Библиографическое описание:

Миконен Е. Ю. Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 965-967.

Проблема здоровья подрастающего поколения на сегодня актуальна как никогда, так как отражает уровень цивилизованности общества и является показателем его развития [6, 7].

Если ранее ухудшение здоровья детей рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, то в настоящее время, также рассматривается неблагоприятное влияние на здоровье и сугубо педагогических факторов [4, 5].

Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждениях, в действительности, переходит в педагогическую плоскость [8,10,11]. Значительную часть своего времени сегодня большая часть детей проводит в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Это предполагает, что все больше функций по воспитанию и развитию детей ложится на педагогов-воспитателей ДОУ. Именно это заставляет педагогическую общественность принимать на себя значительную долю ответственности за здоровье детей в плане его сохранения, формирование личности, способной принимать ответственные решения в отношении собственного здоровья и здоровья других [2, 3, 13].

В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье» [19].

Здоровье и отношение к здоровью как педагогов, так и дошкольников имеет большое значение и в связи с тем, что дошкольные образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих [15,17,18].

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья ребенка-дошкольника больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен подменять медицинского работника. Просто коллектив дошкольного образовательного учреждения должен работать так, чтобы нахождение детей в детском саду не наносило ущерба их здоровью, а приносило положительные эмоции и необходимые знания и умения [1,12,16].       

Благодаря совместному взаимодействию всего педагогического коллектива ДОУ, получение первоначальных представлений об организме человека, здоровье и факторах на него влияющих должны быть направлены на привитие дошкольникам следующих необходимых в реальной действительности знаний, умений и навыков способствующих:

-        получению знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

-        усвоению знаний о жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

-        пониманию методов познания живой природы;

-        освоению представлений о жизнедеятельности собственного организма;

-        проведению наблюдений за состоянием собственного организма, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

-        привитию культуры поведения в природе;

-        использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих;

-        оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей;

-        соблюдению правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек [9,15, 14].

При формировании положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью у дошкольников необходимо рассматривать такие положения, как:

1.      Знание о здоровье.

2.      Отношение к здоровью.

3.      Поведение, сохраняющее и укрепляющее здоровье.

4.      Здоровье как ценностные ориентации

Таким образом, здоровье каждого человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается благополучие и счастье. Каждый индивидуум должен быть заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни. Проблема отношения подрастающего поколения к своему здоровью является приоритетной государственной задачей во всем мире. Без определенных условий жизнедеятельности и заботы по здоровьесбережению со стороны взрослых обеспечить полноценное психофизиологическое созревание, эффективное качественное образование воспитание, гармоничное развитие формирующейся личности невозможно. Поэтому важнейшей задачей педагогов является обеспечение максимально благоприятных условий для формирования здорового образа жизни, гармоничного физического, психического и социального развития каждого ребенка, обучение основам культуры здоровья и ценностного отношения к нему [8, 10, 11].

Формируя положительное эмоционально-ценностное отношение школьников к своему здоровью прежде всего, необходимо рассмотреть, что такое «ценности».

В педагогической науке и практике ведутся поиски и разработки различных воспитательных программ и технологий, которые призваны решать проблемы развития личности, обогащения его души духовными и материальными ценностями, созданными за всю историю человечества. Исследуются методы, способы и пути передачи социального опыта, богатства традиций, ценностей и культуры подрастающему поколению.

Дошкольников необходимо учить не только тому, чтобы они правильно воспринимали существующие нравственные принципы и знали высшие человеческие ценности, но и тому, чтобы основы общечеловеческих ценностей стали регулятором их поведения в каждодневных жизненных ситуациях.

Знание, учет и анализ механизмов образования ценностных ориентаций и целенаправленное использование методов организации присвоения ценностей детьми поможет решить эту проблему и при последующем обучении в современной школе.

Литература:

1.      Марецкая Н. И., Пазыркина М. В., Сопко Г. И. /Компетентностный подход к проектированию информационно-развивающего пространства в детском саду// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 3. С. 112–118.

2.      Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г./ Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога //Молодой ученый. 2012. № 3. С. 380–382.

3.      Пазыркина М. В., Сопко Г. И. /Значение формирования здоровьесберегающих компетенций педагога // Школа будущего. — 2013. — № 2. — С. 138–142.

4.      Пазыркина М. В., Сопко Г. И. /Формирование здоровьесберегающей компетентности у студентов педагогического вуза//Педагогика и современность. — 2014.- № 1.

5.      Пазыркина М. В., Сопко Г. И. Формирование здоровьесберегающей компетентности будущего педагога. В кн.: Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты. Материалы международной конференции, посвященной 10-летию кафедры БЖ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 27–28.11.13. Ярославль 2013.- С. 135–139.

6.      Пазыркина М. В., Сопко Г. И. /Педагогические технологии формирования здоровья в дошкольном образовательном учреждении Международная заочная научно-практическая конференция «Современные тенденции в образовании и науке». Россия, Тамбов. 31 октября 2013.

7.      Романова Т. В., Пазыркина М. В., Сопко Г. И., Журина Т. Г. /Организация внедрения валеологической поддержки ребенка на основе новых Федеральных государственных требований с использованием диагностических методик // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55–57.

8.      Сопко Г. И., Пазыркина М. В. / Здоровьеформирующий компонент как важная часть современных интегрированных программ для образовательных учреждений// Молодой ученый. — 2012. — № 6.- С. 417–420.

9.  Сопко Г. И. Клинические проявления наркозависимости. Профилактическая и клиническая медицина. 2011. — № 3. — С. 485–486.

10.  Сопко Г. И. Образ жизни и здоровье. //Основы валеологии: уч. пособие. — СПб:. Изд. РГПУ им. А. И. Герцена. 1999. -с. 51–56.

11.  Сопко Г. И. Пазыркина М. В. /О необходимости компетентностного подхода к формированию культуры безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении. // Молодой ученый. 2012. — № 11. — С 484–486.

12.  Сопко Г. И., Скворцова Н. Н., Платонов Д. В./ «Закаливание как фактор повышения культуры здоровья». Здоровье детей как ценность культуры//Материалы Х международной конференции «Ребенок в современном мире». 16–18 апреля 2003. СПб. РГПУ им. А. И. Герцена. С. 313–315.

13.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Здоровье педагога и педагогический процесс. Учитель: вчера, сегодня, завтра: Материалы международной научно-практической конференции (24–25 июня 2010 г.). Ч.1. Псков. ПГПУ. 2010. С.237–238.

14.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. / Педагогические технологии обеспечения безопасности здоровья//Начальная школа плюс до и после. — 2012, № 7.

15.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Культура здоровья — важнейший компонент народного образования//Здоровьесберегающее образование № 1(29). 2013.- С. 88–94.

16.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Оздоровительные технологии в образовательном процессе дошкольников (на примере ГОУ прогимназия № 698 «Пансион»). Духовные горизонты детства: материалы ХУП Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства».(21–23 апреля 2010) -СПб.: Изд-во Политех. ун-та. 2010. -с.504–508.

17.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Основы формирования культуры здоровья в педагогическом образовании. В кн.: Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты. Материалы международной конференции, посвященной 10-летию кафедры БЖ ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. 27–28.11.13. Ярославль 2013.- С. 155–159.

18.  Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Формирование культуры здоровья в педагогическом образовании//«Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». — 2014. — № 1.

19.  Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа, 1971. — С. 87.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle