Библиографическое описание:

Козицын И. Н. Роль саногенетического мониторинга в оздоровлении школьников // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 922-925.

 им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Здоровье подрастающего поколения в XXI веке — это общемировая проблема. Снижение уровня здоровья детей и лиц молодого возраста наблюдается в разных странах мира. Ухудшение экологической ситуации на Земле в целом привело к тому, что 24 % заболеваний и 23 % смертей в мире вызваны воздействием факторов окружающей среды, а это, в свою очередь, является причиной каждого третьего заболевания у детей младше 5 лет [17].

За последние годы всё более настойчиво заявляет о себе проблема необходимости оздоровления населения нашей страны, прежде всего детей и подростков. В связи с ухудшением состояния здоровья современных школьников целесообразно проводить их комплексное обследование, а также разработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья [1–5, 14, 16, 20].

В настоящее время особенно остро проблема ухудшения здоровья детей и подростков проявляется в России [1, 3, 5, 7]. Резкое расслоение общества привело к крайне негативным последствиям: до 30 млн. детей воспитывается в семьях, имеющих доход ниже официально установленного уровня бедности, а в адресной помощи (по оценкам экспертов Минэкономразвития РФ) нуждается каждая вторая семья.

Одним из негативных факторов, определяющих пересмотр содержания образовательных программ в области оздоровления граждан в современных условиях, является отсутствие культуры поведения у преобладающей массы населения, в частности заботы о собственном здоровье и о здоровье своих детей. Поэтому значительная и определяющая доля участия в формировании здорового образа жизни ложится на педагогические учреждения.

На сегодняшний день в педагогической практике существует целый ряд противоречий, важнейшими из которых являются: между значимостью проблемы формирования здоровья ребенка и недостаточной осведомленностью и мотивацией родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья, а также вариативностью действий педагогического коллектива и существующими образовательными программами.

Начиная с дошкольного возраста взаимодействие с ребенком должно быть нацелено на формирование ценностного отношения к здоровью, обеспечивать систему знаний о здоровье, то есть формировать знания детей и подростков о приемах и способах поддержания собственного здоровья, а также формах и методах его сохранения и укрепления; воспитывать ребенка как субъекта ценящего здоровье и владеющего навыками здоровьесберегающей деятельности [7]. Доказано, что система профилактических мероприятий по формированию здоровья подрастающего поколения может быть эффективной только в том случае, если она охватывает все стороны жизнедеятельности ребенка и реализуется последовательно в течение всего периода детства [2, 3, 17–20].

Задача формирования здоровья заключается в повышении его потенциала за счет мобилизации резервов. Успешность ее выполнения зависит от того, какими резервами обладает организм индивидуума. Резервы организма следует оценивать на основе учета индивидуальных особенностей. Появившийся в настоящее время количественный подход предполагает, что человек в каждый период времени имеет определенную величину функциональных возможностей, т. е. величину здоровья [14]. При количественной оценке уровня здоровья следует рассматривать динамику индивидуальных возрастных, половых, конституциональных и других показателей относительно предыдущего, фонового исследования [1, 3, 14]. Эту динамику позволяет оценить саногенетический мониторинг (СГМ).

Цель исследования — оценка целесообразности применения саногенетического мониторинга на основе обзора источников литературы и опыта применения СГМ в образовательных учреждениях.

В интересах оценки состояния здоровья термин «мониторинг» означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния организма. Саногенез (греч. sanos — здоровье, genesis — механизм) — это система мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Саногенетический мониторинг представляет собой динамическое наблюдение за состоянием здоровья человека и основан на оценке адаптационных возможностей организма, это постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья индивидуума и оценка адаптационных возможностей его организма [14].

Некоторые авторы [21] выделяют следующие составляющие саногенетического мониторинга: обследование на приборной базе, формирование индивидуального профиля ребенка — санотипа, адресные рекомендации при выявлении нарушений в адаптации, повышение культуры здоровья школьников. В современной образовательной среде (как среднего профессионального, так и высшего профессионального образования) развита система подготовки учащихся в области здоровьесбережения [2, 3, 9, 11, 13, 16–20], однако нет единой системы подготовки педагогических кадров в области СГМ.

Для растущего организма ребенка важен индивидуальный подход и со стороны педагогов, и со стороны организации его образа жизни [1–3, 6, 8, 9, 17, 20]. В школе ребенок принимает на себя, так называемые, «школьные трудности»: учебная нагрузка, компьютеризация процесса получения знаний, введение инновационных технологий в образовательный процесс и т. д.

Необходимо отметить следующие особенности метода:

-       СГМ не является альтернативной или заменяющей деятельность медицинских работников и психологов, а носит дополняющий характер.

-       Методика подразумевает сотрудничество таких специалистов, как медицинский персонал, психологи и педагоги.

-       Результаты СГМ представляют собой объективные прикладные данные для всех участников образовательного процесса.

-       СГМ предусматривает одновременную оценку функционального состояния основных регуляторных систем организма.

-       Информация представляется в виде индивидуальных саногенетических профилей (ученика, класса, образовательного учреждения), что достигается за счет специальной компьютерной обработки и имеющейся презентативной базы: данные ребенка сравниваются не с популяционными нормами, а с индивидуальной нормой на основе частных корреляций.

В настоящее время в школах Москвы функционируют такие виды мониторинга, как мониторинг осанки и офтальмологический мониторинг, мониторинг физического состояния («Тест-Программа мэра Москвы»), наработан опыт по социологическому и психологическому мониторингу, разработаны программы и учебные комплексы по пропаганде здорового образа жизни для 1 -11 классов. Проведением СГМ в столице занимаются следующие организации:

-       Московский институт открытого образования;

-       Московский центр качества образования;

-       Кафедра поликлинической педиатрии Российского государственного медицинского университета;

-       Московский городской психолого-педагогический институт;

-       Центры психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков;

-       Департамент образования города Москвы.

В 2007 году была создана экспериментальная площадка с целью разработки модели объединения наиболее эффективных школьных мониторингов как составляющей медико-педагогического инструментария «Единый паспорт здоровья школьника» и создания Протокола обмена информацией между учреждениями образования и здравоохранения.

Задачами работы площадки являются следующие:

1.      Изучение и обобщение опыта работы московских школ по разработке здоровьесберегающих технологий. Создание единой системы школьных мониторингов здоровья на основе саногенетического мониторинга как составляющей медико-педагогического инструментария «Паспорт здоровья школьника».

2.      Создание единой базы хранения медико-педагогической информации и Протокола обмена информацией как основы единого паспорта здоровья.

3.      Модернизация системы медицинского обслуживания школ и обеспечения школьных медицинских кабинетов.

4.      Создание единой медико-педагогической среды.

5.      Подготовка кадрового состава.

6.      Разработка критериев учета работы образовательного учреждения по здоровьесбережению как ученического, так и педагогического состава.

Получены следующие результаты:

-       разработана модель объединения школьных центров мониторинга здоровья;

-       разработана совместная база медико-педагогической информации и Протокол обмена информацией;

-       проведена апробация системы работы с медико-педагогической, родительской и ученической общественностью;

-       создана единая терминологическая среда, необходимая для совмещения медико-педагогической и медицинской информационных баз;

-       проведена подготовка кадрового состава по работе с системой школьных мониторингов на основе экспертной системы СГМ;

-       проведена оптимизация оснащения школьных медицинских кабинетов, дополнение их комплексом приборов для проведения СГМ и комплектом экспресс-диагностических программ, разработанных Департаментом здравоохранения;

-       разработаны критерии учета работы образовательного учреждения по здоровьесбережению как ученического, так и преподавательского состава при аттестации школ.

В Петербурге СГМ в образовательных учреждениях осуществляет ООО «ИНТОКС», а его программа осуществляется по следующим нормативно-правовым актам:

-       Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-       Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7.04.2011 г. № 431 «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на 2011–2015 гг.»;

-       Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-       Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 381–66 «Об общем образовании в Санкт-Петербурге».

Система диагностики состояния здоровья учащихся осуществляется на основе применения следующих методов:

1. Метод определения функционального состояния организма.

СГМ в дополнение к другим используемым в образовательных учреждениях видам диагностики потенциала здоровья (диспансеризация, социально-гигиеническое анкетирование, санитарно-гигиенический контроль образовательной среды и др.) дает возможность осуществить экспертный контроль морфо-функциональных и возрастных аспектов развития школьников. С учетом качества школьной среды результаты мониторинга используются для более плодотворного усвоения школьниками знаний, формирования умений и навыков у учащихся, необходимых для приобретения устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации, позволяющие обосновать выбор здоровьесберегающих мероприятий в образовательном пространстве.

2. Метод компьютерно-оптической диагностики осанки.

Новые возможности в оценке ортопедическою статуса больных сколиозом появились с разработкой и внедрением в медицину бесконтактных оптических методов исследования.

3. Методика скрининговой диагностики зрения.

Методика оперативного скрининга обширных контингентов детского и взрослого населения позволяет выявить состояние основных функций зрения.

4.Метод оценки психологического состояния школьника.

Программа предназначена для психологов сферы образования, оказывающих психологическую помощь и консультации учащимся общеобразовательных учреждений и системы начального профессионального образования по вопросам трудностей в обучении, проблем общения со сверстниками, учителями и родителями, а также при решении вопросов выбора профессии в соответствии с их склонностями и способностями. Кроме того, программный продукт позволяет решать задачи мониторинга развития познавательной и личностной сфер обучающихся.

Образовательным учреждениям предлагается техническое и консультационное сопровождение по эксплуатации аппаратно-программного комплекса для проведения СГМ в рамках проекта «Здоровый школьник».

Внедрение программы «Здоровый школьник» в образовательные учреждения Санкт-Петербурга на основе анализа результатов проведения СГМ в образовательных учреждениях происходит следующим образом:

1.      Проведение собраний с администрацией ГОУ с привлечением представителей Комитета по образованию, специалистов отдела образования, а также разработчиков оборудования. Данное совещание призвано информировать администрацию ГОУ о городском проекте «Здоровый школьник» и его основных составляющих, а также продемонстрировать приборный комплекс и методики СГМ.

2.      Проведение родительских собраний с классами — участниками проведения саногенетического мониторинга здоровья учащихся. На подобных собраниях родители получают возможность ознакомиться с основными составляющими проекта и получить необходимую информацию для подписания информированного согласия на участие ребенка в проекте «Здоровый школьник».

3.      Обучение специалистов ГОУ работе с оборудованием СГМ.

4.      Обучение сотрудников ГОУ на курсах повышения квалификации. Категории обучающихся: преподаватели, методисты, психологи, заместители директора по УВР и др. В рамках курсов повышения квалификации были рассмотрены следующие основные темы:

-       виды технологий здоровьесбережения в ГОУ,

-       технологии воспитания культуры здоровья у школьников,

-       основы нейропсихологии детей,

-       сердечно-сосудистая система человека,

-       значение двигательной активности,

-       методы активизации внимания школьников, развития памяти, речи и мышления,

-       психологический мониторинг в системе здоровьесбережения.

5.      Проведение Урока здоровья для учеников классов — участников саногенетического мониторинга. Основная задача Урока здоровья — вовлечь детей в вопросы здоровьесбережения, а также ознакомить с приборной базой СГМ.

6.      Проведение фестивалей по здоровьесбережению как технологии формирования культуры здоровья участников образовательного процесса.

7.      Саногенетический мониторинг здоровья школьников проводят обученные специалисты ГОУ при непосредственной помощи со стороны разработчиков.

Проводится комплексная работа по внедрению программы «Здоровый школьник» в образовательные учреждения Санкт-Петербурга с привлечением результатов СГМ.

Всего за время действия программы «Здоровый школьник» в ней приняло участие 67 образовательных учреждений города.

Таким образом, саногенетический мониторинг является эффективным инструментом интеграции медицинского и гигиенического подходов, совмещая в себе сильные стороны каждого. Результативность этого инструмента доказана на практике деятельностью по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, а именно — результатами оценки состояния здоровья отдельного ученика и группы учащихся, применением здоровьесберегающих образовательных технологий и оздоровлением образовательной среды.

Выводы:

1.             Для формирования культуры здоровья в образовательной среде целесообразно внедрение системы оценки здоровья ее участников на основе проведения саногенетического мониторинга, которая должна носить межведомственный характер.

2.             Необходимо совершенствовать систему подготовки педагогических кадров в области проведения СГМ.

Литература:

1.      Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№ 5.-С.397–400.

2.      Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№ 6.- С.372–375.

3.      Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№ 4.- С.242.

4.      Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№ 6.- С.730–732.

5.      Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета.-2007.-№ 6.-С. 47–48.

6.      Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии [Текст] / В. П. Соломин, Л. П. Макарова // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№ 3.-С. 484–485.

7.      Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый.- 2012.-№ 2.-С.286–289.

8.      Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С. 494–496.

9.      Матусевич М. С., Новожилова А. П. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования // Молодой ученый.-2012.-№ 8.-С. 360–364.

10.  Матусевич М. С. Модель виктимности [Текст] / А. А. Канчурина, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый.-2013.-№ 9.-С. 306–307.

11.  Плахов Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3 (40). — С. 476–477.

12.  Плахов Н. Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. — 2011. — С. 12–20.

13.  Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. -№ 12. — С. 42–45.

14.  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2012. — № 145. — С.90–95.

15.  Соловьев А. В., Савчук О. В., Хартанович И. А. Влияние личностных особенностей эмоционально-волевой сферы человека на процессы адаптации к действию знакопеременных ускорений // Новости оториноларингологии и логопатологии.-2002.-№ 4 (32).-С 16–19.

16.  Соловьев А. В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С.494–496.

17.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П. Задачи и возможности медико-валеологического образования студентов педагогического университета. В кн.: Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве: Материалы XVIII Международной конференции «Ребёнок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» 20–22 апреля 2011 г. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011, Т. 45, с. 307–312.

18.  Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.

19.  Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.

20.  Сыромятникова Л. И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.

21.  Эмануэль Т. С., Потапчук А. А., Эмануэль Ю. В. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта 10 (92) 2012, 06 ноября 2012, с. 131–136.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle