Библиографическое описание:

Фадеева Г. Д., Паршина К. С. История развития образования: образование в Германии // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1045-1046.

Образовательная среда — часть образовательного пространства, включающая в себя целостный цикл трехстороннего взаимодействия субъекта преобразования, объекта и социума (взрослых и сверстников) как помощника в процессе преобразования. Для развития же образовательной среды нужно изучить методы и принципы различных образовательных систем [1],а так же другие современные образовательные методики [2], [3], [4]. В настоящей же статье рассмотрим образование в «локомотиве Европы» — Германии.

Основной принцип немецкого образования — «единство исследовательской и научной деятельности». Он действует со времен реформатора высшей школы Вильгельма фон Гумбольдта. Перед студентами всегда открыты большие возможности проведения проектных работ в рамках научно-исследовательской деятельности. Университеты поддерживают тесные связи с национальными и международными научно-исследовательскими институтами. В связи с этим продолжительность обучения в немецких учебных заведениях дольше, чем в других странах. До недавнего времени структура высшего образования в Германии была одноуровневой, и окончание вуза завершалось получением диплома, например, дипломированный инженер — Diplom-Ingenieur, либо сдачей государственного экзамена (Staatsprufung) для специалистов, деятельность которых контролируется государством (юристы, медики и т. д.). Но в связи с тем, что к 2010 году произошла унификация всех европейских университетских степеней, во многих университетах Германии перешли на двухуровневую систему с присвоением международных степеней бакалавра (обучение длится 3–4 года) и магистра (обучение длится 1–2 года).

Еще одна особенность — для изучения определенных дисциплин группы не формируются заранее, присутствие на лекциях часто не обязательно. В то же время студент должен проявлять ответственность и самостоятельно управлять процессом обучения, формируя из предоставляемых ему дисциплин ту программу, которая ему необходима. Университет дает план, а студент должен самостоятельно следовать ему. Девиз — «учись учиться». Основные элементы всех специальностей — индивидуальные исследования, письменные работы (рефераты, курсовые, эссе), проверки в виде семинарских сертификатов, проектных работ, лабораторных исследований и экзамены. Уровень проведения экзаменов строго контролируется как со стороны Федерации, так и со стороны шестнадцати федеральных земель с целью поддержания высоких стандартов экзаменов. Они должны выявить способности выпускника применять научные методы и накопленный опыт, подтверждать получение профессиональных знаний, необходимых для успешной работы.

Академический год в вузах Германии разделен на два семестра, но во время первого семестра проходят только лекции и семинары, а во время второго — самостоятельное изучение учебного материала с посещением библиотек, прохождением практики, проведением проектных работ и сдачей экзаменов.

Для немецкого образования также характерна практика междисциплинарных соглашений о сотрудничестве с международными корпорациями и зарубежными научными учреждениями, что, в свою очередь дает возможность немецким выпускникам работать по всему миру. Для того, кто не склонен к научной карьере, существуют университеты прикладных наук, которые помимо углубленных теоретических знаний большое внимание уделяют практике в различных компаниях и общественных организациях. Преподавание ведется на немецком языке, а на международных последипломных программах — на английском, французском или испанском.

Немецкое образование отличают сильные программы повышения профессиональной квалификации. Половину всех программ финансируют частные компании, много возможностей предлагают промышленные и торговые палаты, предпринимательские союзы и учебные центры. Ещё В 2002 году в Германии вступил в силу закон о поощрении повышения квалификации, и на эти цели и Федерация, и земли выделили около 45 млн.евро. По статистике из десяти немецких граждан четверо повышают свою квалификацию. Во многих немецких университетах существуют краткосрочные программы обучения — от двух до четырех семестров, и ввиду своей краткости и концентрированности, представляют большой интерес для иностранных студентов, уже получивших первое образование в собственной стране.

Литература:

1.         Фадеева Г. Д. Истории образования: иезуитская система образования [Текст] / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, К. В. Артёмов // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 783–785.

2.         Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056

3.         Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

4.         Гарькина И. А.,Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle