Библиографическое описание:

Губер И. С. Мультипликативный метод оценки стоимости компании // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 401-403.

Сравнительный подход или как еще называют мультипликативный, основан на предположении, что покупатель не заплатит за объект больше той суммы, за которую он может приобрести на открытом рынке объект, обладающий аналогичными характеристиками. Главной особенностью этого метода является его максимальная приближенность к рыночной ситуации, так как он ориентируется или на биржевую цену акций компании аналога (той компании которая работает в той же отрасли что и оцениваемая компания) или на оценочную стоимость компании-аналога при ее оценке для сделок слияния и поглощения. Этот метод универсален и подходим для абсолютно каждого сектора экономики.

В сравнительном методики оценки стоимости акций принято выделять три метода:

-        Метод компании аналога;

-        Метод сделок;

-        Метод отраслевых коэффициентов.

Метод компании аналога очень часто применяется оценщиками для компаний акции, которых торгуются на бирже. Этот метод использует рыночную оценку акций компаний-аналогов как базу для оценки акций компании. Этот метод так же применим для оценки миноритарного пакета акций.

Подход на основе анализа компаний-аналогов обычно подходит для компаний, у которых есть компании-аналоги открытого акционерного типа, акции которых торгуются на фондовом рынке. Оценщик необходимо иметь достаточную информацию относительно каждой из компаний-аналогов, такую как курсы акций, операционные характеристики, финансовое состояние. Гораздо проще получить эту информацию для компаний, которые торгуются на бирже, чем для закрытых компаний, которые эту информацию в общедоступном режиме предоставлять не обязаны. Для компаний нефтегазового и электроэнергетического сектора, а это основная часть компаний, акции которых торгуются на бирже, может найти обширную информации относительно сделок по таким компаниям; если такая информация доступна, то подход на основе сопоставления с компаниями-аналогами может быть применен.

Отбор компаний-аналогов является самым сложным моментом в этом методе. Разумеется, абсолютно одинаковых компаний не существует и все они индивидуальны, но в это и заключается работа оценщика отобрать компании, бизнес которых максимально приближен к бизнесу оцениваемой компании. Отбор компаний-аналогов является первым и один из наиболее сложных шагов в применении метода компаний-аналогов. Определение потенциального круга компаний-аналогов осуществляется в следующей последовательности:

1.                 Сначала необходимо составить перечень компаний конкурентов или аналогов торгующихся на фондовом рынке

2.                 Затем нужно, если это возможно, из компаний аналогов выбрать те, которые участвовали в слияниях или поглощались кем либо

3.                 Из компаний, которые участвовали в сделках по слиянию и поглощению выберем те, сделки по которым были осуществлены в течении 1 года, но не более 2 лет.

Отбор компаний осуществляется исходя из нескольких факторов. Перечень компаний-налогов должна базироваться по отраслевому признаку. Однако допускается сравнение с компаниями, которые осуществляют не только тот вид деятельности, что и оцениваемая, но и другими сферами деятельности. Главное, чтобы оценщик мог оценить финансовые потоки именно от той сферы деятельности, в которой задействована оцениваемая компания.

Желательно отбирать компании примерно одинаковые по размеру. Размер компаний может определяться такими показателями как выручка, прибыль, объем выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Разумеется, тяжело найти одинаковые компании по размеру, но если такие компании находятся, то это позволяет оценщику более точно оценить стоимость компании.

После отбора компаний-аналогов, оценщик выбирает для себя мультипликаторы, на основе которых будет осуществляться оценка. Обычно универсальными показателями принято считать такие показатели как Цена/Прибыль, Цена/Выручка. Помимо универсальных показателей можно использовать так же показатели, привязанные к специфике деятельности компании. Например, для нефтегазовых компаний Капитализация/Объем добычи, электрогенерирующих — Капитализация/Установленная мощность, стивидорных компаний — Капитализация/Грузооборот. В выборе мультипликаторов оценщик опирается на свой опыт или на мультипликаторы применяемые другими оценщиками. Выбрав мультипликаторы, оценщик определяет вес каждого из них, а затем получает итоговую оценку стоимости компании.

Метод сделок или как его еще называют методом продаж во многом схож с методом компании-аналогов. Технология применения метода сделок практически полностью совпадает с технологией метода компании-аналога. В их основе лежит сравнение с рыночными ценами, которые сейчас готовы заплатить покупатели за крупный или контрольный пакет акций.

Источником информации для этого метода служит публичная информация о сделках заключенных купли-продажи ценных бумаг. Как при использовании метода компаний-аналогов составляется база сделок по компаниям из одной отрасли. В целом процесс оценки компании абсолютно идентичен методу компаний-аналогов, однако есть ряд существенных отличий к методу сделок. Можно выделить четыре основных различия в методиках оценки компаний:

1.                 Типы исходной ценовой информации

2.                 Период анализируемых сделок

3.                 Учет элементов контроля

4.                 Результат проведенной оценки

По типу исходной информации метод компаний-аналогов опирается на единичную цену акций компаний, в отличие от метода сделок, где информация основывается на статистические данные цен продаж контрольных пакетов компаний, а так же цен сделок слияния и поглощения.

Период, за который анализируются сделки методом компаний-аналогов — текущие котировки фондового рынка. Метод сделок же анализирует уже совершенные сделки, т. е. отсутствует привязка к текущему состоянию котировок рынка ценных бумаг. К учету элементов контроля оба метода подходят по разному, метод компаний-аналогов при оценке стоимости компании не учитывает элементы контроля. Получается, что размер оцениваемого пакета акций не влияет на его конечную цену. Метод сделок при оценке предполагает премии или дисконт в зависимости от присутствия элемента контроля.

Приближённость в принципах и порядке оценки этих двух методов позволяет применять метод сделки для определения цены акций при оценке миноритарного пакета и наоборот методом компаний-аналогов можно оценить стоимость 100 % акций компании. Это возможно, если в первом случае сделать скидку на неконтрольный характер оцениваемого пакета. Во втором случае стоимость компании должна быть увеличена на сумму премии за контроль. Таким образом, в обоих случаях оценщик должен учесть дополнительную стоимость, создаваемую контролем.

Метод отраслевых коэффициентов при его использовании основывается на принятых или рекомендуемых соотношений между оценкой стоимости бизнеса и определенными физическими или финансовыми показателями. За отраслевыми коэффициентами стоят многолетние статистические наблюдение за оценкой компаний в момент их продажи, а так же производственно-финансовыми показателями, которые наблюдались в тот момент. Для применения этого метода необходимо располагать статистическими данными за продолжительный период времени. Этот метод редко применяют, как основной обычно его используют как дополнение к основному.

Рассмотрим, какие мультипликаторы применяются для оценки энергосбытовых компаний. Для сравнительной оценки стоимости ЭСК классические мультипликаторы необходимо дополнить мультипликатором — КПО (киловатт полезного отпуска) и ППО (прибыль с кВт полезного отпуска). Для их расчета используется биржевая стоимость компании, полезный отпуск электроэнергии и чистая прибыль компании. Конкретно при сравнении именно энергосбытовых компаний необходимо использовать отраслевые мультипликаторы, учитывающие структуру потребителей и физический объём продаж или договорную мощность потребителя, а также другие специфические энергосбытовые показатели, влияющие на стоимость компании.

Оценка сравнительным методом (на основе сравнения мультипликаторов) будет основываться на четырех из них, каждому из которых будет присвоен следующий удельный вес этого метода:

1.                  Мультипликатор P/E — 10 %

2.                  Мультипликатор P/B — 10 %

3.                  Мультипликатор ППО — 30 %

4.                  Мультипликатор КПО — 50 %

Коэффициент P/E (цена/прибыль) указывает количество лет, за которое покупка акции полностью окупится, т. е. фактически это срок окупаемости актива, приобретаемого по текущей рыночной цене. Чем ниже значение мультипликатора, тем привлекательнее/недооценённtt выглядит акция. Формула расчета представлена ниже:

P/E = Капитализация / Чистая прибыль

Капитализация компании исчисляется путем умножения общего количества акций находящихся в обращении на стоимость одной акции на бирже. Мультипликатор является универсальным показателем оценки стоимости акций на бирже. Он подходит для оценки акций компаний из различных секторов экономики. Пожалуй, единственными его недостатком является невозможность его применения при отрицательной чистой прибыли компании, а так же перспективы финансовые потоки не отражаются в мультипликаторе. Целесообразно при расчете мультипликатора использовать интервал времени не один год, а его среднее значение за 3–4 года.

Коэффициент P/B является еще одни мультипликатором способным оценить стоимость компании на бирже, он отражает стоимость активов компании, сформированных за счет собственных средств, в расчете на одну акцию.

Балансовая стоимость активов — это чистые активы компании, т. е. активы минус долги и прочие обязательства. Упрощенно: это бухгалтерское название тех денег, которые остались бы акционерам после продажи компании и погашения всех долгов. Формула расчета мультипликатора P/B представлена ниже:

P/B = Капитализация / Балансовая стоимость

Оценщик использует показатель P/B для сравнения рыночной стоимости компании с балансовой, чтобы понять, сколько стоят за чистые активы компании, приходящиеся на одну акцию.

Чем ниже значение P/B, тем выгодней для инвестора. Акция с P/B < 1 считается недооцененной; акция с P/B > 1 — дорогой. Как и при использовании других финансовых коэффициентов, следует брать во внимание сектор, к которому принадлежит изучаемая компания.

Первые два мультипликатора оценки стоимости компании являются универсальными и подходят для оценки любой компании. Однако необходимо дополнить их разработанными нами специфическими мультипликаторами. А именно мультипликаторами КПО (киловатт полезного отпуска) и ППО (прибыли с киловатта полезного отпуска). Формулы расчета мультипликаторов представлены ниже:

КПО = Капитализация компании / Полезный отпуск электроэнергии

Единицей измерения мультипликатора является — коп. за кВт*ч ПО

ППО= Прибыль компании / Полезный отпуск электроэнергии

Единицей измерения мультипликатора является — коп. с кВт*ч ПО

Мультипликаторы КПО и ППО выбраны нами как основные показатели эффективности функционирования энергосбытовый компаний. КПО является сравнительным мультипликатором, означающим, сколько стоит компания на бирже в киловаттах полезного отпуска электроэнергии. Чем ниже величина этого показателя в сравнении с компанией-аналогом, тем недооценённой выглядит компания. ППО является мультипликатором, указывающим, сколько копеек чистой прибыли компания зарабатывает с кВт*ч полезного отпуска электроэнергии. Оба мультипликатора рассчитываются для сравнения с мультипликаторами, по которым совершались сделки M&A.

Основными положительными чертами характеризующих сравнительный метод являются:

-        Существует привязка к рыночным сделкам слияния и поглощения;

-        Отражает существующую практику продаж и покупок;

-        Учитывает риски инвестирования.

Из негативных черт принято выделять следующие:

-        Не учитывает перспективы будущей деятельности компании.

-        Требуется внесение корректировок в исходную информацию.

-        Не учитывает специфические аспекты ведения бизнеса компании.

С появлением большего количества акций компаний различных секторов экономики растет оборот акций этих компаний, а так же величина сделок слияния и поглощения, что в свою очередь позволяет накапливать достаточно обширную базу для применения сравнительного метода оценки акций компании. Более точная оценка получается при применении всех трех методик, необходимо лишь распределить каждому из них свой весовой коэффициент.

Литература:

1.   Унижение акционеров. — Режим доступа: http://expert.ru/expert/2013/50/unizhenie-aktsionerov/

2.   Необязательное предложение. — Режим доступа: http://www.fomag.ru/Publications/Neobyazatelnoe-predlojen

3.   Выявление оптимального метода оценки стоимости нефтегазовой компании в современных условиях развития экономики России. — Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Timofeeva/Timofeeva_1.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle