Библиографическое описание:

Полевщиков И. С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» для студентов бакалавриата // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 67-69.

Одной из дисциплин, изучаемой студентами 1 курса бакалавриата различных направлений (в частности, «Электроэнергетика и электротехника», «Инноватика», «Информационная безопасность») является «Информатика». Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины.

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» студенты главным образом должны научиться записывать арифметические выражения и операторы присваивания на языке Паскаль, освоить правила вычисления арифметических выражений на языке Паскаль, а также правила работы с типами данных.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего на учебных пособиях [1, 2]. Также при создании этого пособия был учтен опыт создания методических разработок на кафедре ИТАС ПНИПУ [3–8].

В первую очередь, студенты читают раздел данного пособия, называющийся «Краткие теоретические сведения», в котором изложены следующие аспекты программирования на языке Турбо-Паскаль: 1) алфавит и лексемы; 2) константы; 3) имена, ключевые слова и знаки операций; 4) классификация типов данных; 5) целые типы; 6) вещественные типы; 7) переменные; 8) арифметические операции, функции, выражения; 9) арифметический оператор присваивания.

Изучение раздела методического пособия «Краткие теоретические сведения» во многом направлено на систематизацию студентом знаний, полученных на лекциях.

Далее студенты выполняют индивидуально либо в тетради, либо на компьютере в текстовом редакторе задания (как задачи, так и теоретические вопросы) по данной теме, осваивая тем самым особенности записи на языке Турбо-Паскаль арифметических выражений и операторов присваивания, особенности вычисления арифметических выражений, а также правила работы с типами данных. Рассмотрим задания из методического пособия. Обратите внимание, что для некоторых заданий разобраны примеры выполнения (для случаев, когда примеры не были детально разобраны в разделе «Краткие теоретические сведения»).

Задание № 1. В первом столбце табл. 1 записана на языке Паскаль вещественная константа в форме с фиксированной точкой, а во втором столбце — та же константа, но в форме с плавающей точкой. Найти неизвестное число  (в пунктах а)-в) под неизвестным числом  подразумевается порядок константы, а в пунктах г)-е) — вся константа).

Таблица 1

Примеры выполнения задания № 1.

1) Дана вещественная константа в форме с фиксированной точкой: 0.9. Необходимо записать ее в форме с плавающей точкой, т. е. в виде:

<мантисса>E<порядок>

Известно, что число 0.9 равно 9*10–1.

Следовательно, мантисса данной константы в форме с плавающей точкой равна 9, а порядок равен -1. Поэтому константа в форме с плавающей точкой будет записана следующим образом: 9E-1.

2) Дана вещественная константа в форме с плавающей точкой: 8.15E+1. Необходимо записать ее в форме с фиксированной точкой.

Известно, что число 8.15E+1 равно 8.15*101.

Поэтому константа в форме с фиксированной точкой будет записана следующим образом: 81.5.

Задание № 2.Вычислить значения выражений, записанных на языке Паскаль:

а) round(6.28); б) round(4.7); в) trunc(6.28); г) trunc(4.7); д) 25 div 7; е) 25 mod 7; ж) 4 div 9; з) 4 mod 9; и) 15 + 7 * 7 div 2; к) 7 mod (14-trunc(5.5)); л) –(round(3.4)-round(9.86))+20.

Задание № 3. Определить тип выражений (целый или вещественный), записанных на языке Паскаль:

а) 57 + 119.0; б) 9–3; в) 1.5 * 2; г) 20 / 5; д) 124 div 20; е) 5 mod 11; ж) sqr(8); з) sqrt(100); и) cos(0); к) trunc(1.9); л) round(2.4); м) int(1.1); н) frac(78.25).

Задание № 4. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Стандартные функции в данном задании не использовать.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

Пример выполнения задания № 4.

Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

((a-b)*x+3)/(y+z)

При записи подобных математических выражений на языке Паскаль не следует забывать, что все символы пишутся в строчку на одном уровне, а все знаки операций должны быть проставлены (нельзя пропускать *). Также следует напомнить, что часть выражения, заключенная в круглые скобки, вычисляется в первую очередь.

Задание № 5. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Использовать стандартные функции. Следует обратить внимание на то, что для некоторых математических функций могут отсутствовать стандартные функции в Паскале и поэтому данные математические функции нужно выразить через какие-либо стандартные.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) .

Примеры выполнения задания № 5.

1)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sqr(y)+sin(2*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль не должен вызвать трудностей, т. к. в языке Паскаль имеют место как стандартная функция возведения числа в квадрат, так и стандартная функция вычисления синуса.

2)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sin(5.35*x)/cos(5.35*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль может вызвать трудность, т. к. в языке Паскаль отсутствует стандартная функция вычисления тангенса. Однако, из математики известно, что . Это соотношение и было использовано для записи выражения на языке Паскаль в данном примере, т. к. стандартные функции для вычисления синуса и косинуса в Паскале присутствуют.

Задание № 6. Если x — переменная типа real, а k — переменная типа integer, то какие из следующих операторов присваивания, записанных на языке Паскаль, являются правильными, а какие нет?

а) k:=k-2; б) k:=x+10; в) k:=8.0; г) x:=trunc(x); д) x:=k mod 3; е) x:=x div 4; ж) k:=k/5; з) k:=sqrt(sqr(k));

Задание № 7. Ккакому типу относятся следующие константы, записанные на языке Паскаль?

а) 0.125 б) 'Москва' в) $AB6 г) 'Y' д) 1.9E–4 е) -251 ж) '5'

Задание № 8. Какие из следующих идентификаторов, записанных на языке Паскаль, являются неправильными и почему?

а) y33 б)в) 59 г) x_2 д) _yz е) 34x

Задание № 9. Какая арифметическая операция языка Паскаль используется для нахождения остатка от целого деления?

Задание № 10. Какая математическая стандартная функция языка Паскаль используется для нахождения квадратного корня?

Задание № 11. Расположите следующие операции языка Паскаль в порядке убывания приоритетов:

а) вычисление функции sin(x); б) сложение двух переменных; в) унарная операция смены знака (-); г) операция div.

Затем студенты решают эти задания по очереди на доске под руководством преподавателя.

По мере накопления опыта преподавания дисциплины «Информатика» организация данной лабораторной работы и соответствующее данной работе методическое пособие будут совершенствоваться.

Литература:

1.         Семакин И. Г., Шестаков А. П. Лекции по программированию: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. — 279 с.

2.         Программирование на языке высокого уровня Паскаль. Лекция 1: Основные понятия языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/628/484/lecture/6259. (Дата обращения: 28.06.2013).

3.         Файзрахманов Р. А. Проектирование автоматизированных информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, А. В. Архипов; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2011.— 222 с.

4.         Файзрахманов Р. А.. Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, К. А. Селезнев; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007.— 266 с.

5.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Количественная оценка информации» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 78–80.

6.         Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 83–85.

7.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Эффективное кодирование» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 5 — М.: Издательство «Перо» — С. 99–101.

8.         Файзрахманов Р. А., Липатов И. Н. Цифровое моделирование случайного процесса с использованием формирующего фильтра // Вестник Ижевского государственного технического университета. — 2011. — № 1 — С. 135–138.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle