Библиографическое описание:

Ворсина Е. А. Роль исследовательских компетенций в работе психолога-диагноста // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 886-889.

В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций при вузовской подготовке студентов по специальности «Психология», что определяет, в конечном счете, успешность психодиагностических умений и навыков будущих специалистов. Анализируются современные подходы к определению необходимого комплекса ключевых компетенций современного специалиста в рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки 030301 «Психология».

Ключевые слова:Ключевые компетенции, исследовательские компетенции, научно-исследовательские компетенции, профессиональная деятельность, ФГОС ВПО по направлению подготовки 030301 «Психология», психолог-диагност.

Важная роль в процессе вузовской подготовки специалистов принадлежит исследовательской деятельности студентов. Настоящая статья посвящена анализу актуальных вопросов подготовки студентов-психологов к реализации профессиональной деятельности, которая сопровождается формированием исследовательских компетенций будущих специалистов.

На современном этапе выделяются три достаточно самостоятельные области профессиональной деятельности психолога: педагогическая (преподаватель психологии), исследовательская (психолог-исследователь) и практическая (психолог-практик). Таким образом, психодиагностическая деятельность в работе психолога является связующей во всех представленных направлениях, что обосновывает актуальность нашей работы.

Цель настоящей работы — определить принципы и инструменты формирования исследовательских компетенций при подготовке студентов по специальности «Психология».

В психолого-педагогической науке анализу проблемы формирования исследовательских компетенций при подготовке студентов в высшей школе посвящены работы О. Л. Ведмедь, Т. Б. Захараш, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, В. И. Мареева, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, М. В. Новикова, Л. А. Петровской, А. И. Щербакова.

Достаточно полно определение понятию «компетентность» дает И. А. Зимняя, раскрывая его как эффективное применение способностей личности, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность плодотворно.

В своих исследованиях И. А. Зимняя указывает, что компетентность представляет интегрированное свойство сочетания качеств, знаний, установок и способностей личности, оптимальных для успешного выполнения профессиональной деятельности специалиста. Это обуславливает наличие индивидуальных особенностей личности — высокой степени саморегулирования, самооценки и саморефлексии.

Как указывает И. А. Зимняя в своей классификации ключевых компетенций «исследовательская компетенция входит в качестве компонента в «компетенцию, относящуюся к деятельности человека» [3, с.27].

В своих исследованиях С. И. Осипова акцентирует внимание на преобразующем характере исследовательской компетенции и определяет ее в качестве интегрального личностного качества, которое выражается в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать систему новых знаний, используя имеющиеся знания, умения, навыки и способах деятельности [7].

Как отмечает А. С. Обухов, исследовательская деятельность — это творческий процесс двух субъектов в совместной деятельности в поиске решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [6, с. 159].

По мнению А. В. Баранникова, исследовательской компетенции отводится независимое место наравне с социально-личностной, учебной, личностно-адаптивной и коммуникативной компетенцией в области профессиональной деятельности специалиста [2, с.13].

В своей монографии «Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов» П. В. Середенко выделяет основные принципы формирования исследовательских компетенций у студентов высшей школы:

1.         Систематичность и целостность, где под систематичностью понимается отбор структурных частей и установление последовательности их предъявления. В свою очередь, целостность рассматривается как синтетическое качество, результатом которого является высший уровень развития мыслительной деятельности. Формирование исследовательской готовности как целостного новообразования личности представляет единство практического, научно-теоретического и психологического компонентов, которые осуществляются на основе интеграции теоретических и практических умений и навыков исследовательского поиска.

2.         Принцип операциональности акцентирует внимание на дискретном характере процесса формирования готовности будущего специалиста при выполнении профессиональной деятельности. Реализация этого принципа возможно через создание новых ценностей в виде понятий, знаний и умений решения психолого-педагогических проблем в ходе трудовой деятельности.

3.         Принцип творческости рассматривается как поиск неизвестного по определенному алгоритму научного поиска: выделение области осуществления исследования; подбор и обоснование методов; планирование; сбор эмпирического материала или проведение эксперимента; анализ данных; рефлексия.

4.         Принцип информативности, который ориентирован на повышение уровня образованности и информированности субъектов научно-исследовательской деятельности. Реализация представленного принципа должна отвечать конкретным требованиям: надежность и достоверность сведений о психолого-педагогических фактах и явлениях; формы и методы сбора, переработки, хранения, преобразования, передачи информации должны быть разнообразными; информация должна быть ограничена, уплотнена, в то же время в некоторой степени избыточна, адаптирована для студентов.

5.         Принцип проблемности проявляется в осознании студентами объективных научных противоречий психолого-педагогических явлений и фактов, которые определяют источник возникновения проблемы исследования.

6.         Принцип рефлексивной направленности, в основе которого лежат мотивационные механизмы, ориентированные на личную самореализацию в профессиональной деятельности. В процессе формирования профессиональных компетенций объектом рефлексии выступают: область собственных представлений о научно-исследовательской деятельности, анализ изученных методов, процедур и приемов владения исследовательскими навыками и умениями.

7.         Принцип управляемости раскрывается в сознательном и планомерном воздействии при реализации образовательных целей. При этом принцип управления представляет собой информационный процесс, который характеризуется замкнутым циклом передачи сигналов и включающий контроль за поведением объекта и осуществлением обратной связи

8.         Принцип воспроизводимости. является непременным требованием любой педагогической технологии. Технологические процедуры должны быть спроектированы настолько ясно и понятно, что могут использоваться другими педагогами в научно-исследовательской деятельности с таким же эффектом, как и авторами разработки [6, с.41].

Таким образом, формирование исследовательских компетенций студентов в процессе вузовской подготовки возможно с учетом вышеперечисленных принципов.

Целесообразно описать психолого-педагогические условия, при которых принципы формирования профессиональных компетенций будут полностью реализованы, по мнению ряда отечественных ученых (М. А. Данилов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, С. А. Шапоринский):

-          углубленная подготовка в области методологии научного познания, которая раскрывается в определенной системе подходов, компонентов и принципов в ходе научно-исследовательской деятельности и изучения комплекса психолого-педагогических дисциплин;

-          специальная подготовка в области планирования и проведения психолого-педагогических исследований. Овладение общенаучными методологическими знаниями дает возможность студентам познакомиться с методологией психолого-педагогического аппарата исследования;

-          организация исследовательской деятельности студентов в рамках вузовской подготовки — научно-исследовательская работа, осуществляемая в свободное время студентом и учебные занятия в ВУЗе;

-          организация системы мониторинга исследовательской деятельности студентов в высшей школе с целью отслеживания динамики учебной успешности, прогнозирования вероятностного развития и коррекция нежелательных явлений [6, с.48].

Представленные подходы достаточно точно отражают ФГОС ВПО по направлению подготовки 030301 «Психология» со степенью подготовки «Бакалавр», где констатируется конечный результат подготовки специалистов по каждому направлению профессиональной деятельности. Так в практической деятельности выпускник должен иметь способность и готовность к:

1)        реализации базовых программ, направленных на профилактику отклонений в социальном, профессиональном и личностном статусе развития личности (ПК-1);

2)        отбору и адекватности применению психодиагностических методик, с последующей математико-статистической обработкой показателей исследования и их интерпретаций (ПК-2);

3)        формированию структуры деятельности специалиста в рамках определённой сферы (составление профессиограммы) (ПК-3);

4)        оказание стандартными способами и приемами психологической помощи личности, группе с использованием стандартизированных приемов (ПК-4);

5)        выявлению особенностей психического функционирования личности с учётом возрастных этапов, кризисов развития и принадлежности к социальным группам и обществам (гендерные, профессиональные, этнические и др.) (ПК-5);

6)        к проведению психологической диагностике сфер личности — познавательной, личностной, мотивационно-волевой и интеллектуальной в норме и при выходе от нормативных показателей с целью последующей гармонизации психологического состояния и функционирования личности (ПК-6);

7)        планированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной, личностной, мотивационно-волевой и интеллектуальной сферах в норме и при выходе от нормативных показателей (ПК-7);

8)        ассистированию специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8) [5, с.17].

На основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 030301 «Психология» в 2009 году было под руководством профессора М. В. Новикова проведено исследование группой психологов и педагогов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, которое направлено на изучение научно-исследовательских компетенций студентов педагогического вуза: бакалавров, магистров и аспирантов.

В результате проведенного исследования были обобщены психолого-педагогические закономерности и зависимости развития научно-исследовательских компетенций в рамках высшего учебного учреждения.

Исследователями были сформулированы общие (существенные, имеющие однотипный характер изменений, проявляющиеся на всех уровнях образования и профессиональной научно-преподавательской деятельности) закономерности формирования научно-исследовательских компетенций [1, с. 129]:

1.         формирование научно-исследовательской компетентности реализуется на всех этапах образовательной и профессиональной деятельности как за счет развития компетенций инвариантного характера (проявляющихся на всех ступенях образования и преподавательской работы), так и за счет приращения специализированных компетенций, которые впервые появляются на определенном этапе. Эти компетенции находятся в неразрывном единстве и интеграции. Компетенции, формирующиеся на предыдущем этапе и входящие в зону актуального развития субъекта научно-исследовательской деятельности, становятся необходимым условием последующего формирования научно-исследовательской компетентности.

2.         развитие научно-исследовательской компетентности гетерохронно, имеет внутрисистемный характер и проявляется в неравномерном формировании и развитии по времени фаз развития локализованных функциональных блоков научно-исследовательских компетенций. На каждом этапе профессиональной и научно-исследовательской деятельности отдельные компоненты компетенций имеют преимущественное развитие.

3.         развитие научно-исследовательской компетентности имеет кумулятивный характер. Это означает, что сначала компетенции формируются достаточно разрозненно, в дальнейшем интегрируются в систему с большим количеством связей.

Все это в полной мере отражает исследовательскую компетенцию применительно к реализации психодиагностической деятельности психолога.

Таким образом, представленные положения характеризуют общие и универсальные закономерности развития и формирования исследовательской компетентности при вузовской подготовке будущих специалистов, что, в конечном счете, определяет успешность выполнения профессиональной и профессионально-научной деятельности специалистов.

Формирование исследовательских компетенций студентов высшей школы детерминировано следующими внешними и внутренними факторами. В качестве внешних факторов выступает перестройка системы высшего профессионального образования, бурное развитие инновационных технологий в различных направлениях деятельности. К внутренним факторам можно отнести: наличие исследовательских установок будущих специалистов, наличие потребности в креативности и трансформации личностных смыслов в процессе получения высшего образования.

Литература:

1.                 Ансимова, Н. П. Модель поэтапного и последовательного формирования научно-исследовательских компетенций педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования [Текст] //Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография /Под научной редакцией доктора исторических наук М. В. Новикова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. — С.129–130.

2.                 Баранников, А. В. Содержание общего образования [Текст]: компетентностный подход / А. В. Баранников. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.

3.                 Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] /И. А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

4.                 Исаева, Н. А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании [Текст] //Психология образования в XXI веке: теория и практика / Н. А. Исаева. — C. 369–371.

5.                 Модель специалиста и высшее профессиональное образование [Текст] / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2003. — 296 с.

6.                 Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как способ 44. формирования мировоззрения [Текст] / А. С. Обухов // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 158–161.

7.                 Осипова, С.И. развитие исследовательской компетенции одаренных детей [Электронный ресурс] / С. И. Осипова. — Режим доступа: http.fkgpu.ru/conf/17.doc

8.                 Середенко, П. В. Формирование исследовательских компетенций у выпускников педвузов: монография [Текст] /П. В. Середенко. — Южно- Сахалинск: изд-во СахГУ, 2013. — 164 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle