Библиографическое описание:

Аллаберганов Ш. Ю. Аграрная политика в Узбекистане в 80-годах ХХ века и её негативные последствия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 695-696.

Известно, что в Советском Союзе царила тоталитарная и административно-бюрократическая система, долгое время велась экстенсивная экономическая политика «беспощадного» пользования природными ресурсами. Кроме того, не учитывались территориальные интересы союзных республик, что создавало препятствия в их социально-экономическом прогрессе.

В частности, на протяжении последних десятилетий советского господства в результате осложнения экологической обстановки накопился целый ряд неразрешённых проблем, которые возродили противоречивую общественную среду в разных углах страны. Аграрная политика Советского Союза, проведённая в Узбекистане, а именно, усвоение новых земель, усиления хлопкового единогосподства, мучительный труд местного населения с мизерной оплатой ввергала население республики в сложную социальную обстановку.

По этому поводу Президент нашей Республики Ислам Каримов подчеркивал: «… 84 % работ в выращивании хлопка налагается на нас, а наша доля от дохода его переработки составляет 16 %» [1, с. 353].

Действительно, развитие экономики Советского Союза экстенсивным путём, осуществление научно-экономически необоснованной политики в земельно-водном хозяйстве привело к таким негативным последствиям, как загрязнение окружающей среды, атмосферы, засоления почвы и воды, резкое уменьшение производственных и трудовых ресурсов в экономике и сельском хозяйстве, самое главное, ухудшение здоровья населения, осложнение жизненных условий. В результате «потребительского отношения Центра к экономике Узбекистана была повреждена естественная среда проживания человека, собственно, обострилась проблема обеспечения трудом жителей сельских местностей, т. к. большинство местного населения проживало в селах.

«Беспощадное» пользование природными ресурсами в интересах «Центра» привело к увеличению площади обрабатываемых земель. В частности, в результате политики усвоения новых земель в 80-годах к территории посевных площадей в Узбекистане прибавилось ещё 355 га новых земель, общая площадь земель для посева достигла 4,3 млн. гектаров [2, с. 7].

А также, научная необоснованность выполняемых работ, наличие недостатков в хозяйстве, «погоня за цифрами» и другие обстоятельства стали причиной обострения ситуаций. Например, в результате не полной обработанности целинных земель, 2 млн. гектаров из них оказались засоленными, а 0,77 гектаров земель в 1980 годах стали вообще бесполезными [3, с. 92].

Главной причиной возникновения таких проблем было то, что Центр не уделял достаточных средств на обработку таких земель. Например, в 1986 году для проведения мероприятий по борьбе с эрозией требовалось 18,6 млн сумов, а практически было выделено 7,7 млн сумов [4, с. 2].

В 49 статье «Земельного кодекса» того периода говорилось: «Соответствующие организации, действиями которых или в результате строительных работ были выведены из строя земли, в течение одного года должны восстановить их», но на практике это выполнялось на 25–30 % [5, с. 2].

В последние десятилетия советского правления в ирригационной и мелиорационной сферах Узбекистана были выявлены серьёзные недостатки. В качестве доказательства можно привести ухудшение мелиоративного состояния земель в засеваемых площадях Каракалпакстана, Хорезмской, Бухарской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской Джизакской областей. Основной причиной возникновения таких проблем было превышение нормы воды при орошении земель.

В частности, специалистами было отмечено то, что в 1980 годах Приамударьинские засоленные земли вместо 3–4 раз были орошены 5–6 раз [6, с. 271]. Например, в 1986 году в результате повторного засоления, была повреждена 1/3 часть орошаемых земель [7, с. 554].

В 1980–1988 годах для развития сельского хозяйства было выделено 23,2 млрд. сумов, 8,6 млрд. (37 %) из которого должно было расходоваться для строительства водного хозяйства. Основная часть капитала была направлена на поддержание и улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель [8, с. 7].

В свою очередь, в результате ухудшения мелиоративного состояния земель значительно понизилась урожайность сельскохозяйственных растений республики. В период перестройки состояния земель ещё более ухудшились. В условиях «бесконечных» и бесполезных реформ «перестройки» большая часть орошаемых земель была засолена, повысилась эрозия воды, продолжался процесс оскудения почвы. В результате, накануне приобретения Независимости из 4 млн. гектаров посевных площадей в 2,0 млн. гектарах перечной составлял 1 %, в действительности он должен иметься в 2–3 процентах [9, с. 296]. В 1985 году урожайность хлопчатника составлял 27 % за гектар, в 1986 году — 24,4 %, а в 1987 году — 23 % [10, с. 41].

За пять лет урожайность зерновых культур от 21,4 центнеров снизился до 15,9 центнеров, бахчевых культур — от 126 центнеров до 102 центнеров, овощных культур — от 221 центнера до 196 центнеров. Это обстоятельство оказало особое влияние на показатели урожайности других сельскохозяйственных культур. Собственно, урожайность хлопчатника в 1985 году снизился на 197,2 тысяч тонн, в сравнении с 1980 годом, соответственно, пшеничный урожай снизился на 977,1 тысяч тонн, рис. — 22,9 тысяч тонн, овощные культуры — 73,5 тысяч тонн, бахчевые культуры — 255 тысяч тонн [11, с. 561].

Причин возникновения таких ситуаций были несколько, а именно, поверхностное отношение к проблемам инженерно-технического обеспечения усваиваемых земель, недостатки в организации дренажной системы, некомплектное осуществление строительства водного хозяйства, неправильное орошение хлопчатника и т. п. Но в качестве самой основной причины мы можем отметить принудительное развертывание хлопкового единогосподства [12, с. 554].

Постепенное повышение выращивания хлопка и усвоение новых земель привели к понижению уровня воды в Амударье и Сырдарье, что, в свою очередь, сказалось на ухудшении состояния Аральского моря. В этот период при обеспечении новых земель водой экологические требования, негативное влияние на окружающую среду оставались вне поля зрения. Экологические проблемы повлияли на имеющиеся демографические процессы.

Накапливались проблемы, касающиеся социальной сферы. Целью тоталитарного правительства было не развитие сельского, ирригационного хозяйства, улучшение жизненных условий населения, поощрения трудовых ресурсов, а повышения объёма сырья, доставляемого в Центр.

После обретения Узбекистаном независимости были сделаны коренные изменения в целях улучшения социально-экологического состояния окружающей среды и социально-экономической жизни страдавшего населения.

Литература:

1.                  Ислам Каримов. Узбекистан на пороге достижения независимости. Т. Узбекистан, 353, 2011

2.                  Н.Тухлиев. Путь в международный рынок. Журнал «Жизнь и экономика» № 2, с 7. 1992

3.                  Зул. Аширбаева. Потери на “Хлопковом фронте”. Тафаккур, № 2, С. 92, 2011

4.                  Усилим защиту окружающей среды. Журнал. Сельское хозяйство Узбекистана. № 7, с.2, 1987

5.                  З. Акрамов. Земля-клад, вода-жемчуг. Литература и искусство Узбекистана. № 46, с.2, 16 ноябрь 1984.

6.                  Жума Халмуминов. Экология и закон. Ташкент, Адолат, с. 271, 2000.

7.                  Новая история Узбекистана. Вторая книга. Узб, в период советской колонизации — Ташкент: Шарк, с 554, 2000

8.                  Н.Тухлиев. Путь в международный рынок. Журнал «Жизнь и экономика» № 2, с 7. 1992

9.                  Политика деспотического строя похищения национальных богатств Узбекистана: историческое подтверждение и уроки. Т: Шарк, с. 296, 2000

10.              А. Рафиков. Экологическое равновесие в природе. Т: Фан, с. 41, 1990.

11.              Новая история Узбекистана. Вторая книга. Узб, в период советской колонизации. — Ташкент: Шарк, 2000. — с.561.

12.              Новая история Узбекистана. Вторая книга. Узб, в период советской колонизации — Ташкент: Шарк, с 554, 2000

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle