Библиографическое описание:

Басарева К. В. Значение особых экономических зон для социально-экономического развития региональной экономики // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 377-379.

В статье приведены определения понятий «особая экономическая зона» и особая экономическая зона регионального уровня, проанализированы особенности функционирования ОЭЗ различных типов. Рассмотрено значение ОЭЗ для развития региональных социально-экономических систем.

Ключевые слова:особая экономическая зона, таможенная процедура, режим налогообложения.

В целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма и санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции государства создают особые экономические зоны (ОЭЗ).

Становление института особых экономических зон прослеживается от средневековых торговых городов–портов до современных инновационных центров. Сегодня особые экономические зоны существуют во многих странах мира, в большей части успешно разрешая проблемы экономик развивающихся стран.

Особая экономическая зона — это часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности с поощрительной льготной налоговой, финансовой и таможенной политикой.

В Российской Федерации отношения в сфере особых экономических зон регулируются Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г. (Соглашение о СЭЗ), иными актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Таможенный союз), Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», и иным законодательством Российской Федерации.

Основные положения, касающиеся таможенной процедуры свободной таможенной зоны, содержатся в статье 10 Соглашения о СЭЗ, в соответствии с которой свободная таможенная зона — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах СЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза [1].

Исходя из содержания таможенной процедуры свободная зона, основным ее назначением видится привлечение иностранных технологий, создание новых производств, оздоровление инвестиционного климата в России, вследствие чего происходит насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами, произведенными в своей стране.

В соответствии ос статьей 4 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», вступившего в силу с 27 августа 2005 г., в Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

-          промышленно-производственные особые экономические зоны;

-          технико-внедренческие особые экономические зоны;

-          туристско-рекреационные особые экономические зоны;

-          портовые особые экономические зоны [2].

Кроме того, в силу положений статьи 40 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ в настоящее время сохранили свое существование две ранее созданные особые экономические зоны — Особая экономическая зона в Калининградской области[1] и Особая экономическая зона в Магаданской области[2].

При рассмотрении вопроса о целесообразности особых экономических зон, ключевое значение имеет факт наличия на территориях ОЭЗ особого (специального правового) режима осуществления предпринимательской и иной деятельности, который заключается в предоставлении резидентам ОЭЗ льготного режима налогообложения, определяемого законодательством государств — членов Таможенного союза, а также в создании иных, более благоприятных, чем общеустановленные на территории государства — члена Таможенного союза, условий для осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории ОЭЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (создаются особые экономические зоны в России на 49 лет).

Каждую особую экономическую зону государство наделяет специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре.

Практика свидетельствует о том, что при реализации проектов в ОЭЗ, издержки инвесторов в среднем на 30 % ниже общероссийских показателей. Вследствие чего для российских компаний, ОЭЗ — это возможность реализовать амбициозные проекты и вывести продукцию на внешние рынки. В свою очередь, для иностранных компаний ОЭЗ — это выход на рынок единой таможенной территории Таможенного союза.

На сегодняшний день в России функционируют:

-          шесть ОЭЗ промышленного-производственного типа: ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ППТ «Тольятти», ОЭЗ ППТ «Титановая долина», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ППТ «Людиново» [3].

Как правило, промышленные ОЭЗ — это обширные территории, расположенные в промышленных регионах страны, где характерна близость к ресурсной базе для производства, доступ к имеющейся инфраструктуре и основным транспортным артериям. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции российского рынка за счет снижения издержек, связанных с логистикой и бременем налогового и таможенного регулирования;

-          пять ОЭЗ технико-внедренческого типа: ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Санкт — Петербург», ОЭЗ ТВТ «Зеленоград», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ОЭЗ ТВТ «Томск». В таких ОЭЗ приоритетные направления деятельности направлены на развитие микроэлектроники, энергосберегающих технологий, биотехнологии, информационных и коммуникационных технологии, а также другим видам высокотехнологичного научно-производственного бизнеса [3];

-          четыре ОЭЗ туристско-рекреационного типа: ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала» [3].

Находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, такие ОЭЗ могут быть базой для новых туристических маршрутов, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов, в том числе для деятельности по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

-          две портовые ОЭЗ: ОЭЗ ПТ «Ульяновск», ОЭЗ ПТ «Советская Гавань» — это действующие площадки для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, а также для предоставления полного спектра логистических услуг.

В вопросе создания особой экономической зоны регионального уровня наибольшая заинтересованность должна возникать у хозяйствующих субъектов и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку в настоящее время сложно найти наиболее эффективную альтернативу для инновационного развития территорий области, обрабатывающих отраслей, производства новых видов продукции, туризма и рекреационной деятельности, внедрения наиболее прогрессивных технологий и производств.

Под особой экономической зоной регионального уровня можно понимать территориально обособленный комплекс на участке, имеющем общую границу, в пределах которого созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности. Причем финансирование создания и развития особой экономической зоны регионального уровня, в том числе производственной, осуществляется как за счет средств участников такой зоны, а также других источников, в том числе средств областного бюджета.

В целях контроля за ходом реализации инвестиционных проектов в особой экономической зоне регионального уровня, за расходованием бюджетных средств, осуществления общих попечительских функций создается наблюдательный совет особой экономической зоны. Членами наблюдательного совета особой экономической зоны регионального уровня могут являться представители органов государственной власти области, администраций муниципальных образований, на территории которых расположены особые экономические зоны регионального уровня, администрации особой экономической зоны, отраслевых ассоциаций и торгово-промышленной палаты области, участников особой экономической зоной регионального уровня, объем инвестиций которых превышает 10 процентов общего объема средств, инвестируемых в деятельность особой экономической зоны регионального уровня.

Всем участникам такой особой экономической зоны предоставляется государственная поддержка инвестиционной деятельности в следующих формах: понижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в областной бюджет, предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному налогу в соответствии с законами области о налогах; субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным участникам особой экономической зоной регионального уровня для реализации инвестиционных проектов; предоставление субсидий на благоустройство территорий предприятий — участников особой экономической зоной регионального уровня.

В свою очередь органы государственной власти области гарантируют стабильность прав участников особой экономической зоны регионального уровня и не могут ухудшать условия их деятельности на протяжении срока действия особой экономической зоны регионального уровня.

Современное администрирование каждого субъекта Федерации исходит из принципов программно-целевого планирования. При этом реализация стратегических планов, проектов всегда ориентирована на социально-экономическое развитие региона.

Видится логичным, что планирование и координация отраслевого развития регионов органами исполнительной власти субъектов Федерации должно исходить из комплексного анализа демографической ситуации, научно — технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, логистического положения субъекта, а также состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Опыт функционирующих особых экономических зон является стимулом для расширения практики создания ОЭЗ в регионах России. Однако современная динамика создания российских ОЭЗ не комплиментарна на фоне применения ОЭЗ нашими партнерами по Таможенному союзу, где доля предприятий-участников ОЭЗ намного значительнее.

Системный подход при формировании региональной экономической, инвестиционной и структурной политики, аграрной, экологической, социальной политики региона рассматривает возможность создания ОЭЗ регионального уровня в качестве инструмента для достижения наилучшего результата с использованием заданного объема средств.

Остается надеяться на появление заинтересованности и активности администраций субъектов Федерации в формировании инновационной экономики регионов, направленной на активное и плодотворное взаимодействие с бизнессообществом, в том числе при рассмотрении актуальных вопросов о создании свободных экономических зон и расширении практики применения таможенных процедур свободная зона и свободный склад в целях осуществления реальной экономической поддержки различных отраслей конкретных регионов России.

Литература:

1.                  «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010).

2.                  Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

3.                  Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» www.russez.ru



[1] Создана в соответствии Федеральным законом от 10.01.20006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ОЭЗ в Калининградской области).

[2] Создана в соответствии с Федеральным законом от 31.05.99 № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» (далее – ОЭЗ в Магаданской области).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle