Библиографическое описание:

Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1069-1071.

Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы. Гендерные отношения реализуются на различных уровнях социальной реальности. На уровне межгруппового взаимодействия общностей детерменирующими социально-психологическими факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

Рассмотрим истоки появления лидерства мужчины. Исток мужского лидерства в культуре лежит в распределении социальных ролей в первобытном обществе, когда мужчина представлял собой активное начало, добывал пищу и защищал от врагов, в то время как женщина рожала и воспитывала детей, готовила еду и т. д., при этом зависела от мужчины, от его силы и выносливости. Постепенно происходит закрепление гендерных ролей, и вместе с этим вырабатываются гендерные стереотипы, закрепляющие различия в поведении мужчин и женщины, а также представления о должном и недолжном их поведении. В гендерных стереотипах находит отражение пассивная роль женщины, ибо в области морали приоритетное место отводится таким ценностям как индивидуальная свобода, обладание правами, равенство, автономия, свобода воли и т. д., которые в полной мере могут быть реализованы только мужчинами. Ребенок рождается мужского или женского пола, но только в результате воспитания становится Мужчиной или Женщиной, т. е. научается соотносить свое поведение с определенной гендерной ролью (точнее с набором мужских или женских ролей). Так осуществляется процесс вхождения человека в систему культурных норм поведения. И одним из ее центральных элементов является усвоение гендерных стереотипов — визуальных, эмоциональных, морально-этических образов мужчины и женщины [1.С.57].

Термин «стереотип» (от греческих слов «твердый» и «отпечаток») означает схематический, стандартизованный образ или представление об объекте. Эти стереотипы можно условно разделить на половые (различия, идущие от природы мужчины и женщины) и гендерные (различия, сформированные под влиянием социума).

Гендерные стереотипы интегрированы и сконструированы культурой и общественным сознанием. Они не только отражают характеристики мужчин и женщин, но и задают нормативные требования к их поведению и формированию отношений между гендерными группами [2.С.48].

Часто стереотип преувеличивает гендерные различия, которые на самом деле не являются устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях. Например, Хилари Клинтон, она воплощает собой образ женщины, который противопоставлен традиционному образу жены. Консерваторы боялись, что с приходом Хиллари Клинтон в Белый дом распределение сил в американском обществе может сместиться в пользу феминизма. Когда Биллу Клинтону сказали однажды, что у некоторых людей есть сомнение, якобы не тот член семьи Клинтонов сидит в губернаторском кресле, он спокойно ответил: «И я так считаю».

Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам. В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность. В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Считается, например, что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то не за чем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.

Из вышеприведенных фактов следует: понимание гендерного стереотипа чрезвычайно важно, поскольку многие талантливые люди вынуждены бороться с химерами не только общества, но и своими собственными. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным [2.С.93].

Гендерные стереотипы под влиянием реальных поведенческих практик жизнедеятельности людей могут трансформироваться. В ходе трансформации могут происходить качественные или количественные изменения в типично мужском образе (набор черт, связанных с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией, рациональными способностями, активность и эффективностью) и типично женском (ряд черт, связанных с социальными и коммуникативными умениями, с теплотой и эмоциональной поддержкой).

Было проведено исследование с участием 100 студентов (50 юношей и 50 девушек) в Чеченском государственном университете юридического факультета, отделения социальной работы. Целью исследования стало выявление наличия или отсутствия трансформаций гендерных стереотипов у современной молодежи. В ходе исследования был поставлен ряд задач: проведение анкетирования среди студентов; сравнение с традиционными гендерными стереотипами; определение характера гендерной трансформации мужского и женского гендерных стереотипов. Основной метод исследования — анкетирование: респондентам предлагалось из списка человеческих характеристик выбрать те, которые они относят к традиционно мужским, к традиционно женским.

Результаты исследования показали, что представления о традиционно мужских и традиционно женских характеристиках претерпели изменения. Среди качеств, выделяемых как традиционно мужские, большинство юношей, назвали следующие: надежность, религиозность, уверенность в себе, храбрость, мудрость, серьезность, целеустремленность, дерзость, сила, общительность, предприимчивость, активность. Большая часть девушек выделяет среди традиционно мужских качеств те же самые характеристики. Согласно этому, можно заключить, что традиционный мужской гендерный образ не претерпел существенных изменений.

Среди качеств, выделяемых как традиционно женские, юношами были названы следующие: заботливость, религиозность, нежность, аккуратность, уверенность в себе, логичность мышления, серьезность, дружелюбие. В свою очередь, девушки отнесли к традиционно женским такие качества: коммуникативность, предприимчивость, уверенность в себе, религиозность, надежность, мудрость.

Таким образом, полученные нами данные показывают, что и юноши и девушки легче простраивают обобщенный мужской гендерный образ, который проявляет относительную стабильность и всеобщность. Женский гендерный образ претерпевает существенно большие изменения, а именно утрачивает подробность, особенно в представлениях мужчин. В то же время некоторые из личностных характеристик, ранее считавшихся традиционно мужскими и многие из ранее считавшихся традиционно женскими, сейчас относят к общечеловеческим (и юноши и девушки). Например, такие качества, как уверенность в себе, деятельный, общительный. Такой характер гендерных трансформаций может быть связан с массовым включением женщин в различные сферы общественной жизни, освоением ими новых занятий и видов общественной деятельности, что позволяет им успешно конкурировать с мужчинами. Результаты исследования свидетельствуют о тенденции изменения гендерного стереотипа, за счет появления в образе типичной женщины качеств, традиционно приписываемых мужчинам, и наоборот.

Применительно к сфере занятости, гендерные стереотипы — это наиболее распространенные взгляды на место и роль как мужчины, так и женщины в различных профессиональных сферах и на их место на определенных уровнях социальной иерархии (социально-профессиональной, стратификационной и т. п.) это — представления о должном поведении мужчины и женщины в трудовой сфере, с которыми соотносятся реальные практики людей на повседневной основе. Необходимо отметить, что в повседневной деятельности, стереотипы выступают не просто как безобидные взгляды, очень часто те или иные взгляды людей выступают в качестве руководства к действию и именно поэтому они являются основой для гендерной сегрегации. Гендерные стереотипы достаточно крепко связаны с общественным мнением и социально одобряемыми поведенческими действиями и поступками.

Сформированные в общественном мнении модели социально одобряемых «мужских» и «женских» моделей поведения выступают в качестве примера, руководства к действию для повторения этих моделей.

Гендерные стереотипы во многом определяются ментальностью их носителей. В нашей республике общество традиционно продолжает поддерживать приоритет мужчин. В общественном сознании мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, нежели женщины в отношении женских. Хороший результат, достигаемый мужчиной в профессии, приписывается его способностям, в то же время успех женщины относят к случайности или трактуется как результат чрезмерных усилий.

Несмотря на реальное изменение гендерных ролей в современном обществе в нашем сознании сохраняются традиционные гендерные стереотипы.

В чеченской семье особое отношение и к сыну, и к дочери. Как на сына, так и на дочь возлагаются обязанности достойно нести имя семьи, сохранять ее честь. В чеченском обществе особое отношение к женщине. Настоящие мужчины при появлении женщины должны прекращать ссоры. А платок, брошенный женщиной между враждующими мужчинами, предотвратил немало зла. Причина, по которой охваченные гневом и уже вцепившиеся друг с другом мужчины прекращали столкновение при виде снявшей платок женщины, заключается в следующем: то, что женщина прилюдно обнажала голову, было необычным, большим событием. Женщина могла пойти на такой шаг, лишь оказавшись в самом крайнем положении; считалось также, что увидев женщину с непокрытой головой, небеса могут перевернуться и перед столь великой бедой любая ссора не имела значения, а потому мужчины прекращали ее, чтобы женщина могла поскорей надеть платок.

Об особом отношении к жизни женщины говорит и то, что за убийство женщины убивали двух мужчин, потому что убийство женщины (поднять на руку на беззащитную, слабую, на мать) считалось двойным убийством.

Сферой деятельности женщины в прошлом была семья. Воспитанием детей, в основном занималась мать. Влияние отца было опосредовано через мать. Известный герой чеченских песен Илли Бейбулат, объясняя, каким образом он получил имя «къонах» говорил: «В первую очередь, уважение ко мне проявила жена, следом уважать меня стала вся семья, увидев, каким уважением я пользуюсь в семье, с уважением ко мне стали относиться соседи; уважение соседей принесло уважение села, а это дало уважение всей страны» [4.С.5]. После смерти отца, ответственность за всю семью ложится на старшего сына. Но он не может принять никакого решения без согласования с матерью, без ее одобрения. В чеченских героических песнях (Илли) герой, прежде чем отправиться в путь для решения очень важных вопросов всегда советуется с матерью, поступает в соответствии с указаниями, просит ее благословления.

В чеченском народном сознании семья ассоциируется с домом. Его кровля — это отец, а пол — есть мать. В философии нашего народа мужской мир и женский мир равнозначны, они дополняют друг друга, имеют четко очерченные границы действия      

Ответственность за сохранение семьи, за ее выживание чеченская женщина была вынуждена брать на себя во время последних трагических событий в нашей республике, когда многие мужчины погибли, а оставшиеся в живых не могли свободно передвигаться, не имели возможности материально обеспечивать семью. Но это не норма чеченской традиционной культуры, а допущение, вызванное конкретной исторической ситуацией.

Гендерные стереотипы усваиваются в период раннего детства, когда происходит процесс гендерной идентификации. И тем не менее стереотипы о традиционных гендерных ролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на частной (домашней) деятельности, а от мужчин — на общественной.

Таким образом, многие из современных стереотипных представлений о поведении людей в зависимости от пола уходят в глубокую древность, отслеживаются на протяжении всей истории человечества и встречаются у самых разных народов (утверждается, что быть женщиной — это значит быть скромной, домашней, неактивной). Данные характеристики не являются вечными, они исторически сложились, изменялись и продолжают изменяться.

Литература:

1.                 Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. — С-П.: С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. — 292 с.

2.                 Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. — М., 2001. — 194 с.

3.                 Ильин И. И. Дифференциальная психология. — М.: Эксмо, 2004. — 382 с.

4.                 Ахмадов М. Роль мужчины и женщины в семье и обществе, в свете вайнахских традиций. — Владикавказ: Роял Принт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle