Библиографическое описание:

Зайцев А. Г., Ткачук В. А., Ткачук А. А. Изучение ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 915-916.

Статья посвящена изучению ценностно-мотивационной сферы студентов-первокурсников гуманитарного ВУЗа. На основании исследования ценностно-смысловой сферы студентов первого курса в качестве основного направления их профилактики было выделено психолого-педагогическое воздействие с целью личностно-психологического развития.

Ключевые слова: мотивация, ценности, студенты, психолого-педагогическая профилактика.

Данные последних исследований показывают, что проблема овладения своим поведением (на уровне овладения своей мотивацией) является одной из ключевых для изучения развития и становления личности, для решения психокоррекционных задач. Есть все основания предполагать, что именно нарушения в этих двух сферах в первую очередь приводят к различным видам аддиктивного поведения, в том числе к наркомании [2; 7; 10].

Нами было проведено исследование ценностно-смысловой сферы студентов первых курсов гуманитарного ВУЗа, в результате которого была выделена «группа риска» из данной категории молодых людей с типичным для наркозависимых лиц «личностно-психологическим» профилем.

Для изучения ценностно-смысловая сфера студентов использовалась методика Фанталовой (предварительно данная методика была использована для исследования особенностей ценностно-смысловой сферы лиц, с наркотической зависимость), по результатам которой студенты-первокурсники были разделены на две группы [1; 4; 6; 11; 15].

В первой группе оказались испытуемые (50 человек), Эта совокупность молодых людей была объединена в группу «относительного психического комфорта».

Во вторую группу вошли испытуемые (29 человек). Данную совокупность испытуемых мы определили как группу студентов «психического дискомфорта», имеющих патологическую тенденцию к изменению личности.

Сравнительный анализ двух групп показал, что они независимо от их психического статуса ориентируются преимущественно на ценности витального и социального свойства (здоровье, семья, работа, материальное благополучие) и имеют низкий уровень духовных запросов (метаценностей), связанных со свободным выбором, общей трудовой активностью, творчеством, познанием и эстетическими переживаниями. Было замечено, что ориентация на материальное благополучие у студентов второй группы («психического дискомфорта») является более выраженной (по сравнению с первой группой студентов — относительно здоровых в психологическом отношении), а ценности, связанные с внутренней свободой и независимостью в поведении, наоборот, имеют большую значимость для молодых людей первой, а не второй группы [3; 5; 9; 14].

Чтобы получить более полное представление о соотношении различных компонентов ценностно-смысловой сферы первокурсников различного психического статуса и определить связанные с этим стратегии их поведения, показатели их жизненных ценностей подвергались процедуре факторного анализа (использовался метод главных компонент с вращением матрицы по варимакс-критерию) в результате проведения которого в группе «относительного психологического комфорта» выделилось пять факторов. Интерпретация и последующий анализ этих факторов позволили утверждать, что для студентов группы «относительного психического комфорта»типичны низшие уровни регуляции, связанные со стереотипностью и конформностью в соблюдении социальных нормативов [8; 11; 13].

В группе «психического дискомфорта» выделилось шесть факторов. Их анализ показал, что военнослужащих данной группы характеризует «дезадаптационная» стратегия поведения, для них характерны неадекватные (патогенные) способы саморегуляции поведения, усугубляющие дезадаптацию, болезненные состояния и деформированность личности.

Дополнительные сравнительные обследования (по личностным тестам «МЛО «Адаптивность», опросник Кетелла — форма С, методика Уровень субъективного контроля) наркозависимых лиц и студенты обеих групп также показали, что студенты группы «относительного психологического комфорта» заметно превосходят, а студенты группы «психологического дискомфорта» достаточно близки по показателям личностно-психологических особенностей лицам, имеющим наркотическую зависимость. Это дает основание отнести молодых людей группы «психологического дискомфорта» к «группе риска» по данной патологии и определить в качестве основного направления их профилактики — психолого-педагогическое воздействие с целью личностно-психологического развития (созревания) [3; 7; 12].

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

2.                  Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

3.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

4.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

5.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

6.                  Соркина, Л.А Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

7.                  Соркина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

9.                  Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

10.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

11.              Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

12.              Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша, 2009. с. 120–123.

13.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

14.              Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

15.              Сыромятникова, Л. И. Безопасность человека как предмет изучения / Л. И. Сыромятникова // в сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. с. 37–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle