Библиографическое описание:

Медведева О. Е. Преимущества и недостатки вступления России в ВТО для Самарской области // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 481-485.

С 22 августа 2012 года Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Многие эксперты видят в этом как плюсы, так и минусы. А вот чем же обернется это вступление для Самарской области в частности, стоит разобраться.

Известный западный экономист Фридрих Лист установил следующий закон: «Повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии».

Ни в одной стране вступление в ВТО не вызвало бурного подъема экономики, технологического рывка или ускорения вожделенной модернизации.

Вступление России в ВТО, безусловно, внесет определенные диспропорции в развитие отраслей и может усугубить неравномерность регионального развития страны. По оценкам конъюнктурного института, лишь восемь регионов России обладают ярко выраженными конкурентными преимуществами: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области. Еще у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 — ограниченные, у оставшихся 62 они практически отсутствуют.

Важным шагом в подготовке предприятий к конкуренции с иностранными компаниями является сертификация конечной продукции и процессов производства в соответствии с мировыми стандартами качества ИСО 9000–9002. Задача государственных структур — оказывать содействие открытию центров сертификации и способствовать скорейшему переходу организаций на международные стандарты качества производства продукции. Сегодня в России и многих регионах образовался информационный вакуум в области внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Выход на зарубежные рынки для многих предприятий самостоятельно осложнен отсутствием специалистов в области международного маркетинга и бизнеса. Органам государственной власти совместно с отраслевыми союзами следует разработать единую информационную систему по внешнеэкономической деятельности, осуществлять ее регулярное обновление и поддержку и использовать ее ресурсы для создания пула бизнес-предложений. Невозможно выйти на высокие темпы роста внешнеторгового оборота, используя только мотивационные меры стимулирования внешнеэкономической деятельности. Важно создать всероссийскую и региональные государственные системы поощрения промышленного экспорта, в том числе в форме госкредитов, гарантий и иных форм финансирования экспортеров и их маркетинговой деятельности. Правила ВТО определяют разрешенные формы такой поддержки. Данная мера, возможно, приведет к некоторому увеличению расходов бюджета в краткосрочном периоде, но при условии создания четких механизмов субсидирования экспорта в среднесрочном периоде можно ожидать активизацию внешнеторгового обмена и, как следствие, увеличение таможенных и других сборов.

Одним из спорных вопросов, задерживающих полное вступление нашей страны в ВТО, это поддержка сельского хозяйства. Всемирная торговая организация не приветствует протекционистские меры государства в отношении аграриев, поскольку они стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. Государство, вступающее в ВТО, должно сократить субсидии сельхозпроизводителям, отказаться от экспортных дотаций и снизить таможенные пошлины на зарубежную продукцию, что идет вразрез с российской политикой развития АПК.

Правила ВТО не учитывают существующих различий между природно-экономическими условиями сельского хозяйства в разных странах, специфики последних десятилетий переходных экономик, которые характеризовались значительным падением сельскохозяйственного производства в странах СНГ.

Крупнейшие мировые экспортеры продовольствия (США, Австралия, ЕС) обладают более благоприятными природно-экономическими условиями для ведения сельского хозяйства, в отличие от многих государств СНГ.

Одним из основных условий присоединения к ВТО является наличие возможности, способствующей преодолению отставания национального сельскохозяйственного производства, в случае открытия продовольственного рынка зарубежной конкуренции.

Несмотря на то, что либерализация импортных таможенных пошлин содействует наполнению рынка относительно дешевой продукцией и оказывает позитивное влияние на удовлетворение спроса населения, открытие рынков для импорта ухудшает положение отечественных производителей.

Аграрный сектор присоединяющихся стран является одним из важнейших и наиболее проблемных секторов экономики. Сельское хозяйство было и остается одной из экономико-образующих отраслей. С функционированием и развитием сельского хозяйства связаны повседневная деятельность, благополучие и нужды 47 % населения Казахстана, 27 % — России и 26 % граждан Беларуси.

В последние годы сокращение объемов государственной поддержки АПК становится мировой тенденцией. Данное снижение обусловлено повышением цен на продовольственные товары в мире и лишь отчасти вызвано изменениями в проводимой в этих странах аграрной политике. Для защиты отдельных чувствительных сегментов своего сельского хозяйства, развитые страны-члены ВТО используют разного рода заградительные барьеры на пути импорта товаров на свой рынок.

Средний уровень тарифной защиты стран-членов ВТО по сельскому хозяйству составляет 62 %. Тарифная защита ЕС — основного торгового партнера и конкурента стран Сообщества — составляет 20.5 %. Используются также различные нетарифные барьеры, меры фитосанитарного контроля.

Для начала перечислим возможные общие преимущества, которые могут позитивно отразиться на развитии национального АПК от вступления страны в ВТО. Определенным преимуществом является приведение национального законодательства в соответствие с международными требованиями, направленными на обеспечение всем экспортерам и импортерам, в том числе продукции АПК относительно стабильных и предсказуемых условий деятельности.

Принятие единых для всего мирового сообщества правил игры способствует ускорению перехода отраслей АПК на цивилизованные рыночные отношения, окажет позитивный эффект на инвестиционный климат, улучшит условия для доступа отечественной продукции АПК на внешний рынок, создаст дополнительные условия для повышения ее качества и конкурентоспособности.

Предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) стране в отношениях со всеми странами-членами ВТО. Экспортеры на мировых рынках вынуждены снижать издержки, расширять ассортимент и повышать качество продукции. Это позитивно влияет на макроэкономические процессы государства-члена ВТО. Потребители в этих странах, благодаря либерализации внешней торговли, получают доступ к разнообразным импортным товарам и услугам.

Одновременно с правом на защиту от несправедливой конкуренции на мировом продовольственном рынке, отечественные товаропроизводители получат возможность реализовать его путем использования специального механизма ВТО по урегулированию торговых споров, непосредственно участвовать в формировании правил международной торговли сырьем и продовольствием, руководствуясь национальными интересами. К позитивным факторам развития отечественного АПК стран, после присоединения к ВТО, следует отнести развитие экспортного потенциала отрасли, а также увеличение иностранных инвестиций [1]. Опыт зарубежных стран свидетельствует о положительном воздействии либерализации аграрного сектора на приток иностранных инвестиций в отрасль, что благоприятно сказывается на эффективности сельскохозяйственного производства и притоке технологий.

Позитивный эффект от присоединения стран к ВТО и открытия внутреннего рынка сельхозпродукции следует ожидать в долгосрочной перспективе, когда повышение конкурентоспособности производства и обусловленный им экспорт обработанной продукции АПК позволят компенсировать негативные последствия в результате открытия рынка и экспансии импорта сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем присоединение страны к ВТО и выполнение связанных с этим международных обязательств могут создать не только дополнительные социально-экономические сложности, но и иметь негативные последствия для развития экономик присоединяющихся стран.

Некоторые российские эксперты прогнозируют 40 %-ное сокращение рабочих мест в нашей стране и резкий рост безработицы в таких регионах, как Пермская, Оренбургская, Кемеровская, Московская, Свердловская, Воронежская, Курская, Рязанская, Нижегородская, Кировская, Тюменская, Иркутская области, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский, Хабаровский край, Ханты-Мансийский АО, Удмуртская республика, Республика Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Хуже всего будет тем регионам, где вытесняемые импортом предприятия являются бюджетообразующими. Это Ивановская, Пермская, Костромская, Курская, Московская, Тульская, Владимирская, Волгоградская, Самарская область и Тольятти. По подсчетам некоторых аналитиков скоропалительное вступление в ВТО принесет России 30 млн. безработных и 40 тыс. закрытых предприятий.

Уничтожение 460 моногородов, которые зависят от одного завода или производства для предоставления рабочих мест и инфраструктуры.

Увеличение тарифов на электричество и другие энергоресурсы, что приблизит их к мировым и поставит на грань разорения большинство промышленных предприятий [2]. ВТО — это цена на энергоресурсы, как в Европе. Это бензин, как в Финляндии, это газ, как в Париже, это цена на электричество, как в Берлине. А зарплата — как в Воронеже.

Отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции и понижению конкурентоспособности многих товаров.

Расчеты Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН подтверждают, что от вступления в ВТО Россия будет терять 1 % ВВП, или 7,2 млрд. долл. в год.

Ученые Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что после вступления в ВТО только российский агропром будет терять 4 млрд. долл. ежегодно. По словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в мировом экспорте еды до 1 процента и увеличению импорта на 2,3 процента. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 миллиарда долларов.

Основными проблемами, с которыми столкнется отечественное сельхозмашиностроение при окончательном вступлении России в ВТО, — устоявшиеся низкие ставки таможенных пошлин на сельхозмашины и снижающиеся ставки на тракторы, а также низкий разрешенный уровень государственной поддержки сельского хозяйства. В переговорах не учитывается тот факт, что имеющиеся ставки пошлин, а также возможность занижения таможенной стоимости продукции в настоящее время определяют неравные условия конкуренции на отечественном рынке сельскохозяйственной техники между российскими и зарубежными производителями не в пользу отечественного машиностроения. После вступления России в ВТО изменить ставки пошлин будет практически невозможно, что в будущем еще более снизит конкурентоспособность российских сельхозмашин на российском рынке.

Уровень поддержки сельскохозяйственного производства, от которого непосредственно зависит развитие производства сельхозмашин, рассчитывается ориентировочно из имеющихся на сегодняшний момент размеров государственных субсидий. Но если представить, что через несколько лет объем производства сельхозпродукции достигнет уровня конца 1980-х гг., то такого разрешенного объема государственной поддержки сельского хозяйства будет недостаточно. Россия занимает первое место по общей посевной площади, но климатические условия в 2–3 раза хуже, чем в США или ЕС.

Разрешенный объем государственной поддержки в 10 млрд долл. станет тормозом для развития как сельского хозяйства, так и средств производства для него, то есть сельхозмашиностроения. По мнению отечественных производителей сельхозмашин, условия, которые выдвигаются к России странами — членами ВТО в настоящее время, могут оказаться губительными как для отечественного сельхозмашиностроения, так и для многих других отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Низкий уровень ставок таможенных пошлин, государственной поддержки сельского хозяйства, неопределенность будущего рынка финансовых услуг с приходом на него западных страховых и финансовых структур могут оказать негативное влияние на и так невысокий объем производства сельскохозяйственной техники и продукции сельского хозяйства в России. Теперь рассмотрим более конкретно преимущества и недостатки вступления России в ВТО на примере Самарской области.

Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность самарского региона подтверждается высокими рейтингами. За январь-август 2011 года губерния заняла 3 место по индексу промышленного производства в ПФО. В начале 2012 года Самарская область вошла в десятку самых инновационных регионов России в рейтинге, составляемом фондом «Петербургская политика» и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В 2013 году служба кредитных рейтингов Standard & Poor's пересмотрела прогноз по рейтингам Самарской области со «Стабильного» на «Позитивный» и одновременно подтвердила долгосрочный кредитный рейтинг эмитента «ВВ+» и рейтинг по национальной шкале «ruAA+». По данным Национального рейтингового агентства на начало 2014г. Самарская область входит в группу IC3 (высокая инвестиционная привлекательность региона — третий уровень).

Сравнивая преимущества и барьеры, можно сделать вывод, что унаследованные факторы развития и современная ситуация в Самарской области более благоприятны по сравнению с подавляющим большинством российских регионов. Основными преимуществами являются:

-          трансграничное географическое положение, высокий транспортный потенциал;

-          наличие уникального природного комплекса — Самарская Лука;

-          наличие мощной двухцентровой Самарско-Тольяттинской агломерации, высокая урбанизированность региона;

-          высокий уровень экономической активности населения, образованности и квалифицированности рабочей силы;

-          сравнительно высокий уровень жизни, значительная миграционная привлекательность региона;

-          наличие ресурсов углеводородного сырья, развитая инфраструктура нефтедобывающей отрасли;

-          многоотраслевая структура экономики региона и ведущей отрасли –промышленности;

-          значительная концентрация на территории области крупных российских и зарубежных компаний;

-          высокий инновационный потенциал, развитая инфраструктура инновационной деятельности;

-          высокий уровень развития телекоммуникаций и связи;

-          полиэтничность и мультикультурность региона, устойчивый уровень толерантности в национально-культурных и межконфессиональных отношениях;

-          активное становление гражданского общества;

-          устойчивый имидж открытого и реформаторского региона, сравнительно высокий уровень развития рыночных институтов и качества регионального менеджмента, наличие постоянного и конструктивного диалога власти, бизнеса и гражданского общества.

Закон «Об инвестициях в Самарской области» закрепляет за инвесторами право на поддержку их инициатив в регионе в виде инвестиционных налоговых кредитов, целевых субсидий из областного бюджета, оказания помощи в выборе производственных площадей, отводе земли.

Аграрный сектор Самарской области производит 7 процентов продукции сельского хозяйства Приволжского федерального округа. В регионе работает более 500 сельскохозяйственных организаций, 2670 крестьянских хозяйств, 281400 личных подсобных хозяйств, около 1000 перерабатывающих агросервисных организаций. На развитие агропромышленного производства ежегодно выделяется около 8 % расходной части бюджета.

По состоянию на 1 января 2013 года земельный фонд Самарской области в административных границах составляет 5356,5 тыс. Га/ Кроме того, 3,0 тыс. га земель используются совхозом «Рабочий» (м.р. Кинель-Черкасский) на территории Оренбургской области.

В структуре земельного фонда области в 2012 году наибольший удельный вес занимали земли сельскохозяйственного назначения (76 %) и земли лесного фонда (10,26).

Урожайность в Самарской области — не более 60 % от уровня 70–80-х годов прошлого века: если тогда получали 18–21 центнер с гектара, то сейчас около 14. Одна из причин низкой урожайности — слабое использование удобрений. На единицу площади их используется в 5 раз меньше, чем в Нижегородской области, в 8 раз меньше, чем в Татарстане, и в 10 раз меньше, чем в Мордовии. Самарская область в перспективе, к окончательному вступлению страны в ВТО, должна производить 5 млн. тонн зерна. Только так будет обеспечена конкурентоспособность.

Доля продукции сельского хозяйства Самарской области в общероссийском производстве — 2 %, по Поволжскому федеральному округу — 7 %.

Вступление России в ВТО убьет самарского сельскохозяйственное производство. Так вследствие снижения ввозных пошлин российские прилавки заполнились иностранными молочными продуктами (сыром, сгущенкой, маслом), на порядок увеличился импорт сухого молока. И это только начало. Предстоит еще снижение ввозных пошлин при том, что субсидии отечественным производителям, наоборот, планируют сократить. Все это делает российскую молочную отрасль неконкурентноспособной перед импортом.

То же самое обстоит со свиноводством в России. Импорт свинины в результате вступления в ВТО также вырос на 50 %, цены на сырое мясо сильно упали, и выращивать свиней в нашей стране становится нерентабельным, хотя эта отрасль в АПК наряду с птицеводством считалась наиболее рентабельной и наименее рискованной.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин предвидел эти проблемы в сельском хозяйстве. В начале осени в Самаре проходило пленарное заседание специальной комиссии Совета Федерации, приуроченное вступлению в ВТО. На нем обсуждалась стратегия развития страны в данных условиях. Меркушкин, выступая на заседании констатировал: «Отечественным животноводам конкурировать на мировом продовольственном рынке трудно: кредит получить практически невозможно, поскольку у крестьян нет имущества или средств для залогов. А если заем все-таки дают, то не меньше чем под 13 % годовых, в то время как, например, датский крестьянин кредитуется под 0,3 %.»...

Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин заявил о том, что в конечном итоге из-за снижения таможенных тарифов, влекущего за собой гибель отечественного животноводства, будут страдать россияне, получив низкие цены на мясо, но при этом лишившись рабочих мест. «Каждое новое рабочее место в животноводстве стимулирует создание еще 6–8 рабочих мест в других отраслях промышленности и сельского хозяйства, — замечает Юшин — Поэтому, мне кажется, не следует ставить задачу снижения цены. Наборот, надо держать курс на то, чтобы наши доходы были высокими и стабильными, чтобы у нас были рабочие места.»...

Нужно обратить особое внимание на кадровое обеспечение АПК. Область обладает уникальным потенциалом — 11 образовательными и научными учреждениями сельхозпрофиля, в том числе всероссийского значения. Нужно перейти к заключению трехсторонних договоров — область — сельхозпредприятие — учебное заведение, возродить систему профессионального обучения и в сельских школах.

Агропромышленный сектор Самарской области, где создан благоприятный инвестиционный климат, открыт для широкого и взаимовыгодного сотрудничества с отечественными и зарубежными партнерами.

В результате отмены ввозных пошлин на иномарки может значительно пострадать еще одна российская производственная отрасль — автомобильная, и это напрямую коснется экономики Самарской области, где автопром — один из основных его секторов. Однако эксперты уверены, что повышать конкурентноспособность российских автомобилей необходимо за счет улучшения их качества, иначе проигрывает все тот же самый конечный потребитель, т. е. рядовой россиянин [3]. Независимый аналитик Роберт Краснов заявил: «Единственное, что может спасти отечественный автопром, — это внедрение новых технологий... Даже рынок вторичных иномарок выигрывает конкуренцию по качеству у новых автомобилей отечественного производства». Но надо признаться, все же радует тот факт, что цены на российском автомобильном рынке при дальнейшем уменьшении таможенных пошлин будут неуклонно снижаться, и качественное авто (недоступную ранее иномарку) можно будет приобрести по более приемлемой цене. Благодаря ВТО, таким образом, отпадет дилемма «цена-качество» при выборе покупки автомобиля.

В Самарской области происходят качественные изменения в интеграционных процессах. В них наряду с сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями вовлекаются торговые и банковские структуры, предприятия ведущих отраслей промышленности, на которых можно наладить выпуск сельскохозяйственных машин и оборудования по лицензиям западных фирм.

По мнению президента Национального института финансовых менеджеров Дмитрия Яковенко, единственные, кто останется не зависим от влияния ВТО, так это предприятия нефтяной и газовой промышленности, играющие в экономике Самарской области, так же как и в целом в российской экономике немаловажную роль. Дело в том, что сырье как биржевой товар в чистом виде не является предметом регулирования ВТО. Химические предприятия ТоАЗ и КуАЗ также не пострадают. По причине эксклюзивности продукции не страшен ВТО заводам «Волгабурмаш» и СПЗ, не имеющим конкурентов ни на Западе, ни в Азии.

В целом экономические прогнозы в связи со вступлением России в ВТО неутешительны: западные специалисты предрекают российской экономике быстрый спад. Самарская же область, согласно исследованию Strategic Business Solutions (SBS), выполненному по заказу «ВТО-Информ», может потерять к 2020 году в связи со вступлением в ВТО до 342 тыс. рабочих мест. В денежном эквиваленте потери региона к этому же году могут составить от 141 до 323,5 млрд рублей. Возможен, правда, выигрыш от роста экспорта наших товаров за рубеж. Ведь установленное ВТО правило низких пошлин и свободных для торговых отношений границ является двусторонним.

Литература:

1.    Коваленко О. Г. Дефиниция понятия антикризисного финансового управления//Вестник ТИСБИ «Научно-информационный журнал». -2009. -№ 1 (январь-март) -С. 42–47

2.    Анисимова, Ю. А. Модели хеджирования финансовых рисков на рынках электрической энергии (мощности) [Текст]/Ю. А. Анисимова, А. А. Аюпов//Вектор науки Тольяттинского государственного университета -2012 -№ 3 (21).

3.    Изместьева О. А. Сущность и понятие финансово-информационной среды коммерческой организации//Вестник «Вектор науки ТГУ». -2011. -№ 4 (18). -С. 206 -210.

4.    http://www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/home

5.    http://www.economy.samregion.ru/

6.    http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle