Библиографическое описание:

Данилова М. В., Трофимова В. В. Проблема детской тревожности в условиях семейного неблагополучия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 901-904.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка самая основная. Это не только место, в котором рождается ребенок, но и основной институт социализации. Именно в семье начинается развитие каждого из нас, формируются основные личностные качества. Однако в настоящее время современная семья переживает серьезный кризис и испытывает множество различных трудностей: утрачиваются семейные ценности, увеличивается количество разводов и насильственных действий со стороны родителей по отношению к своим детям, наблюдается рост беспризорности и безнадзорности среди детей, девальвируются детско-родительские отношения (постоянные ссоры, конфликты, деспотизм). Эти и другие признаки семьи свидетельствуют о ее кризисном состоянии и увеличение числа неблагополучных семей.

Т. И. Шульга отмечает: «Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Вследствие этого неблагополучная семья, по мнению Т. И. Шульги, рассматривается как семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее [2, с. 12].

В такой семье ребенок испытывает дискомфорт, стресс и пренебрежение со стороны взрослых. Основной характеристикой подобной семьи является отсутствие заботы и любви к ребенку, удовлетворения его потребностей, защиты его прав и законных интересов.

Именно в такой семье все последствия подобного характера по отношению к своим детям в значительной мере сказываются в виде тех или иных отклонений в поведении и личностном развитии ребенка. Практически каждый ребенок испытывает тревожность, пребывая в неблагоприятной семейной атмосфере.

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей является весьма актуальной. Проблематика детской тревожности неоднократно рассматривалось в работах таких исследователей, как В. К. Вилюнас, К. Э. Изард, Н. Д. Левитов, Ч. Д. Спилбергер. Поэтому актуальность и значимость данной проблемы остается неизменно острой на протяжении всего развития, как теории, так и практики психологической и педагогической наук.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1, с. 553].

Тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня тревожности у детей из неблагополучных семей. В исследование участвовало 20 учащихся 10–12 лет одной из школ г. Владимира.

В работе применялись следующие методики исследования:

-          методика «Определение уровня тревожности» (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин);

-          опросник «Анализ семейной тревоги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкиса);

-          методика измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) (адаптированная Т. А. Немчиным).

Результаты, полученные после интерпретации исследования по тесту Спилберга-Ханина, отображены на рис.1:

Рис.1. Результаты методики «Определение уровня тревожности»

Подводя итог по данной методике, можно сделать вывод о том, что у большинства детей из неблагополучных семей наблюдается высокий уровень тревожности (65 %), что отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка.

Результаты по опроснику «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса представлены на рис.2:

Рис.2. Результаты опросника «Анализ семейной тревоги» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса

Шкала Вина. Высокие показатели по этой шкале у 65 % испытуемых свидетельствуют о том, что респонденты не испытывают вины за все происходящее в семье, в сравнении с 35 % испытуемых, которые чувствуют ответственность за все отрицательное, что происходит в семье.

Шкала Тревожность. Больше половины детей из неблагополучной семьи, а именно 75 % испытуемых испытывают тревогу, у 25 % не наблюдается данный показатель.

Шкала Напряженность. Высокие показатели по этой шкале у 80 % испытуемых указывают на то, что в семье преобладает напряженная ситуация, 20 % не испытывают напряжения.

Согласно результатам методики «Измерения уровня тревожности Тейлора» (адаптированная Т. А. Немчиным), представленной на рис. 3, прослеживается преобладание среднего уровня тревожности (с тенденцией к высокому) — 45 %, по отношению к другим выделенным видам.

Рис.3. Результаты методики измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора)

Исходя из полученных результатов по проведенным методикам, следует отметить, что у респондентов с высоким уровнем тревожности (методика «Определение уровня тревожности») отмечаются высокие показатели по следующим шкалам опросника «Анализ семейной тревоги»: тревожность — 80 %, напряженность — 75 %, вина — 50 %. Это свидетельствует о том, что дети из неблагополучных семей часто испытывают тревогу и находятся в напряженном состоянии из-за сложившегося неблагоприятного психологического климата в семье. Высокий уровень тревожности (55 %) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора), отмеченный у данной группы респондентов указывает на то, что неблагополучная семья оказывает значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка.

Для респондентов с умеренным уровнем тревожности наблюдаются достаточно невысокие результаты по шкалам: вина — 20 %, напряженность — 35 %; но достаточно высокий уровень тревожности — 60 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) прослеживается средний уровень тревожности (с тенденцией к высокому) — 80 %.

Депрессивное состояние респондентов характеризуется высокими показателями по шкале тревожность — 85 % и шкале напряженность — 75 %. Больше половины таких детей — 55 % испытывают вину и ответственность за то отрицательное, что происходит в семье. У 75 % данной категории респондентов по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается очень высокий уровень тревожности. Все это приводит к тому, что дети проявляют более беспокойное, тревожное поведение в отношениях, как со взрослыми, так и сверстниками.

У детей из неблагополучных семей, которые не испытывают тревоги, прослеживаются низкие показатели по всем трем шкалам: вина — 15 %, напряженность — 20 %, тревожность — 5 %. По методике измерения уровня тревожности (шкала Дж. Тейлора) отмечается достаточно низкий уровень тревожности у детей — 5 %. Это говорит о том, что совсем незначительное число респондентов не испытывают тревоги, находясь в неблагоприятной семейной атмосфере.

В преодолении тревожного состояния у детей из неблагополучных семьей в настоящее время значительную роль играет социальный педагог. В данной ситуации социальному педагогу при работе с тревожным ребенком необходимо:

-          осуществлять деятельность по изучению личности ребенка, проанализировать влияние семейной атмосферы на него;

-          формировать позитивные взаимоотношения между ребенком и родителями;

-          оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;

-          устранить отрицательные эмоции;

-          помочь ребенку из данной категории семьи повысить уверенность в собственных силах.

Программа по устранению тревожного состояния у детей должна включать в себя различные тренинги, тематические беседы, дискуссии, игротерапию.

Социальный педагог должен уметь выслушать, убедить и расположить к себе, выступать посредником между ребенком и семьей, ребенком и его окружением.

Главное не забывать о том, что процесс преодоления тревожного состояния достаточно длительный и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Литература:

1.      Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с. ISBN 5–93878–086–1

2.      Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с. ISBN 5–7107–8539–3

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle