Библиографическое описание:

Покидова В. В. Общества взаимного страхования: современные аспекты и тенденции развития в аграрном секторе экономики России // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 501-505.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных сельскохозяйственному страхованию, проблема организации взаимного страхования сельскохозяйственной продукции остается недостаточно изученной, особенно с позиций сегодняшнего дня. Все еще не ясно, что из исторического опыта развития взаимного страхования и страхования сельскохозяйственных рисков наиболее приемлемо в наши дни и для каких регионов РФ; какие формы ОВС целесообразно развивать сегодня в сельском хозяйстве; как это поможет снизить затраты сельхозтоваропроизводителей; как обеспечить надежной и дешевой страховой защитой крестьянско-фермерские хозяйства, являющиеся наиболее распространенными и наименее устойчивыми формами хозяйственной деятельности; как обеспечить баланс сил между отечественными и зарубежными сельхозпроизводителями и страховщиками, тем самым, предотвращая вывоз капитала.

В России, с ее многоукладностью, значительной патриархальностью общественного производства до октября 1917 г. общества взаимного страхования играли заметную, а в некоторых видах страхования — ведущую роль.

Из всех многочисленных форм организации страховой защиты выделяются основные: государственная, акционерная и взаимная (табл. 1).

Взаимное страхование, на наш взгляд, является одной из самых интересных форм организации страховой защиты. Сами слова «взаимное страхование» близки к таким известным для всех российских людей понятиям как «взаимопомощь и взаимовыручка», «взаимная защита и ответственность», «касса взаимопомощи» и т. д. Запрет на применение взаимного страхования, существовавший в нашей стране несколько десятилетий, способствовал тому, что были почти полностью забыты принципы его организации, а также история развития этого экономического явления в дореволюционной России. В то время как на рынках развитых стран данная форма организации страховой защиты стабильно присутствует в различных секторах, на современном отечественном страховом рынке его представляют лишь несколько обществ взаимного страхования, получившие лицензии на ведение страховой деятельности.

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) 9 апреля 2010 года официально зарегистрировала Национальную ассоциацию обществ взаимного страхования (НАВС). НАВС была учреждена 29 ноября 1999 года Москве, зарегистрирована Московской регистрационной палатой 23 декабря 1999 года.

Таблица 1

Классификации способов (методов) создания страховой защиты [2]

Самострахование

Не предполагает ведения предпринимательской деятельности, т. к. защита создается в нетоварной форме. Каждый субъект хозяйственной деятельности создает ее сам для себя. В качестве субъектов, создающих самостраховые фонды, могут выступать физические лица, домохозяйства, юридические лица разных организационно — правовых форм (в рамках законодательства), а также государство.

Страхование

Взаимное страхование

Единоличное страхование

Акционерное страхование

Организации взаимного страхования создаются на основе добровольного объединения юридических или физических лиц с целью создания страховой защиты. Управление организацией взаимного страхования происходит на демократических началах. Высший орган управления — общее собрание страхователей или их представителей. Имущество организации взаимного страхования находится в собственности страхователей без разделения на доли

Собственником страховой организации является единственное лицо (физическое, юридическое). В Российской Федерации законодательно не закреплено.

Собственники создают страховую организацию с целью получения прибыли. Управление организацией осуществляет наемный менеджер, нанимаемый собственниками компании.

Самостраховые фоны по форме собственности

По форме собственности

Государственное

Негосударственное

Государственное

Негосударственное

Государственное

Негосударственное

Государственное

Негосударственное

               

Ассоциация — первое современное объединение обществ взаимного страхования (ОВС) в России, она принимает активное участие в выработке принципов взаимного страхования, разработке основ его законодательного регулирования.

С принятием федерального закона от 29 ноября 2007 года N286 ФЗ «О взаимном страховании» ситуация в сфере взаимного страхования в России кардинально изменилась. Согласно части 5 статьи 5 этого закона общество имеет право на осуществление взаимного страхования только с момента получения лицензии. Требование о получении лицензии на взаимное страхование вступило в силу с 1 июля 2008 года.

В этой ситуации ОВС вновь решили объединить усилия решения проблем, возникших в новых условиях законодательного регулирования взаимного страхования.

Старейшим представителем чистой идеи взаимного страхования в России было Рижское Общество Взаимного страхования от огня, основанное в 1765 г. Вначале российские общества взаимного страхования (ОВС) специализировались на страховании строений от огня. Дальнейшее развитие эта форма страховой защиты получила в сфере страхования промышленников, морского и речного страхования, а также страхования в аграрном секторе — страхования посевов от градобития — первое общество учреждено в 1832 г. в прибалтийском регионе «Лифляндское взаимное страховое общество от градобития», в центральной России Московское общество Взаимного страхования от градобития (1875 г.).

В советское время, несмотря на введение с 1921 года государственной монополии на страхование и создание единой системы Госстраха, в системе потребкооперации взаимное страхование действовало до середины 50-х годов.

Исторической особенностью первой организационно-правовой формы страхования — взаимного — являлось то, что в нем страхователь и страховщик объединены в одном лице, и оно имеет некоммерческий характер [4, С.53].

К сожалению, приходиться констатировать, что богатейший опыт российских обществ взаимного страхования в современных условиях не востребован, и поэтому зачастую приходиться прибегать к использованию мирового опыта организации и деятельности обществ взаимного страхования.

В современной зарубежной практике взаимное страхование в ряде отраслей занимает ведущее место. Так, на сайте Еврокомиссии сообщается, что в настоящее время организации взаимного страхования занимают 25 % европейского страхового рынка. Их низ общества взаимного страхования составляют 70 %. Следовательно, остальные 30 % представлены иными организациями взаимного страхования. В Японии общества взаимного страхования занимают более 90 процентов рынка страхования жизни [4, С.53].

Объективные и субъективные сложности на нынешнем этапе экономического развития России обусловили необходимость обращения к забытым принципам взаимопомощи.

Следует особо подчеркнуть, что большинство рисков в агропромышленном производстве может быть наиболее полно и надежно защищено только путем взаимного сельскохозяйственного (фермерского) страхования.

Обществом взаимного страхования может служить объединение фермеров для создания страхового компенсационного фонда на случай неурожая. Предположим, что, создав такой фонд, сельскохозяйственные товаропроизводители по итогам сезона собрали хороший урожай, и проблема выплат по ущербу отпала. Собранные деньги могут использовать на собственные нужды участников ОВС, на уменьшение размера членских взносов, на предоставление участникам общества долгосрочных займов и кредитов для пополнения оборотных средств, а также на разработку и внедрение общих инвестиционных проектов.

В Великобритании членами «Mutuo» (Mutual Communication Ltd) — некоммерческого общества (a not-for-profit Society), объединяющего организации, в основе деятельности которых лежит принцип взаимности, являются общества взаимного страхования и дружеские общества (Friendly Societies) и предприятия, находящиеся в собственности их работников (Employee Owned Business); различные кооперативы (Co-operatives, Co-operative Trust Schools), кредитные союзы (Credit Unions), досуговые доверительные общества (Leisure Trusts), доверительные общества футбольных болельщиков (Football Supporter Trusts) и некоторые другие.

Наиболее крупные общества взаимного страхования формировались в нескольких секторах страхового рынка, в том числе в сфере страхования сельскохозяйственных рисков. Уникальным опытом в мире является канадская практика взаимного страхования сельскохозяйственных рисков. Более двухсот лет назад на территории Канады начали действовать объединения фермеров, основанные по принципу «сосед помогает соседу». В двадцатом веке среди этих объединений, уже оформленных юридически в качестве обществ взаимного страхования, прошел процесс консолидации, в результате чего на рынке образовался мощный пул — Farm Mutual Financial Services. Страхование сельскохозяйственных рисков в настоящее время не является единственным родом деятельности, т. к. пул принимает на страхование риски автовладельцев, страхует от огня, а также оказывает ряд других услуг.
Oxford Mutual Insurance Company — одна из многочисленных компаний–участников Ассоциации обществ взаимного страхования Онтарио, формирующих первый уровень самоуправления, появилась в 1973 году в результате слияния двух фермерских обществ взаимного страхования. В настоящее время ее обязательства обеспечены активами пятидесяти обществ взаимного страхования. Она имеет активы общей стоимостью 16 млн. долларов США, ежегодный сбор премий составляет около 7,5 млн. долларов США, является типичным обществом взаимного страхования — членом Ассоциации. Примерно 90 % от 4500 ее клиентов-владельцев проживают не далее 40 км от центрального офиса компании [6, С.48].
Из числа доверенных людей они выбирают руководство офиса, а последние, в свою очередь, уже выбирают своего представителя в Ассоциации. Это обеспечивает особую гибкость, демократичность организационной структуры и в то же время поддерживает высокий уровень доверия между участниками страхования за счет того, что они в большинстве своем лично знакомы. Общества взаимного страхования, подобные Oxford Mutual Insurance Company, представляют собой первый уровень управления мощного страхового института. В функции этого уровня входит заключение и продление договоров со страхователями, сбор премий, оценка понесенных членами убытков и осуществление страховых выплат. Однако 7,5 млн. страховых премий — это капля в море тех убытков, которые могут быть причинены фермерскому хозяйству в случае крупномасштабного стихийного бедствия. Для того чтобы обеспечить обязательства обществ взаимного страхования перед их членами, в середине 20-го века пятьдесят одно такое общество объединились в страховой Ассоциацию.
Таким образом, следующим уровнем самоуправления фермерских обществ взаимного страхования, является уровень Ассоциаций. В Канаде действуют в тесном сотрудничестве три Ассоциации обществ взаимного страхования:
-                     Ассоциация обществ взаимного страхования Онтарио включает в себя 51 обществам взаимного страхования, такие как Oxford Mutual Insurance Company. Страховыми услугами Ассоциации пользуются уже более 250000 человек. Однако, наряду со страхованием, Ассоциация также организует образовательные программы, занимается сбором и обработкой статистической информации и представляет интересы фермеров в отношениях с государством.
-                     Ассоциация по перестрахованию фермерских обществ взаимного страхования образована в 1959 году теми же 51 обществами взаимного страхования для консолидации их перестраховочного бизнеса. В настоящее время ассоциация занимается размещением рисков членов Ассоциации как на взаимной основе, так и у коммерческих страховщиков.
-                     Взаимный Фонд страхования от огня — это отдельная ассоциация, основанная для консолидации операций по огневому страхованию.
Страхование сельскохозяйственных рисков на взаимной основе происходит и в Европе. Однако в 1990-е гг. в мире наблюдается самый массовый в истории переход компаний, оказывающих финансовые услуги, от паевой, взаимной, формы организации к акционерной. Рост фондовых индексов привел к реорганизации многих обществ взаимного страхования в общества с ограниченной ответственностью. Так, например, в США, в 2000 г. в Национальную Ассоциацию Обществ Взаимного Страхования (NAMIC) входило 1350 обществ, что на 180 меньше, чем в 1995 г. Серьезные масштабы процесс принял и в Европе. Аргументы в пользу акционирования были следующие:
1. Развитие обществ взаимного страхования сдерживается архаичностью их организации;
2. Привлечение средств через размещение акций позволяет финансировать развитие компаний, а следовательно, расширять перечень предлагаемых услуг.
Европейская Ассоциация обществ взаимного страхования (АSМЕ) провела исследование результатов деятельности 63 европейских обществ взаимного страхования и 52 акционерных компаний-страховщиков в период с 1995 по 2001 г. Согласно результатам этого исследования валовые премии по договорам страхования жизни, собранные обществами взаимного страхования за этот период, росли темпами около 15 % в год, в то время как у коммерческих страховщиков этот показатель составил 9 %. В сфере страхования не жизни разница оказалась менее заметной: сбор премий рос темпами 4,3 % в год, а у коммерческих страховщиков — 3,9 %. Кроме того, общества взаимного страхования в этот период имели меньшие операционные затраты.
Важным преимуществом обществ взаимного страхования является то, что они полностью сконцентрированы на удовлетворении запросов своих страхователей-совладельцев, однако коммерческие страховщики обязаны также учитывать интересы акционеров. Как правило, конфликт интересов при коммерческой форме организации страхового фонда разрешается в пользу акционеров. Кроме того, существует еще одно преимущество перед коммерческими страховщиками. Общества взаимного страхования всегда позиционировали свои услуги как доступные для всех слоев общества.
Таким образом, несмотря на осуществление процесса их акционирования на некоторых национальных страховых рынках общие перспективы взаимного страхования представляются вполне оптимистичными. А опыт функционирования обществ взаимного страхования в отдельных странах свидетельствует о создании такого финансового института, который способен сравниться по своим масштабам, например, с крупными страховыми компаниями России.

Для принципа взаимности характерны, на наш взгляд, следующие признаки:

-     формирование финансовых ресурсов определенного сообщества юридических или физических лиц за счет взносов членов этого сообщества;

-     использование этих ресурсов исключительно для достижения цели, которая явилась основой объединения в данное общество. В качестве такой цели выступает решение определенной проблемы, которая уже имеется у члена взаимного общества или может возникнуть в будущем. Получение прибыли не может выступать в качестве основной цели деятельности взаимного общества;

-     управление взаимным обществом на основе демократических принципов. Следует отметить, что принцип взаимности в страховании урожая проявляется как принцип взаимного несения риска. В других областях деятельности этот принцип используется для достижения других целей.

Потребность в развитии некоммерческой модели страхования сельскохозяйственных рисков имеет глубокие исторические предпосылки. В ноябре 2007г. был принят долгожданный Закон РФ «О взаимном страховании» № 286-ФЗ.

В частности, четко зафиксировано, что ОВС могут создаваться теперь в форме некоммерческой организации, п.1 ст.5 гласит «в целях взаимного страхования создается основанная на членстве некоммерческая организация в форме общества взаимного страхования» [1]. В связи с этим можно заключить, что они представляют собой специфическую форму организации страхового фонда, поскольку действуют как некоммерческие организации, и их деятельность направлена на обеспечение страховой защитой только своих членов. Поэтому можно предположить, что ОВС все-таки составят определенную конкуренцию страховщикам. Однако в Законе РФ «О взаимном страховании» указана только одна организационная форма взаимного страхования — общество взаимного страхования. Однако российская дореволюционная, а также зарубежная практика предоставляют примеры и других организационных форм [8, С.62].

Если организация взаимного страхования создается по инициативе потенциальных страхователей (в качестве которых могут выступать как юридические, так и физические лица), то они относятся к частному страхованию.

Если же инициатором создания организации, осуществляющей страхование на принципах взаимности, является государство, и оно же устанавливает определяющие условия деятельности этой организации, то такую организацию можно, по нашему мнению, отнести к государственным организациям. Мы считаем, что это наиболее оптимальный вариант для проведения страхования урожая с участием государственной поддержки.

Отличительными признаками государственного взаимного страхования урожая следует считать и следующие обстоятельства:

1.      Выбор потенциальным страхователем организации государственного взаимного страхования происходит в условиях конкуренции. Это может быть конкуренция с организациями других организационных форм, либо конкуренция между самими государственными взаимными страховщиками. Примером для первого случая может служить опыт обязательного взаимного земского страхования от огня, которое конкурировало с акционерным страхованием от огня, а также с городскими обществами взаимного страхования от огня [3, С.56]. Пример для второго случая можно найти в современной практике организации обязательного медицинского страхования ФРГ. Там каждый гражданин может оформить обязательное медицинское страхование в любом из семи фондов здравоохранения, входящих в систему ОМС и считающихся в соответствии с законодательством этой страны публично — правовыми образованиями и самоуправляемыми организациями [7, С.368].

2.      Сбор страховых взносов осуществляет государственная организация, либо организация, уполномоченная на это государством. Например, в системе обязательного взаимного земского страхования такой организацией был выборный орган самоуправления — земство.

3.      Основные условия страхования урожая определяет государство. Но право определения конкретного размера страховых взносов, и некоторых других условий предоставляется тем организациям, которые непосредственно осуществляют страхование.

Вместе с тем, следует не забывать, что все преимущества взаимного страхования проявляются только при построении их многоуровневой системы. Однако практика свидетельствует, что в современной России ОВС даже первого уровня совсем не развиты.

Для создания и развития обществ взаимного страхования на селе необходимо:

1.      Создание полноценной законодательной и нормативной базы, позволяющей укрепить правовой статус и повысить уровень регулирования деятельности ОВС. Эту задачу целесообразно решать в рамках Закона «О взаимном страховании», в котором следует детально урегулировать положения о правах и обязанностях членов ОВС, статусе ОВС как некоммерческой страховой организации, о функциях и правомочиях органов управления и контроля, а также вопросы перестрахования и налогообложения во взаимной страховой деятельности. Последнее весьма важно, так как сельскохозяйственные товаропроизводители объединяют собственные средства, прошедшие налогообложение, для осуществления собственной же страховой защиты и при этом не преследуют цели извлечения прибыли от страховой деятельности. Следовательно, оборот таких средств не должен подвергаться налогообложению, что требует внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В целях обеспечения устойчивости страховых операций перестрахование для ОВС, как и для коммерческих страховых компаний, должно стать обязательным.

2.      Предоставление государственной поддержки в форме субсидирования, кредитования и льготного налогообложения. В этом направлении, в частности, в области финансово-кредитной поддержки требуется:

-        стимулировать создание и развитие сельскохозяйственных ОВС посредством предоставления дополнительных субсидий на оплату страховых взносов членам ОВС, а также выделения льготных кредитов на пополнение страховых фондов сельскохозяйственных обществ взаимного страхования;

-        поощрять объединения ОВС в региональные и межрегиональные союзы и ассоциации обществ взаимного страхования с помощью налоговых льгот и целевых кредитов.

Литература:

1.                  Федеральный Закон «О взаимном страховании» от 29 ноября 2007г. № 286-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 7 ноября 2007г.: одобрен Советом Федерации 16 ноября 2007г.

2.                  Логвинова, И. Л. О взаимосвязи государственного и взаимного страхования [Текст] /

3.                  И. Л. Логвинова // Страховое дело. — 2010. — № 1. — С.42.

4.                  Логвинова, И. Л. Особенности организации обязательного взаимного земского страхования строений от огня. [Текст] / И. Л. Логвинова // Финансы, 2009. — № 5. — С.56.

5.                  Логвинова, И. Л. Организации взаимного страхования и их ассоциации за рубежом. [Текст] / И. Л. Логвинова // Финансы. — 2010. — № 3. — С.53.

6.                  Райхер, В. К. Общественно- исторические типы страхования. [Текст] / В. К. Райхер. — М.: ЮКИС, 1992. — С.21.

7.                  Скакун, С. Г. Мировая практика взаимного страхования. [Текст] / С. Г. Скакун // Страховое дело. — 2004 г. — № 8. — С.48.

8.                  Страховое дело. [Текст]: учебник в 2 т. пер. с нем. О. И. Крюгер., Т. А. Федоровой. — М.: Экономистъ, 2004. — Т.2. С.368.

9.                  Трубина, К.Е., Дадьков, В. Н. Взаимное страхование. [Текст] / К. Е. Трубина, В. Н. Дадьков. — М.: «Анкил», 2007. — С.60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle