Библиографическое описание:

Захарова Н. В., Быстрицкая Е. А. Значение партнерских отношений с государством для повышения конкурентоспособности бизнеса // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 418-420.

В статье рассматривается вопрос о роли партнерства государства и бизнеса в увеличении конкурентных преимуществ последнего. Перечислены причины, по которым для частного сектора (бизнеса) важно партнерство с государством, рассмотрены основные методы оценки конкурентоспособности бизнеса, приведены примеры сотрудничества государственных и частных структур в России.

Ключевые слова: сотрудничество (партнерство), конкурентоспособность, бизнес, государство, метод оценки, встреча.

Обоюдоострый характер глобализации выглядит несколько обескураживающим одинаково как для бизнеса, так и для государства. Это вызывает широкий интерес в увеличении конкурентоспособности бизнеса, партнерстве бизнеса и правительства (государства) и государственной политике в странах со смешанной экономикой[1].

По мнению В. Б. Кухаренко и В. В. Воронина, «система партнерских отношений между государством и частным бизнесом — базисный элемент функционирования смешанной экономики. <…> Из всего многообразия экономических функций государства главное — это формирование институциональной среды, составной частью которой и являются институты партнерства» [1].

Близкое партнерство бизнеса и государства, оптимальное использование новых технологий позволяет обрести бизнесу конкурентное преимущество.

Наличие конкурентного преимущества означает следующее: компания делает по сути то же самое, что и её конкуренты, но лучше, или обеспечивает лучшим качеством по более низким ценам, или осуществляет лучшее гарантийное обслуживание, или применяет новейшие технологии.

Это, безусловно, влияет на конкурентоспособность бизнеса, но не всегда позволяет эффективно справляться с вызовами глобальной экономики.

Предприятия, представляющие частный сектор (бизнес), нуждаются в поддержке конкурентоспособности при наличии согласованной стратегии, что подразумевает вовлечение правительственных и торговых институтов в основных вопросах.

Закрытый и активный тип партнерства между бизнесом и правительством — основа для отлично управляемой стратегией конкурентоспособности.

Традиционно бизнес фокусируется на увеличении прибылей, в то время как правительство (государство) формулирует и внедряет стратегию. Однако успех в новом глобальном контексте заключается в изменении традиционного распределения сил.

Оценка новых ресурсов и рынков, одновременно принимая во внимание риски интенсивного сотрудничества — одна из новых форм партнерства между бизнесом и государством.

Так, внутри развивающихся стран частный сектор, активно поддерживаемый государством — основное «действующее лицо» в аккумулировании технологических и прочих экспортных возможностей, например, в маркетинге, ноу-хау, финансовых навыках, кадрового потенциала, управленческого опыта.

Систематическое построение конкурентоспособности бизнеса связано с успехом экспорта в этих странах. Эффективность, с которой фирмы или сектора улучшают свои экспортные способности, в т. ч. через использование технологий в торговле, способна изменить основу конкурентного преимущества целой страны.

Примеры швейного производства на Маврикии, чилийских винзаводов, индийских компаний по разработке ПО, китайских — по производству потребительских товаров и корейских производителей электроники демонстрируют это [2].

Для проникновения на новые рынки компании необходимо определить область, в которой она может иметь конкурентное преимущество. С этой целью часто проводится СВОТ-анализ — для идентификации внутренних сильных и слабых сторон компании, а также внешних возможностей и угроз.

СВОТ-анализ позволяет компании узнать, в какой области (в каких областях) она имеет конкурентное преимущество, для того чтобы сосредоточиться на этих областях производства и продвижения своего товара (своих товаров) или услуги (услуг) [3].

Существует множество методов оценки конкурентоспособности предприятий, которые имеют следующую классификацию подходов (табл.1):

Таблица 1

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Подход

Методы

Матричный

СВОТ-анализ

Анализ пространства

Матрикс Бостонской консультативной группы

Матрикс GE-Маккинзи

Матрикс консультативной фирмы «А.Нильсен»

Метод развития функций качества

Индикаторный

Метод экономической конкурентоспособности предприятия

Метод социальной конкурентоспособности предприятия

Критериальный

Метод «применения систем качества»

Метод уровня определенности реальной конкурентоспособности предприятия

Метод уравнения конкурентоспособности предприятия с конкурентоспособностью продукции

Метод «профилей»

Метод оценки конкурентоспособности предприятия консалтинговой корпорацией «Дан и Брэдстрит»

Метод, базирующийся на теории эффективной конкуренции (Максимова И. В.)

Экспертный

Метод оценки конкурентоспособности на основе потребительской стоимости

Метод аналогий

Метод рейтинговый систем

Графический

Метод оценки на основе «многоугольника конкурентоспособности предприятия»

«Метод радара»

Математический

Метод конкурентоспособности основывается на теории сравнительного преимущества (М.Портера)

Интегральный индекс конкурентоспособности (Фатхутдинов Р. А.)

Интегральный индекс конкурентоспособности (Зулькарнаева И. и Ильясова)

Метод определенной конкурентоспособности (Азоев Г. Л.)

Метод «равновесной» точки

Метод определения конкурентоспособности (Е.Минько и М.Кричевский)

Прямой

Те же методы, которые относятся к математическому подходу

Стратегический

Метод базируется на теории равновесия

Определение конкурентоспособности в соответствии с частью рынка

Метод основывается на сравнительном анализе и положении предприятия среди конкурентов (Н. С. Яшин)

«Строительный»

Метод оценки в соответствии с частью рынка

Возможности оценки потребителями построения продуктов

Оценка конкурентоспособности предприятия в условиях

Из всего многообразия методологических подходов можем сделать вывод о важности выбора этих методов для оценки конкурентоспособности предприятия для получения надежных результатов [4].

Продолжая рассуждать о преимуществах сотрудничества бизнеса с государством, не следует упускать из вида тот факт, что «государство, вступая в союз с бизнесом, как правило, тем самым снижает нагрузку на бюджет и пользуется более гибкой и действенной системой управления проектом, а бизнес получает определенный набор гарантий и преференций» <…> также «существует определенная зависимость между уровнем развития государства, уровнем жизни населения и отраслью, которая определяется в государстве в качестве приоритетной для развития с помощью механизмов государственно-частного партнерства» [5].

Таким образом, становится понятно, что партнерство бизнеса и государства — взаимовыгодное сотрудничество ещё и с финансовой, налоговой и, наконец, социальной позиции.

Безусловно, не все частные компании могут сотрудничать с государством, да и бюрократия, взятничество и прочие негативные явления в государственной сфере крайне непривлекательны для предпринимательства. Поэтому руководством страны проводятся специальные мероприятия, направленные на уменьшение подобных явлений; организуются встречи, круглые столы, семинары для подробного объяснения преимуществ государственно-частного сотрудничества.

Встречи, организуемые правительством с такими негосударственными, некоммерческими объединениями, как РСПП (Российский Совет промышленников и предпринимателей), ТПП (Торгово-Промышленная Палата), имеют важное значение для российской экономики. Именно на этих встречах обсуждаются вопросы улучшения финансовых, налоговых и пр. схем, существующих в настоящее время.

Так, на последней встрече Президента РФ, В. В. Путина, с Президентом РСПП, А. Н. Шохиным[2], обсуждались вопросы «деофшоризации российской экономики, участие работодателей в разработке профстандартов, порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям» [6]. По результатам этой встречи были найдены компромиссные решения по некотором вопросам (например, о предоставлении «преференций для тех участников экономической деятельности, которые будут активно работать в этом направлении»); по другим вопросам было предложено тщательное изучение условий и организации будущих встреч.

Таким образом, очевидно, что сотрудничество между бизнесом и государством нельзя назвать беспроблемным, но нужно подчеркнуть его значимость, объясняемую, прежде всего, наличием внешних факторов, трудностей для частного сектора по выходу на новые рынки, удержанию имеющихся и т. д.

Цели государства и бизнеса, безусловно, рознятся, но их партнерство важно обеим сторонам: государству для решения многих экономических, финансовых, налоговых и социальных задач, бизнесу — для получения необходимых для повышения конкурентоспособности преференций, поддержки при экспорте своей продукции на зарубежные рынки.

Литература:

1.         «Проблемы теории и практики предпринимательства»//«Проблемы современной экономики», N 3 (31), 2009

2.         «Building Business Competitiveness»//International Trade Forum Magazine — Issue 2/2004

3.         Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.quickmba.com/strategy/swot/ (дата обращения: 08.02.14)

4.         «Методы построения корпоративной оценки конкурентоспособности». Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/iem/savelieva/library/translate.htm (дата обращения: 08.02.14)

5.         «Роль государственно-частного партнерства в модернизации инфраструктуры (на примере зарубежных стран)»// «ЭГО (Экономика, Государство, Общество)», № 4 (11), декабрь 2012

6.         Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.rspp.ru/news/view/4236 (дата обращения: 15.02.14)

7.         Интернет-ресурс. Режим доступа: URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/about/index.php?id_12=4462 (дата обращения: 15.02.14)



[1] Смешанная экономика – такая экономическая система, в которой сосуществуют и государственный, и частный секторы. Практически все реально существующие экономики являются смешанными, хотя есть и исключения.

[2] Речь идет о встрече, состоявшейся 14 февраля 2014 г. в Кремле

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle