Библиографическое описание:

Коржова Е. Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 930-931.

“Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.”

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мелкой моторики на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки — вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

М. М. Кольцова (1973г.) доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребёнком через ознакомление в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребёнка формируется предметное мышление (И. М. Сеченов), «мышление в действии» (И. П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребёнка, его предметно — манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей рук и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М. М. Кольцова).

Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Очень часто нарушениям речи способствуют такие диагнозы: минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая недостаточность астеневротический и церебрастенический синдромы.

Для коррекции всех этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи с этим предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых. Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5–10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

1.      Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2.      Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3.      Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4.      Теневой, пальчиковый театр.

5.      Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6.      Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7.      Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8.      Выкладывание фигур из четных палочек.

9.      Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10.  Собирание картинок, ягод, круп.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

-       игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

-       постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

В результате изучения современной методической литературы, учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод: коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью: память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.

Литература:

1.      Логопедия: учебник. /Под ред. Л. С. Волковой. — М.: 2008. — 703 с.

2.      Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: 2008. — 251 с.

3.      Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М.: 1991. — 205 с.

4.      Соковых С. В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С. В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. — 2012. — № 3. — С. 63–67.

5.      Сайт Интернета http://www.logoped — sfera.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle