Библиографическое описание:

Мартынова Н. С. Особенности разработки и использования игровых профессионально ориентированных технологий обучения в подготовке будущих менеджеров туризма // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 955-958.

С развитием массового туризма и туристической инфраструктуры в Украине, наблюдается рост спроса на туристические услуги, появление большого числа туристических предприятий, для успешного функционирования которых необходимы профессиональные кадры. Дальнейшее развитие туристического рынка, его интеграция в мировое информационно-коммуникационное пространство, формирует потребность в развитии системы профессиональной подготовки специалистов для индустрии туризма.

Анализ различных отечественных и зарубежных концепций, подходов к подготовке специалистов для туристического рынка, в том числе формального и неформального образования, подтверждает необходимость модернизации профессиональной подготовки управленческих кадров для сферы туризма. Опираясь на передовой педагогический опыт относительно переосмысления роли технологического подхода к обучению, обоснованный И. А. Зязюном [1, с. 22–33], одним из путей решения данной проблемы мы видим в использовании современных технологий обучения в подготовке специалистов новой формации.

Анализ психолого-педагогических исследований (А. А. Бейдык, П. М. Олийнык, О. А. Фастовець, В. К. Федорченко, Н. А. Фоменко и др.) дал возможность убедиться в том, что среди разнообразия современных форм и методов профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма исследователи выделяют игровые технологии, что объясняется активностью субъектов обучения в самостоятельном овладении знаниями и умениями, а также приобретении профессиональных и личностных качеств в условиях ответственности перед коллективом за полученный в процессе обучения результат.

Научные труды И. А. Квартальнова, Л. И. Поважной, Г. С. Цехмистровой и др. подтверждают актуальность разработки различных подходов к профессиональной подготовке специалистов для сферы туризма, которые бы способствовали приведению формального туристического образования в соответствие с реальными требованиями рынка, в частности, с помощью игровых технологий обучения. Однако, среди существующих подходов недостаточно таких, которые бы ориентировались на комплексное применение игровых технологий, не только разработанных с привлечением профессионалов туристического бизнеса, но и с помощью которых студенты, решая реальные проблемы туристического бизнеса вместе с представителями туристических организаций, интегрировались бы в профессиональную среду.

Основываясь на утверждении Л. Б. Лукьяновой относительно роли современного образования взрослых в обществе, в структуре которого ученый рассматривает и неформальное образование [3, с. 11], нами сделан вывод, что именно с помощью игровых технологий обучения, которые используются в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов сферы туризма, можно компенсировать недостатки формального туристического образования и обеспечить баланс компетентности будущих менеджеров туризма и современных требований к этой профессии. Эффект от внедрения таких технологий возрастет, по нашему мнению, при условии развития взаимовыгодного сотрудничества с реальными предприятиями индустрии туризма.

Целью статьи является изучение особенностей подготовки будущих менеджеров туризма, обоснование актуальности использования игровых технологий обучения в подготовке специалистов для туристической сферы, раскрытие сущности понятия «комплекс игровых профессионально ориентированных технологий обучения» и результатов его использования в процессе подготовки будущих менеджеров туризма.

На основе анализа психолого-педагогических, экономических, философских, исторических, социологических исследований нами установлено, что одна из основных проблем, сдерживающих развитие системы туристического образования в Украине, в частности профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма — несогласованность ее категориального аппарата, которая, в свою очередь, является следствием неопределенности нормативно-правовой базы туризма и туристического образования, а также несовершенство содержания обучения, недостаточный уровень согласованности с будущей профессиональной деятельностью.

Нами выявлено, что формирование личности менеджера по туризму — специалиста-универсала (по определению В. А. Квартальнова [2, с. 233]), который должен обеспечить формирование туристической отрасли страны, как составляющей глобальной индустрии туризма, является одним из важных заданий подготовки будущих менеджеров туризма как одного из направлений системы туристического образования, нуждающегося в совершенствовании содержания и учебно-методического обеспечения, в частности, поиске эффективных форм, методов, средств и технологий обучения, приближающих его к реальной деятельности в условиях современного туристического рынка.

Учитывая особенности содержания различных подходов, научно-теоретических концепций, моделей образования в сфере туризма, сформированных в результате синергии, нами было рассмотрено современное состояние профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в системе высших учебных заведений формального образования — сравнительно нового направления подготовки в структуре туристического образования Украины, который продолжает формироваться, а также отмечены проблемы этого направления, сдерживающие его развитие, в частности: недостаточное количество часов на практическую подготовку; низкая психологическая мотивация студентов в необходимости практической деятельности по избранному профессиональному направлению, начиная с низших уровней; низкий уровень взаимодействия профильных высших учебных заведений с предприятиями индустрии туризма и некоторые другие.

Проведенный нами анализ требований отечественного туристического рынка к подготовке будущих менеджеров туризма подтверждает необходимость исследований состояния развития неформального образования в сфере туризма (как такого, которое более приближено к туристическому рынку) и возможности его влияния на развитие профильного формального образования. Мы сделали вывод о том, что неформальное образование в Украине интенсивно развивается и является эффективным, в частности, за счет внедрения игровых профессионально направленных технологий обучения, а также распространения практики социального взаимодействия и сотрудничества с профессиональной средой, что и актуализирует необходимость изучения ведущего отечественного и мирового опыта использования игровых технологий в подготовке будущих менеджеров туризма в формальном и неформальном образовании с целью выявления наиболее прогрессивных методов и форм обучения этих специалистов. В этой связи, в процессе исследований мы обратили внимание на динамику развития неформального образования в сфере туризма в России. Развитие рынка образовательных услуг в этом направлении определяет корпоративное обучение, что подтверждается научными исследованиями Б. В. Балакирева, С. И. Инюшкина, Т. С. Новиковой и др.

Исследуя пути повышения эффективности процесса обучения специалистов для туристической сферы, в частности будущих менеджеров туризма, и близких к туризму сфер деятельности, а также рассматривая разные виды обучения (акцент сделан на дисциплинах цикла профессиональной подготовки), отечественные и зарубежные ученые и преподаватели-практики отдают преимущество имитационному или игровому обучению, в основу которого положено решение ситуаций будущей профессиональной деятельности и заданий проблемного характера. Важно отметить, что в результате анализа разнообразных аспектов профессиональной подготовки будущих специалистов сферы туризма наряду с игровыми технологиями, выявлено применение таких видов обучения как: личностно-ориентированного, профессионально-ориентированного, проблемного, развивающего, проектного и др. Также наблюдается процесс накопления опыта профессиональной подготовки с применением игровых технологий по региональным особенностям (передовой опыт профильных отечественных высших учебных заведений) в условиях учебных лабораторий, учебно-производственных фирм, виртуальных и реальных предприятий, в сотрудничестве с другими учебными заведениями и научными учреждениями.

В то же время, анализ опыта применения игровых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в отечественной педагогической практике позволил выделить ряд недостатков. Можно констатировать, что они используются несистемно, имеют слабовыраженный комплексный и межпредметный характер, недостаточно интегрируются между собой, задекларированы как профессионально направленные, но при этом в основном разрабатываются на основе искусственно созданных профессиональных ситуаций, в условиях виртуальных предприятий и без привлечения профессионалов туристического бизнеса к их разработке и участию в них, оценке результатов студентов.

Опыт применения игровых технологий обучения на уровне неформального образования не достаточно представлен в научных исследованиях (нами отмечены исследования российских ученых Б. В. Балакирева, Н. С. Еруковой, И. Ю. Лебедевой и др.), в то время, когда в Украине и в мире развиваются виды образовательной деятельности в неформальном туристическом образовании. Наблюдения за организацией учебной деятельности с использованием игровых технологий в системе неформального образования в сфере туризма в Украине, проведенные нами за период с 2006г. по 2012г., показали, что имеет место: применение только реальных примеров из повседневной профессиональной деятельности и соответственно решение реальных заданий, которые формулируются участниками занятий из собственного опыта, с акцентом на окончательное решение проблемы, а не на ее анализ (в виде альтернатив, вариантов, алгоритмов решений, конечных решений и т. д.), наглядная демонстрация, материализация проблемы, ситуации и их решения, обязательное обсуждение и обнародование результатов, применения элементов театрализации и вхождение в материальные и нематериальные образы, обучение нестандартному поведению, поощрение проявления творчества.

Все это позволило убедиться в том, что именно с помощью игрового обучения, которое используется в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов сферы туризма является возможным достижение высокого уровня подготовки будущих менеджеров туризма в системе высшего образования, соответствующего требованиям быстроразвивающегося туристического бизнеса.

С этой целью нами был разработан авторский комплекс игровых профессионально ориентированных технологий обучения (КИПОТО), под которым мы понимаем совокупность игровых имитационных форм и методов обучения, в содержании которых единица игры — учебно-производственные задания, которые построены на решении типичных и нетипичных профессиональных проблем, направленных на активизацию и интенсификацию индивидуальной деятельности будущего менеджера туризма и решаются при условии взаимодействия в учебно-производственном коллективе, в который входят: преподаватель ВУЗа, его студенты и представители туристической организации-партнера.

В состав КИПОТО нами включены: учебные и профессиональные тренинги (мастер-классы); разбор и решение типичных и нетипичных ситуаций реальной профессиональной деятельности; игровые модули: имитационный тренинг «Презентация туристического продукта», ролевая игра «Учебный work shop»; учебно-производственные игровые проекты: организационно-деятельностная игра «Организация деятельности отдела маркетинга и рекламы по созданию нового тура», учебно-производственный игровой проект «Рекламная деятельность «под ключ»; учебный рекламный тур, производственная деятельность во время массовых специализированных мероприятий с выполнением должностной роли.

В процессе реализации комплекса эффективность его использования достигается при наличии определенных организационно-педагогических условий, которые, в соответствии с системным подходом, можно классифицировать как внутренние — наличие, функционирование и взаимосвязь всех компонентов подсистемы «способы профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма» в системе профессиональной подготовки этих специалистов и внешние — организация учебно-производственной среды в высшем учебном заведении туристического направления и внедрения в процесс подготовки практики социального партнерства.

Опираясь на результаты исследований современного состояния развития социального партнерства в сфере туризма и туристическом образовании в Украине, проведенных нами, отметим, что в нашей стране пока не создано действенной системы взаимодействия в этих сферах, в первую очередь, из-за недостаточного ее научно-методического обеспечения. Однако мы воспользовались исследованиями российских ученых, которые осуществляются на уровне изучения системы социального партнерства как средства управления профессиональным образованием и рынком труда в сфере туризма. При этом, как правило, одновременно рассматривается вопрос создания и эффективного функционирования разнообразных инновационных образовательных структур, что, в свою очередь, предусматривает создание специальной учебно-производственной среды (С. Н. Додока, Ю. Т. Русаков, О. О. Харченко, О. Ю. Юр и др.)

Разработанный комплекс игровых профессионально ориентированных технологий обучения был использован в профессиональной подготовке студентов, учащихся по отрасли знаний 0306 «Менеджмент и администрирование», специальности 7.03060101 «Менеджмент организаций и администрирования» (вид деятельности «Менеджмент туристической индустрии»), в процессе изучения дисциплины «Технология туристической индустрии», которая относится к специальным туристическим дисциплинам, и апробирован в: частном высшем учебном заведении «Киевский институт бизнеса и технологий» (КИБИТ), Житомирском филиале КИБИТ, Институте туризма федерации профсоюзов Украины (г. Киев), Национальной академии природоохранного и курортного строительства в г. Симферополь (НАПКС).

Разработанная комплекс позволил обеспечить высокий уровень формирования готовности студентов к выполнению реальных профессиональных заданий туристических организаций, а именно: формирование позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности; формирование знаний о типичных и нетипичных профессиональных проблемах, а также формирование умений, навыков выполнения заданий потенциальных работодателей; создание мотивов формирования профессионально важных личностных качеств; формирование самооценки подготовленности к будущей профессиональной деятельности.

Практическая значимость разработанного нами комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения состоит в возможности внедрять в деятельность реальных туристических предприятий результаты учебно-производственной деятельности студентов, способствуя тем самым интеграции их в профессиональную среду. Так, например, профессиональные решения студентов, принятые в условиях взаимодействия участников учебно-производственного коллектива и их действия, реализованные во время применения игрового модуля «Планирования ассортиментной группы услуг для туристической фирмы «Пан-Укрейн» на дисциплине «Технология туристической индустрии» в КИБИТ, были направлены на разработку программы развития ассортимента туристических услуг компании «Пан-Укрейн» по направлению «ОАЭ». Студентами была сформирован обновленный перечень гостиниц, предложены новые экскурсионные маршруты для включения в существующие программы обслуживания с учетом изменений в потребностях потенциальных потребителей туристических услуг, что дало возможность совершенствованию деятельности туристической организации-партнера вуза.

Таким образом, анализ становления и развития профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма в Украине дало нам возможность убедиться в том, что она формировалась как целостность взаимосвязанных между собой элементов, ориентированных на достижении единой цели — подготовки высококвалифицированных управленческих кадров для туристической сферы, а также была как ее (сферы) неотъемлемой частью, так и национальной системы образования. Учитывая тот факт, что профессиональная подготовка будущих менеджеров туризма, как составляющая туристического образования, продолжает изменяться и в настоящее время, мы сделали вывод о необходимости ее модернизации за счет игровых профессионально ориентированных технологий обучения в соответствии с требованиями современного туристического рынка при условии внедрения практики социального партнерства.

Разработка и использование комплекса игровых профессионально ориентированных технологий обучения как способа профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма, будет способствовать формированию профессионального туристического опыта у студентов еще в период подготовки, что обеспечит профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов для туристической сферы, готовых к выполнению профессиональных обязанностей.

Литература:

1.                  Зязюн І.А. Проективний аналіз технологій педагогічної дії / І.А. Зязюн // Педагогіка і психологія. Вісник АПН України. — 2010. — № 2 (67). — С. 22–33

2.       Квартальнов В. А. Биосфера и туризм: Глобальное взаимодействие и экология, география научных исследований территорий туристского назначения, культура мира, системы туристских миграций, педагогика, социология и стратегия управления [В 5т.] / Т.4: Образовательное пространство и туристское законотворчество / В. А. Квартальнов. — М.: Наука, 2002. — 367 с.

3.       Лук’янова Л. Б. Соціокультурна функція освіти дорослих у сучасному суспільстві / Л. Б. Лук’янова // Вісник Черкаського університету. — 2010. — Випуск 183. Частина І. — С. 6–12

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle