Библиографическое описание:

Арефьев Б. А. Концепция информационного общества // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 54-56.

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач; — в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; — имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса; — происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; — происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: — технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; — гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий «информатизация» и «компьютеризация» носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет «агрессивный» характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики — знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами — фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы — вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа — порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам («знания — порождают знания»).

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993–1994 гг., включает следующие основные направления:

-                   создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

-                   формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Социальная информатика — определение, предметное поле исследования, методологическая роль. Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах). Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [2, с. 137]. Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А. В. Соколовым и А. И. Манкевичем в 1971 году [3, с. 34]. Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества. [4, с. 74].

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру: 1 уровень — теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 2 уровень — средний (социальный «срез» экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации); 3 уровень эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого научного комплекса [5, с. 41]. Задачами учебного курса «Основы социальной информатики» являются: — создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; — методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Часто понятие «информация» используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что «обиходное» употребление термина «информация» совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи [6, с. 11].

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т. д. [7, с. 351].

Таким образом информация это всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Данные — это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации. Знания — это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Может быть предложена следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная цепочка — зерно, мука, хлеб. Информация всегда носит «транспортный» оттенок передачи знания по сетям связи, знание же всегда связано с личностью его создателя.

Литература:

1.                  Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.

2.                  Колин К. К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества — М.: Наука, 1994. — 241с.

3.                  Соколова И. В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика. 2002. № 2. — С. 33–39.

4.                  Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки //Кадры партии. 1990. № 2. — С.71–80.

5.                  Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. — М.: МГСУ, 2006. — 138с.

6.                  Хартли Р. Передача информации. Теория информации и ее приложения. — М.: Политиздат, 1975. — 408с

7.                  Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Политиздат, 1963. — 863с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle