Библиографическое описание:

Искандарова Ш. Т., Мамедова Г. Б., Мамбетова Ш. У., Миркаримова М. Б. Раннее выявление синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 181-183.

В статье раскрываются основные определения синдрома эмоционального выгорания, методы его профилактики. Также предоставлены результаты исследования проведенного среди среднего медицинского персонала с целью определения эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, медицинская сестра, профилактика.

The article describes the basic definitions of burnout, methods of prevention. Also provided are results of a study conducted among nurses to determine the emotional burnout.

Key words: burnout syndrome, nurse, prevention

Введение. С началом 90-х годов XX века в Узбекистане начало развиваться новое научное направление, связанное с психологией профессионального здоровья, образовалось новое направление магистратуры по медицинской психологии. Профессиональная деятельность составляет одну из самых продолжительных и главных дистанций в жизни человека. Вместе с тем, как показывают отечественные и зарубежные исследования, среди всех сфер жизнедеятельности профессиональная оказывает самое сильное и далеко не всегда благоприятное влияние на здоровье человека.

Стресс на рабочем месте — несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями — является ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; невозможность влиять на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. [1]

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. [4]

СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания». [3]

Интерес к проблеме здоровья медицинских работников с каждым годом становится все более заметным. Анализ литературы, появляющейся в последние годы, показывает, что, не смотря на констатацию важности здоровья медработников для успешной профессиональной деятельности, данная проблема остается малоизученной. Одной из задач психологического обеспечения профессионального здоровья является ранняя профилактика синдрома выгорания и помощь тем специалистам, кто уже находится на разных стадиях выгорания. Как известно, психическое выгорание является следствием продолжительных рабочих стрессов. Синдром выгорания представляет собой совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях и ухудшении психофизического самочувствия. Выгорание как проявление профессиональной дезадаптации ведет к снижению работоспособности и качества профессиональной жизни работающих людей. При этом наличие выгорания отрицательно сказывается не только на психофизическом самочувствии отдельных работников, но также и на здоровье всей организации. В связи с этим при разработке и внедрении оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников, оказывается необходимым знание симптомов выгорания и тех причин (факторов), которые способствуют развитию данного синдрома. [2]

В теоретическом плане проблема заключается в обосновании доминирования в феномене эмоционального выгорания коммуникативных аспектов, определяющих структуру и содержание, источники возникновения и факторы его развития. В практическом плане — это проблема разрешения противоречия между сложившейся системой медико-психолого-педагогической подготовки среднего медицинского звена, не предусматривающей целенаправленной психопрофилактики будущих неизбежных у части медсестер профессиональных деформаций, и новыми условиями функционирования среднего медицинского звена в связи с увеличением стрессогенных факторов. А. Ю. Антоновский (1994) считает, что нормативное функционирование в профессиональной среде обеспечивается переживанием всех ситуаций, как имеющих индивидуальный смысл, что снижает вероятность развития симптомов выгорания. О. А. Семиздралова (2006), рассматривая профилактику эмоционального выгорания на ранних этапах профессионализации, обосновывает идею предупреждения развития эмоционального выгорания на этапе профессиональной учебы будущих медицинских сестер в колледже, выводя ее в обще- и социально-психологический контекст, а исследователи Г. В. Залевский и С. В. Умняшкина (2001) рассматривают синдром эмоционального выгорания в контексте самоактуализации личности. Но единичные медико-психологические психогигиенические и психопрофилактические исследования в области превенции синдрома выгорания в процессе обучения будущей профессии проводятся на разных методологических основаниях, поэтому полученные результаты являются неоднозначными. [5]

Материалы и методы исследования. Было проведено анкетирование среди 123 медицинских сестер работающих в медицинских учреждениях города Ташкента, с целью определения уровня эмоционального выгорания, а также статистическая обработка полученных данных в ходе опроса и анкетирования. Для диагностики уровня синдрома эмоционального выгорания среди медицинских сестер была использована авторская методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко.           

Результаты исследования. Анализ результатов исследования, по выявлению синдрома эмоционального выгорания среди медицинских сестер показал, что престижной профессию медицинской сестры считают только 19 % опрошенных. Сложившийся синдром «эмоционального выгорания» выявлен у 21 % медсестер, на стадии формирования синдрома «эмоционального выгорания» находятся 56 % опрошенных, у 23 % этот синдром отсутствует. Максимальные показатели синдрома выгорания 65 %, отмечены у медсестер со стажем работы более 10 лет. Причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания среди медицинских сестер послужили: психоэмоциональные перегрузки (тяжелые и умирающие больные, люди с аномалиями характера, психически больные и многие пожилые пациенты), повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе, проявляющаяся в частых конфликтных ситуациях. Так же риск возникновения синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала связан с недостаточностью признания и положительной оценки их работы, высоким объемом рабочей нагрузки, напряженной и конфликтной ситуацией с врачами, их излишней критики.

Практические рекомендации.

1.         Создание благоприятного психо- эмоционального климата в коллективе.

2.         Расширение информированности медсестер о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.

3.         Помощь, направленная на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов. Этому способствуют разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и т. д.

4.         Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры);

-          тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;

-          культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью; внесение разнообразия в свою работу;

-          открытость новому опыту; чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие.

Литература:

1.                 Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание / Н. Е. Водопьянова // Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.

2.                 Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/ И. А. Акиндимова, А. А. Баканова//Педагогические вести. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — № 5. — С. 34.

3.                 Косарев В. В., Васюкова Г. Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В. В. Косарев, Г. Ф. Васюкова //Гигиена и санитария. — М.: Медицина, 2004. — № 3. — С. 27–38.

4.                 Таткина Е. Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования// Вестник Том. гос. пед. ун-та. Сер. 11, Психология.– 2009. — Вып. 11. — С. 131–134.

5.                 Таткина Е. Г. Принципы, методы и методики ранней профилактики эмоционального выгорания медицинских сестер на стадии выгорания // Сборник матер. межрег. науч.-практ. конф. (г. Томск, 17 февр. 2008 г.). — Томск, 2008. — С. 239–242.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle