Библиографическое описание:

Суслов И. В., Быкова Н. Н. Анализ влияния тарифов ЖКХ на уровень доходов домохозяйств // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 549-551.

Экономика любого государства характеризуется не только уровнем доходов государства, но и уровнем доходов домохозяйств. На уровень последних влияет множество факторов, среди которых можно отметить и политику государства, и уровень минимальной заработной платы, и размер и стоимость потребительской корзины, и многие другие. Одной из наиболее значимых статей расхода бюджета любой семьи является оплата коммунальных платежей.

Правительство также пытается призвать к экономии природных ресурсов. В то же время государство хочет снизить нагрузку на производственные предприятия путем понижения для них тарифов за электроэнергию.

Распоряжение Правительства РФ № 1650-р от 10 сентября 2012 года [1] (далее Распоряжение) утвердило комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг. Предполагается, что более экономные хозяйства могут не беспокоится, потому что плату за потребляемые ресурсы (газ, свет, воду) они будут производить по существующему низкому тарифу. Те домохозяйства, которые будут превышать установленные Распоряжением нормы, будут платить по новым стандартам. При этом проблемы с введением социальных нормативов по потреблению электроэнергии в пилотных регионах должны были быть решены к 2013 году и Распоряжение по всей России должно было начать действовать к 2014 году. По горячей и холодной воде нормативы должны были начать действовать в 2014 году и продолжиться по всей России с 2015 года. Введение социальных норм на воду не входят в противоречие с установкой счетчиков воды: с одной стороны они приучают граждан экономить воду, а с другой — дополнительно обременяют владельцев съемных квартир, в которых число проживающих может превышать количество зарегистрированных.

Решение о введении социальных нормативов на потребление газа и тепла будет принято в конце 2014 года по результатам введения социальных нормативов потребления электроэнергии и воды.

Следует отметить, что в России прошел первый этап эксперимента по вводу новых социальных норм на электричество. Начался этот эксперимент 1 сентября 2012 года, а закончиться должен 1 июля 2014 года. По итогам эксперимента станет понятно, целесообразны ли данные новшества он или нет.

«Социальные нормы на потребление электроэнергии не должны вести к увеличению оплаты. Если это так происходит, то региональные власти и соответствующие правительства должны на это отреагировать», — считает президент России В. В. Путин. Пока можно сказать, что ситуация в пилотных регионах не свидетельствует в пользу того, что пожелание президента будет учтено в полной мере.

Социальные нормы должны утверждаться индивидуально в каждом регионе, но до сих пор не неизвестно какие, пока речь идет о норме в размере 75–100 кВт/ч в месяц. И пока не разъяснено, эта норма будет действовать на 1 человека в квартире или же на всю семью.

В Министерстве регионального развития России (далее Минрегион), комментируя неоднократно эту тему, отмечают, что тариф на электроэнергию сверх нормы может вырасти заметно, но зато нижняя планка будет сопоставима с уровнем инфляции.

В настоящее время в пилотном проекте по введению социальной нормы потребления электроэнергии в качестве «подопытных» участвуют несколько регионов, а с лета 2015 года эксперимент планируется продолжить по всей стране. Регионы, которые участвуют в настоящее время в пилотном проекте по введению социальных норм на коммунальные услуги: Алтайский край, Приморский край, Забайкальский край, Дагестан, Марий Эл, Башкирия, Тува, Воронежская, Ульяновская, Ростовская, Липецкая, Кировская, Тамбовская, Курская, Кемеровская области.

При чем, в пяти регионах страны, таких как Нижегородская, Орловская и Владимирская области, Забайкальский и Красноярский края социальная норма электропотребления действовала и ранее.

Разброс размеров введенного «энергопайка» весьма внушительный: 50 кВт/ч на человека в месяц в Нижегородской и Владимирской областях, 65 кВт/ч — в Забайкальском крае и 75 кВт/ч — в Красноярском, 96 кВт/ч — в Ростовской области и 190 кВт/ч — в Орловской области.

Эту идею уже сейчас можно рассмотреть на опыте тех регионов, где эта норма действует уже давно.

Во Владимирской области подобные нормы действуют с 2005 года. Там социальная норма установилась на уровне 50 кВт/ч на одного человека. Для одиноких пенсионеров она чуть выше — 100 кВт/ч. Но по проведенным опросам в установленный лимит там укладывается только половина населения.

В Забайкалье нормы также появились в 2005 году. Там они несколько выше — 65 кВт/ч, но и там большинство населения не укладывается в нормы.

Семье из нескольких человек со стандартным набором приборов очень сложно уложиться в эти нормы. Если привести показатели, то например, компьютер за четыре часа работы в день, употребляет около 40 кВт/ч, что уже сжигает половину трафика, установленного в Нижегородской области. Для примера можно привести размеры потребления электроэнергии для наиболее применимых электроприборов в месяц (таблица 1).

Таблица 1

Потребление электроэнергии (в расчете на одного человека в месяц), в кВт/ч

Электроприбор

Показатель

Электроприбор

Показатель

Компьютер

40

Пылесос

5

Холодильник

30

Микроволновая печь

8

Телевизор

12

Кондиционер

4

Стиральная машина

24

Обогреватель

10

Чайник и утюг

25

Фен

2

Радиоприемник, магнитофон

4

Водонагреватель

5

Итого, в среднем человек расходует около 130 кВт/ч в месяц. Электроплита добавляет к этому еще порядка 30 кВт/ч. Так что, если будут предложены нормативы в 75–100 кВт/ч на человека в месяц, то это будут уже не щадящие цифры. Но если 100 кВт/ч будет предусмотрено, к примеру, на семью из трех человек, то это заниженные нормы, и семье придется существенно доплачивать. Выход за рамки установленных норм грозит внушительными переплатами по «экономически обоснованному», с точки зрения чиновников, уровню. Проще говоря, граждане должны платить за выделенные «пайковые» киловатты по цене, которая будет расти хоть и незначительно, но все равно будет.

Уже сейчас, по прошествии первых этапов эксперимента, можно сказать, что это Распоряжение нуждается в доработке. Анализ действия эксперимента показал, что, например, в Нижегородской области, только 40 % процентов населения смогли уложиться в данные тарифы, хотя по данным экспертов, в эту социальную норму должны были без труда уложиться 70 % населения. А в Ростовской области, с не самым малым тарифом, на масштабном митинге в связи с введением данных норм потребления потребовали убрать мэра.

Нами рассмотрена только часть проблем, которые требуют более детального изучения и рассмотрения для нормализации работы предлагаемых нововведений.

По нашему мнению, вводя социальную норму по оплате электроэнергии, власти де-факто просто увеличивают тарифы на электроэнергию для населения. Московские тарифы (4 рубля за 1 кВт/ч) на электричество для населения уже равны парижским, лимит роста ограничен. «Промышленность не должна платить за содержание сетей низкого напряжения, которыми не пользуется, ликвидация перекрестного субсидирования неизбежно приведет к негативным для населения последствиям, но они могут быть снижены оптимизацией работы сетевых компаний»,- полагает эксперт Александр Григорьев.

По расчетам Минэкономразвития, стоимость электроэнергии для населения в 2013–2015 гг. останется на 17–20 % ниже, чем для промышленных потребителей, к 2019–2020 гг. цены сравняются, а к 2030 г. электроэнергия для населения будет уже в 1,7 раза дороже.

Данный законопроект тестировался пока только для электроэнергии, где продажа ее уже давно отработана. А ведь в 2015 году планируется ввести эксперимент и на горячую и холодную воду, а там все гораздо сложнее. Здесь проблемы оснащенности приборами учета и организации расчетных операций только в начальной стадии решения.

В итоге хотелось добавить, что после проведения первого этапа эксперимента стало понятно, что экономический эффект от этого нововведения не смог достичь ожидаемого результата. Кроме этого, возникли значительные негативные последствия социального характера.

Также, если учесть, что решение этих проблем повлечет дополнительные затраты населения, эти попытки искусственно уменьшить перекрестное субсидирование, на наш взгляд, скорее всего не окупятся.

Список литературы:

1.      Распоряжение Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 1650-р «Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации»

2.      Постановление Правительства РФ от 15апреля 1996 года № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»

3.      Указ Президента РФ № 600 от 7 мая 2012 года «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

4.      http://www.gks.ru/ — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle