История развития и формирования национально-культурных объединений в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 2921 раз

Библиографическое описание:

Бураева, Н. Д. История развития и формирования национально-культурных объединений в Российской Федерации / Н. Д. Бураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 881-884. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9513/ (дата обращения: 25.04.2024).

Россия является многонациональным государством, что отражено в ее Конституции. На её территории проживает более 180 народов, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны.

В 2010 году русские составляли 77,71 % населения — 111,0 млн из 142,9 млн чел, представители других национальностей и лица не указавшие национальности составляли чуть более 22,2 % населения — 31,8 млн чел.

Народы и этногруппы России по данным Всероссийской переписи 2010 г. составляет более 194 народностей [5].

Сохранение языкового, культурного и духовного наследия каждого народа Росcийской Федерации — важная задача, поскольку из этнического многообразия складывается неповторимая яркая палитра нашей многонациональной страны. Выполнение этой задачи стало ведущей идеей национально-культурных объединений различных этносов, проживающих в России. Начиная с рубежа 1980-х — 1990-х гг. национально-культурные объединения стали неотъемлемой частью жизни общества, без которой уже сложно представить себе реализацию этнических интересов граждан нашей страны. Национально-культурные объединения выполняют также множество полезных и актуальных функций, таких как сохранение национальной идентичности в условиях глобализации, этническая социализация, формирование основ этнической толерантности и др. [6, с.2]

Появление большого числа общественно-добровольных формирований и сегодня дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации.

Существовавшие совсем недавно в нашей стране общественные, общественно-политические, социально-культурные организации были полностью слиты с государством, и вся культурная жизнь в обществе была подчинена и подконтрольна государству. Идеологизированная трактовка культурно-просветительной работы стала инструментом грубого и некомпетентного руководства искусством и культурой. [8, с.40].

Национально-культурное объединение — это добровольное объединение граждан определенной национальности, как правило, имеющее форму общественного объединения, созданное с целью удовлетворения потребностей в общении с представителями своей национальности, сохранения, развития и популяризации этнической культуры, восстановления ее утраченных элементов, а также сохранения родного языка и этнической самобытности.

Национально-культурные объединения начали образовываться на рубеже 1980-х — 1990-х гг. и были неразрывно связаны с политическими, экономическими и социальными преобразованиями, происходившими в СССР. Глобальные перемены середины 1980-х гг. вызвали всплеск этнического самосознания у представителей многих народов, находящихся в этническом меньшинстве на своей территории. В сфере межэтнических отношений также произошла смена приоритетов и принципов, которую можно обозначить как отход от принципов интернационализма, являвшегося основой национальной политики. С началом демократических преобразований у представителей различных этносов начал возрождаться интерес к своей самобытной национальной культуре, традициям, обычаям, родному языку. Активизация этнических настроений положило начало институциональному оформлению национальных движений — появлению первых национально-культурных объединений, причем процесс этот изначально был стихийным и бурным.

После распада СССР создание национально-культурных объединений в России продолжилось. Исторически так сложилось, что в нашем многонациональном государстве территориальную автономию имеют лишь отдельные этносы, хотя не все представители данного этноса проживают на территории своего национально-территориального образования. После распада СССР зазвучали лозунги, призывы и даже требования национально-территориальной автономии. Сохранение целостности Российской Федерации, ставшей правопреемницей СССР, оказалось под угрозой. Подавляющее большинство этносов, которые дисперсно расселены на территории Российской Федерации, выбрали для удовлетворения своих потребностей в национальном, культурном, языковом развитии форму национально-культурной автономии, которая выражается в создании национально-культурных объединений и обществ.

В истории развития национально-культурных объединений современной России, можно выделить четыре этапа формирования национально-культурных объединений, где основными границами выступают важнейшие политические события страны, важнейшие политические решения, либо принятие законодательных актов, регулирующих деятельность национально-культурных объединений и имеющих принципиальное значение для их представителей.

Первый этап формирования НКО (конец 1980-х гг. — 1991 г.) определяется принятием закона СССР «Об общественных объединениях» [3, Гл.2, ст.8] и вступлением его в действие, а также, распадом СССР и возникновением современной России — Российской Федерации. Особенностью данного этапа стало то, что первые НКО действовали как неформальные объединения, поскольку соответствующей законодательной базы еще попросту не существовало. Кроме того, деятельность первых НКО была связана со множеством трудностей, в первую очередь, из-за неопределенности целей и задач их деятельности, отсутствия опыта национально-культурной работы, опыта взаимодействия с органами власти и др.

Второй этап (1991–1996 гг.) — время принятия важнейших законодательных актов регулирующих деятельность НКО. В октябре 1990 г. был принят закон СССР «Об общественных объединениях», вступивший в силу с 1 января 1991 г. Отныне НКО (которые, заметим, по сути, являются общественными объединениями) могли проходить государственную регистрацию и, тем самым, получить официальный статус. Согласно закону, для создания общественного объединения требовалась инициатива не менее десяти граждан, которые должны были провести учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, принять устав и выбрать руководящие органы. После распада СССР закон «Об общественных объединениях» продолжил действовать вплоть до 1995 г., когда его сменил одноименный закон, но уже в современной России.

Новый закон «Об общественных объединениях» 1995 г. стал более основательным, поскольку детально рассматривал процесс создания, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений и исключал недоработки предыдущего закона. Следует особо отметить, что закон оставляет за общественными объединениями право быть неформальным, т. е. допускает их деятельность без государственной регистрации. Однако, не пройдя государственную регистрацию, объединение не получает статуса юридического лица, а потому не может иметь в собственности имущество, нести права и обязанности, выступать от своего имени в суде. Процедура государственной регистрации общественного объединения включает в себя регистрацию в учетных государственных органах, а также налоговых и других контролирующих органах. При этом основным шагом для регистрации общественного объединения является обращение в Министерство Юстиции РФ, куда необходимо подать заявление о регистрации, предоставить устав общественной организации, решение (протокол) о создании общественной организации, сведения об учредителях-инициаторах создания и квитанцию об уплате государственной пошлины.

Если до 1996 г. разного рода ассоциации, созданные на основе этнической общности, развивались спонтанно, то с принятием закона «О национально-культурной автономии» (1996 г.) была сделана попытка систематизировать жизнедеятельность этнокультурных объединений и создать единую федеральную структуру, способную регулировать взаимоотношения этих объединений. [7, с. 16]

Согласно закону, национально-культурная автономия — это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры [2, Гл.1, ст.1]. Заметим, что национально-культурная автономия является видом общественного объединения, организационно-правовой формой которого является общественная организация. Однако это дополнение было внесено в закон лишь в 2003 г., а потому поначалу существовала некоторая неясность в отношение общественно-правового статуса национально-культурной автономии.

Национально-культурная автономия (далее — НКА) стала новым явлением в общественно-политической и национальной жизни России и вызвала большой резонанс в обществе, что выразилось в диаметрально противоположном отношении к этой новой форме общественного объединения со стороны как ученых-исследователей, так и представителей национальных диаспор. Если одни считали принятие подобного закона огромным прогрессом в развитии межнациональных отношений в России, то другие сразу же заявили о том, что национально-культурные автономии после своего создания столкнутся со множеством проблем, связанных с декларативностью основных положений закона. Тем не менее, восемнадцатилетний период существования национально-культурной автономии в России свидетельствует о ее жизнеспособности.

И наконец, с принятием в июне 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, призванной решить узловые на тот момент проблемы в сфере межнациональных отношений, такие как развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян, обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств, достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе и др. [4], второй этап формирования НКО подошел к своему завершению. Определяя цели, задачи и принципы государственной национальной политики, задавая основные направления региональных программ государственной национальной политики, особое внимание Концепция уделила национально-культурному самоопределению народов России — национально-культурной автономии. Концепция государственной национальной политики имеет рекомендательный характер, однако, ее значение для своего времени, было, несомненно, весьма важным.

Третий этап (1996–2000 гг.) стал временем активного создания национально-культурных автономий. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», создавая правовые условия для взаимодействия государства и общества с целью защиты национальных интересов граждан России, предусматривал широчайшие возможности для развития этнической культуры и родного языка [2, гл.1, ст.4], а с целью эффективного сотрудничества национально-культурных автономий с органами власти предусматривалось создание Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве РФ. Вдохновленные этим фактом представители многих национальных диаспор приступили к созданию национально-культурных автономий своих этносов.

Пик создания национально-культурных автономий в России пришелся на 1996 — начало 2000-х гг. Это объяснить тем, что после принятия закона представители различных национальностей рассчитывали, что вновь создаваемые НКА будут получать государственное финансирование, благодаря чему смогут в полном объеме реализовывать свои права на сохранение и развитие национального языка, на сохранение и развитие национальной культуры, предусмотренные законом. Однако первые национально-культурные автономии практически сразу столкнулись с трудностями, и в первую очередь с финансовыми.

Наконец, четвертый этап формирования национально-культурных объединений (с 2000 г. по настоящее время) — это современный этап. Его начало связывают со сменой политического руководства страны, некоторым ослаблением демократического режима, а сам этап в целом характеризуется явным затуханием общественной инициативы и интереса к образованию новых НКО к настоящему времени, отчасти это можно объяснить тем, что все, кто хотел создать национально-культурные объединения, уже создали их на предыдущих этапах. Другая причина заключается в появлении тенденции к укрупнению существующих НКО путем их объединения. Также, одна из причин снижения активности создания новых НКО связана с тем, что уже действующие НКО, в особенности национально-культурные автономии, начали более активно делиться своим опытом, акцентируя внимание на проблемах, с которыми им приходится сталкиваться.

В итоге, краткий обзор истории формирования национально-культурных объединений помимо основной своей задачи позволил также вкратце ознакомиться с нормативно-правовыми основами деятельности НКО. Следует отметить, что право на создание национально-культурных объединений является конституционным правом граждан нашей страны («Каждый имеет право на объединение... Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» [1, гл.2, ст.30]), а правовой статус общественных объединений, включая национально-культурные, помимо уже упомянутых законодательных актов, регулируется также Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным и законом «О некоммерческих организациях». Учредители и руководители национально-культурных объединений должны хорошо знать нормативно-правовые основы деятельности своих организаций и разбираться во многих законодательных тонкостях. Так, например, чтобы создать национально-культурную автономию, нужно руководствоваться не только законом «О национально-культурной автономии», но и законом «Об общественных объединениях.

Современные национально-культурные объединения могут иметь различные правовые формы: ассоциация, движение, комитет, клуб, национально-культурная автономия, национально-культурный центр, общество, объединение, организация и др., хотя зачастую организационная форма НКО непринципиальна, поскольку гораздо более важно для представителей того или иного этноса просто объединиться со своими единомышленниками и начать работу по сохранению национальной культуры.

Следует отметить также, что термин «национально-культурные объединения» не является общеупотребительным, наряду с ним в литературе часто встречаются, к примеру, термины «национально-культурные организации», «национальные общественные объединения», «национально-культурные общественные объединения», «национально-культурные центры», но термин национально-культурных объединение является более широким и собирательным.

Виды и формы деятельности национально-культурных объединений многообразны и нацелены на решение основной задачи — воспроизводство этнической культуры, что предполагает ее изучение, сохранение и трансляцию на внутреннем уровне. Обязательной составной частью деятельности национально-культурных объединений является презентация культурных достижений своего этноса, поскольку любому народу важен не только «образ для себя», создаваемый культурными традициями, но и «образ для других». Важнейшим направлением работы национально-культурных объединений является изучение родного языка как существенного фактора приобщения к национальной культуре. В условиях глобализации, когда происходит нивелирование национальных и культурных особенностей и исчезают многие элементы традиционной культуры, национально-культурные объединения выполняют очень важную миссию и роль, кроме того, национально-культурные объединения являются регуляторами межэтнических отношений и важным институтом гражданского общества, построения которого добивается наша страна. Учитывая все вышеизложенное, следует надеяться, что национально-культурные объединения современной России смогут достойно справиться со всеми возникающими перед ними трудностями, чтобы в дальнейшем успешно выполнять возложенную на них миссию.

Литература:

1.             Конституция Российской Федерации / М., 2013г.

2.             Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // СПС Консультант Плюс

3.             Закон СССР от 09.10.1990 N 1708–1 (с изм. от 19.05.1995) «Об общественных объединениях»// СПС Консультант Плюс

4.             Концепция государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации // http://www.mid.ru

5.             ru.wikipedia.org

6.             А. А. Ильина//Национально-культурные объединения современной России: нормативно-правовые основы деятельности и этапы формирования // http://sfrik.omskreg.ru/page.

7.             Л. Г. Ирильдеева.. Национально-культурные объединения Республики Бурятия и этнополитическая ситуация в регионе: Автореф. дис.... канд. исторических наук. — М., 2000

8.             О. Н. Струкова, Формирование национального самосознания молодежи в условиях деятельности досуговых общественных объединений: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.05. — Тамбов: РГБ, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): объединение, национально-культурная автономия, Российская Федерация, Россия, общественное объединение, государственная национальная политика, государственная регистрация, национальная культура, родной язык, современная Россия.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Российская Федерация, государственная национальная политика, национальная принадлежность, национально-культурная автономия, народ, создание условий, общий принцип организации, родной язык...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Российская Федерация, Россия, государственная национальная политика, национальная политика, акт, меньшинство, Дальний Восток, национально-культурная автономия, указ Президента, Декларация ООН.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Вход / Регистрация.

Национальная культура проявляется во всех областях человеческой деятельности. В практике преподавания русского языка должны находить свое отражения результаты исследований современного состояния диалектизмов.

Перспективы развития информационных порталов...

К таким общественным структурам относятся и национально-культурные автономии, каждая из которых представляет собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности...

О некоторых аспектах правового регулирования политики...

Основой национально-культурной политики в Республике Марий Эл стали две государственные программы: «Культура Марий Эл на 2013–2020 годы» и «Государственная национальная политика в Республике Марий Эл на 2013–2020 годы».

Методологические подходы к обеспечению межнациональной...

Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире [1.1]...

Правовые основы реализации национальной политики...

Среди целей государственной национальной политики Российской Федерации указаны: сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений...

Основные этапы развития национального образования...

Вход / Регистрация.

Государственная система национальных органов просвещения защищала права нерусского населения в области обучения на родном языке вплоть до 1934 г

Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, национальная школа...

Сохранение традиций и национальных культур народов России...

Мы живём в самой прекрасной многонациональной стране мира — Россия. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов России.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Российская Федерация, государственная национальная политика, национальная принадлежность, национально-культурная автономия, народ, создание условий, общий принцип организации, родной язык...

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу...

Российская Федерация, Россия, государственная национальная политика, национальная политика, акт, меньшинство, Дальний Восток, национально-культурная автономия, указ Президента, Декларация ООН.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Вход / Регистрация.

Национальная культура проявляется во всех областях человеческой деятельности. В практике преподавания русского языка должны находить свое отражения результаты исследований современного состояния диалектизмов.

Перспективы развития информационных порталов...

К таким общественным структурам относятся и национально-культурные автономии, каждая из которых представляет собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности...

О некоторых аспектах правового регулирования политики...

Основой национально-культурной политики в Республике Марий Эл стали две государственные программы: «Культура Марий Эл на 2013–2020 годы» и «Государственная национальная политика в Республике Марий Эл на 2013–2020 годы».

Методологические подходы к обеспечению межнациональной...

Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Именно так это принято понимать во всем мире [1.1]...

Правовые основы реализации национальной политики...

Среди целей государственной национальной политики Российской Федерации указаны: сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России; гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений...

Основные этапы развития национального образования...

Вход / Регистрация.

Государственная система национальных органов просвещения защищала права нерусского населения в области обучения на родном языке вплоть до 1934 г

Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, национальная школа...

Сохранение традиций и национальных культур народов России...

Мы живём в самой прекрасной многонациональной стране мира — Россия. В условиях современной глобализации становится актуальной забота о сохранении национальных традиций и культур народов России.

Задать вопрос