиях и даже питании, выбирая наиболее дешевые варианты, и жестко торгуясь с местными поставщиками, однако покупательная способность в процессе путешествий весьма высока. Как оказалось, для 30 % туристов дополнительные расходы составляют примерно половину стоимости тура, 7 % готовы потратить больше половины, а еще 14 % берут с собой сумму равную стоимости путевки [8].

Еще в 2006 году Министерство туризма Новой Зеландии опубликовала данные о том, что китайские туристы занимали 6-е место по расходам за поездку (3276 долл.), после прибывших из Германии (4753 долл.), Японии, Великобритании, США, Республики Корея [9]. Во Франции в 2005 г. средний расход китайского туриста за поездку составил 3000 евро [10].Всего в 2005 г. расходы китайских туристов на покупки за одну поездку по Европе превысили европейские, японские и американские. В том же году, ежемесячные траты жителей Поднебесной на зарубежные покупки достигли 235 млн. долларов и заняли первое место в мире. Средние расходы одного китайского туриста на покупки составили 987 долларов [11]. Стиль потребления китайских туристов уже тогда получил свое название — «безумные покупатели».

В рамках особенностей покупательного поведения можно выделить еще одну черту, присущую китайским туристам, — это стремление приобретать товары признанных мировых брендов. Исследования Euromonitor показывают, что с 2007 года в Китае увеличилось число людей, относящихся к среднему классу на 80 миллионов человек. К 2020 году эта цифра должна достигнуть 700 миллионов [12].

Так шоп-туры и элементы шоп-туров в рамках стандартного туристического пакета будут пользоваться большой популярностью у китайских потребителей.

Социальный состав потребителей туризма

В настоящий момент основными потребителями туризма является экономически активное население среднего возраста — лица 36–45 лет (28 %) [13]. Политика открытости и реформы, направленные на переход КНР к рыночной экономике, сформировали средний класс: это управленцы, предприниматели, акционеры, зажиточные крестьяне. Для этих людей характерен стиль жизни, предполагающий значительные затраты на развитие культуры, образование, развлечения. Это и есть основные потребители туристкой отрасли.

Важным движущим элементом туристского потока Китая является семья: 38 % туристов путешествуют в сопровождении членов семьи и 20 % всей семьей [14]. Это отчасти обусловлено политикой одного ребенка — когда в семье двойной доход и один ребенок, она может себе позволить путешествовать в полном составе.

Поэтому для привлечения большего туристского потока из КНР туроператорам следует сделать акцент на организации семейного отдыха, когда и дети, и родители остались бы довольны.

Культурная специфика.

Культурная специфика китайских туристов нередко вызывает ряд проблем у представителей данной индустрии. Так успешное развитие китайского сектора на туристических рынках западных стран возможно, если принимающие страны учтут несколько особенностей.

Во-первых, это более выраженный языковой барьер, что создает дополнительные проблемы в процессе удовлетворения запросов китайских туристов.

Во-вторых, иногда сложность представляет выполнение таких обязательных условий, как наличие китайской кухни, ТВ каналов, информационных материалов и обслуживания на китайском языке, следование некоторым китайским традициям и представлениям о комфорте. Все это требует от индустрии туризма дополнительных усилий и затрат. Так, к примеру, французская гостиничная сеть «Accor» уже адаптировала для приема китайских туристов 56 отелей в Европе. В Берлине власти города открыли сеть сувенирных магазинов с немецкой тематикой предназначенных специально для китайских туристов. Туристические власти многих стран открывают специальные сайты на китайском языке [15].

Отдельная группа проблем связана с существующими различиями в культуре поведения и базовом понимании туризма у китайских и европейских путешественников.

Все это должно быть учтено работниками туристской индустрии. В процессе формирования турпродукта для китайских потребителей следует обращаться к специалистам-востоковедам, которые могут дать более подробную информацию о культурной специфике китайского народа и особенностях поведения.

Заключение

В заключение можно сказать, что в условиях ошеломляющих достижений китайской экономики быстрорастущий рынок выездного туризма КНР представляет собой огромный потенциал.

Однако его использование, сопряженное с решением множества задач, требует грамотного подхода и объединенных усилий со стороны правительств, исследовательских институтов, туристических властей, представителей турбизнеса и других заинтересованных отраслей принимающих стран.

Недостаточно будет стандартного туристического пакета для среднестатистического западного потребителя, чтобы удовлетворить китайского туриста. Следует обратить внимание на особенности поведения китайцев и потребления ими туристического продукта. Это сезонность, желание сэкономить на базовых услугах для того, чтобы потратить больше на шопинг и развлечения, слабое владение иностранными языками, желание в любой стране чувствовать себя как дома — смотреть китайские каналы, есть китайскую пищу, говорить на китайском языке, приоритет семейных путешествий и так далее. Всё это должно быть учтено, тогда у туроператоров появится возможность привлечь еще больше туристов из КНР.

Литература:

1.         Страны, лидирующие по количеству прибытий в Российскую Федерацию в 2012 году. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141038/

2.         Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2011 г. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140896/

3.         Годы туризма Китая в России http://russian.cri.cn/2012china/home.htm

4.         Там же

5.         Страны, лидирующие по количеству прибытий в Российскую Федерацию за 9 месяцев 2013 года. Официальный сайт Федерального отдела по туризму Министерства культуры Российской Федерации http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124141114/

6.         Нечаева А. В. Этапы развития и особенности китайского выездного туризма. Проблемы Дальнего Востока.-2008.- № 4 (июль-август).- С.120–132

7.         Официальная статистика новостного портала ECNES http://www.chinanews.com/gn/2012/08–17/4116071.shtml

8.         China — The Asia and the Pasific Intra-regional Outbound Series. Madrid: World Tourism Organization, 2006. P. 13

9.         Statistics by Subject / http://www.tourism.govt.nz/quicklinks/ql-statistics/tml

10.     Glaubitz S. Paris wants more Chinese tourists // http://www.theage.com.au/articles/2006/09/15/1157827130249.html

11.     Zhou J. Chinese tourists spend most on overseas shopping // www/china/org/cn/English/2005/Nov/150023.tm

12.     Люксовые бренды в Китае // http://www.biztimes.ru/index.php?artid=1588

13.     Нечаева А. В. Этапы развития и особенности китайского выездного туризма. Проблемы Дальнего Востока.-2008.- № 4 (июль-август).- С.120–132

14.     Там же

15.     The Chinese are starting to travel abroad. But getting them to spend is difficult // http://www.economist.com/business/displaystory.cfm?story _id=7088698

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle