Библиографическое описание:

Руковичка М. Г., Бугаева Л. И., Савельева Л. А. Технологии проблемного обучения в школьной педагогической практике // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1009-1011.

В статье сравниваются различные виды технологий проблемного обучения, а также, на конкретных примерах, показан опыт их применения на практике.

В опубликованной литературе по технологиям проблемного обучения обычно фиксируется композиционный характер этой педагогической деятельности, включающей в свой состав частично-поисковый исследовательский уровни. Вместе с тем, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы обучения следует рассматривать в качестве отдельных технологий обучения. Самостоятельный характер этих технологий можно показать путем их поэтапного сравнения (табл. 1) [13; 15].

Таблица 1

Технология проблемного изложения, частично-поисковая и исследовательская технология

Этапы проблемного обучения

Технология проблемного изложения

Частично-поисковая технология

Исследовательская технология

I. Постановка проблемного задания (вопрос и создание проблемной ситуации)

Учитель формулирует проблемные задания и создает проблемную ситуацию в ходе урока при изучении нового материала, закреплении и обобщении.

Учитель формулирует проблемные задания и создает проблемную ситуацию в начале эвристической беседы или другим приемом в ходе урока

Учитель формулирует проблемное задание обычно на длительный срок (неделя, месяц и т. п.) и создает проблемную ситуацию. Учебная проблема решается длительное время

II. Осознание проблемы

Обозначение учителем противоречий в проблемном задании

Обнаружение учащимися противоречий в проблемном задании (вопросе) с помощью наводящих вопросов учителя

Самостоятельное обозначение учащимися противоречий в проблемном задании

III. Формулировка гипотезы

Формулировка учителем основного направления поиска ответа

Формулировка учащимися с помощью учителя предположений, а затем основного направления поиска ответа

Самостоятельная формулировка учащимися предположений, а затем плана решения проблемы

IV. Доказательство гипотезы

Доказательство учителем сформулированной гипотезы

Доказательство учащимися гипотезы с помощью учителя

Самостоятельное доказательство учащимися сформулированной ими гипотезы

V. Общие выводы

Учитель формулирует и сам решает проблему, показывает ход решения проблемы

Учитель решает проблему вместе с учащимися в ходе эвристической беседы или другими приемами. Учитель формулирует проблемные задания, расчленяет задания на несколько задач или вопросов, образующих последовательность выполнения проблемного задания в целом. Это реализуется в основном в ходе эвристической беседы.

Учащиеся самостоятельно решают проблему

Как видно, в условиях проблемного изложения учитель сам формулирует проблемные задания, создает проблемную ситуацию, выдвигает гипотезу и решает проблему, показывая учащимся образец ее решения.

В частично-поисковой технологии учитель ставит проблему вместе с учениками, создает проблемную ситуацию, вместе с аудиторией формулирует гипотезу, расчленяет задание на несколько промежуточных задач или вопросов и вместе с учениками отвечает на эти вопросы. Затем происходит совместное решение проблемы в целом [7; 10; 14].

В исследовательской технологии роль учителя сводится к постановке проблемного задания и консультации по его выполнению. На всех этапах ученик выступает самостоятельно [3; 8; 17].

В качестве примера покажем особенности частично-поисковой технологии обучения на примере проблемного задания из курса «География России» при изучении элементов климата с использованием карт.

I этап. Учитель формулирует проблемное задание: «Почему изотермы января на Русской равнине расположены почти меридионально, а не широтно в соответствии с поступлением солнечного тепла?»

II этап. Учащиеся убеждаются, читая карту, в том, что действительно на Русской равнине наблюдается указанное расположение изотерм января. Например, средние температуры января в Архангельске и Волгограде одинаковы (-12º С). Они осознают противоречие между имеющимися знаниями о расположении изотерм в зависимости от поступления солнечного тепла.

III этап. Учитель расчленяет задание на отдельные вопросы:

1.                  Есть ли другие источники тепла на Русской равнине, кроме солнца?

2.                  Может ли поступать тепло зимой с воздушными массами из Арктики или с Атлантического океана?

Ученики формулируют предположение о поступлении относительно теплых воздушных масс со стороны Атлантического океана.

IV этап. Учащиеся доказывают, что теплые воздушные массы приходят на Русскую равнину с Атлантического океана. Учитель задает уточняющий вопрос: «Почему воздушные массы поступают со стороны Атлантического океана?» Ответ: вследствие различия в атмосферном давлении в субтропических и умеренных широтах.

V этап. Учащиеся формулируют общие выводы о том, что изотермы января на Русской равнине имеют почти меридиональное простирание в связи с поступлением теплых воздушных масс с Атлантического океана.

Еще более убедительное доказательство правильности решения этой проблемы аналитическим образом можно показать на примере Ленинградской области. Учитель формулирует проблемное задание (вопрос):

«Почему изотермы января в восточной части Ленинградской области имеют меридиональное, а не широтное расположение?». Решение этой проблемы будет таким же, как в приведенной схеме по изотермам января на Русской равнине [11; 12; 16].

Решение рассмотренного проблемного задания возможно также методом проблемного изложения. Отличие будет состоять в том, что учитель сам ставит и решает задачу, показывая пример ее решения. Следовательно, активная познавательная деятельность в этом случае будет слабее. На практике учителя обычно в ходе проблемного изложения провоцируют познавательную активность учащихся наводящими вопросами [2; 4; 6; 9].

Тем временем учитель не должен быть лишь «технологом» или консультантом учащихся. Он обязан владеть искусством обучения и воспитания, необходимость в котором ощущается повсеместно и ежесекундно. Потребность и умение самостоятельно создавать педагогические проекты и технологии в любом жанре, быть мастером взаимодействия — это одно из главных условий, делающих учителя профессионалом высокого уровня и гарантирующих модернизацию образования [1; 3; 5; 8; 18].

Литература:

3.      Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

4.      Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

5.      Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

6.      Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

7.      Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

8.      Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

9.      Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

10.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

11.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

12.  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

13.  Сухоруков, В. Д. Дидактические кодексы школьной географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. с. 45–51.

14.  Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.

15.  Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

16.  Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.

17.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

18.  Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

19.  Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.

20.  Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle