Библиографическое описание:

Смирнова А. В. Понятие «Технология» в профессиональной деятельности учителя // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 1024-1027.

Основным условием решения множества задач, стоящих сегодня перед школой для её выхода на новое качество образования, признано проектирование и освоение современных образовательных технологий.

Понятие «технология» в гуманитарную область пришло из производства, которое вынуждено действовать с учетом природы материала, исходя из задач превращения определённого сырья в желаемый продукт. Тем не менее, оно прочно вошло в категорию педагогических терминов и широко используется в педагогической науке и практике. Однако в его понимании и в употреблении до сих пор существуют разногласия. Появляются логические трудности во взаимодействии терминов «педагогическая технология», «методика», «дидактика».

А. Ф. Меняев даёт определение понятия «методика»:

«Как совокупность приёмов проведения занятий; как наука о закономерностях организации массового процесса обучения…

Как и дидактика, методика преподавания является опытно-экспериментальной наукой».

Методика преподавания конкретного предмета — это психолого-педагогическая теория обучения учебному предмету. Она является общей для всех. Одной из задач методики преподавания предмета — процесс обучения конкретной дисциплине, а предметом исследования являются связь и взаимодействие преподавания и учения в обучении конкретному учебному предмету.

Для воплощения в практику методики преподавания необходим ряд условий:

–   реализация профессионального и творческого потенциала учителя;

–   адаптация методики к данному контингенту обучаемых, к конкретной личности ученика;

–   адаптация методики к уровню готовности учащихся взаимодействовать именно с этой методикой.

И то, как учитель будет внедрять ту или иную методику, будет определяться его собственной технологией деятельности, где профессиональная субъектность будет играть главную роль.

Понятие «методика» шире понятия «технология». Как отмечает М. Чошонов: «Методика направлена на решение задач: 1) чему учить? 2) зачем учить? 3) как учить? Технология обучения, прежде всего отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением 4) как учить результативно?

Таким образом, методика преподавания предмета как педагогическая наука занимается раскрытием учебного материала, а педагогическая технология– разработкой педагогически обоснованной системы реализации выделенного в методике преподавания содержания учебного материала для достижения устойчивого позитивного результата в усвоении учащимися знаний и умений.

В школе ребенок не только и не столько усваивает опыт, накопленный человечеством, сколько проходит путь самоопределения, а значит, пытается реализовать собственную индивидуальность.

Не секрет, что в условиях обычного гетерогенного класса чрезвычайно трудно осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать комфортные условия для всех участников процесса. Практикующие учителя сталкиваются с низкой познавательной активностью учащихся, несформированностью общеучебных умений и, как следствие, неуспешностью детей в процессе познания. Поэтому необходимо, как минимум, выполнение трех условий, которые сделают возможным индивидуальный подход к каждому ученику в условиях обычного гетерогенного класса:

1.      Необходимо предоставить учащимся возможность планировать свою работу.

2.      Учащиеся должны иметь свободу выбора маршрута обучения.

3.      Учащимся должна быть дана возможность работать в собственном темпе.

Как известно, невозможно найти двух человек, которые одинаково бы мыслили, одинаково выполняли работы, одинаково оценивали ее результаты. И в то же время общепринятой является организация обучения в школе, когда ученики одного класса изучают один и тот же материал, который должны освоить в одинаковые сроки и одинаковыми способами.

Значит для перехода педагогического процесса на качественно новую ступень нужна такая технология, которая включает в себя совокупность гибких, теоретически и практически обоснованных индивидуально-личностных средств, методов и приёмов, отражающих профессиональную индивидуальность педагога и учитывающих реальные условия осуществления учебного процесса.

В материалах ФГОС акцентируется внимание на необходимости активного использования педагогических технологий, актуальности перехода к «стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования, определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся». Наиболее актуальными для учителей-практиков являются следующие педагогические технологии:

–   технология обучения на основе системно-деятельного подхода,

–   технологии воспитания,

–   технологии оценивания планируемых результатов,

–   технологические подходы к написанию учебных программ.

I.    Использование развивающих технологий обучения на всех этапах учебной деятельности:

1.             Постановка педагогической задачи:

2.             На этом этапе предлагается план и виды учебной деятельности. Объясняю, какими качествами личности учащиеся могут обогатиться в этой деятельности.

3.             Подготовка к решению учебной проблемы: актуализация способа и опыта решения учебных задач.

4.             Постановка учебной задачи известной ученикам, причём и формулировка внешне сходна с проблемой, которую предстоит решать. Но здесь необходимо подвести детей к мысли, что старый способ решения этой проблемы не пригоден.

5.             Создание проблемной ситуации.

6.             Постановка новой учебной задачи. Столкновение учащихся с противоречием: создание таких эмоциональных условий невозможности решить задачу известным способом.

7.             Формулирование проблемы.

8.             Индивидуальная, групповая, межгрупповая дискуссия по вычленению знания-незнания. Коллективное обсуждение и переформулирование учебной задачи в виде постановки проблемы.

9.             Поиск способа решения проблемы.

10.         Анализ связей и отношений в условиях задачи. Обсуждение вариантов решения и выдвижение гипотез. Обобщение.

11.         Решение проблемы.

12.         Поочередная проверка предложенных гипотез. Обсуждение, обоснование и формулирование выводов по каждой гипотезе.

13.         Формулирование обобщённых выводов о решении проблемы.

14.         Представление решения проблемы. Формулирование выводов и обобщений.

15.         Применение обобщённых выводов к решению задач.

16.         Диагностика умения решать проблемы.

17.         Проверка способности к анализу и обобщению, к самостоятельному конструированию и поиску решения проблемы.

18.         Методы диагностики и контроля: тестово-диагностический, самостоятельная работа с самоконтролем и самоанализом, творческая лабораторная работа, творческие проекты.

19.         Оценка.

20.         Содержательное оценивание процесса решения учебной задачи и учебной деятельности.

21.         Оценивание продвижения каждого ученика относительно самого себя.

22.         совместная выработка критериев оценивания: самостоятельность мышления, продуктивность, гибкость, критичность.

23.         Содержание оценивания (результаты): познавательный интерес, интуиция, рефлексия и самоконтроль, эмоциональное удовлетворение от поисковой деятельности.

II. Технологии адаптивного обучения.

Центральное место в данных технологиях занимает ученик — его деятельность, качества его личности. В использовании этой технологии работают одновременно два режима: учитель обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т. д.) и в то же время работает индивидуально с отдельными учащимися. Учащиеся организуют свою деятельность: совместно с учителем, индивидуально с учителем, самостоятельно под руководством учителя. Учение в таких технологиях имеет многоканальную обратную связь: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-класс.

III. Технологии на интегративной основе.

В данной технологии используется эффективный процесс интеграции отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при общности целей и функций обучения. Использование данных технологий ведёт к повышению целостности педагогического процесса.

Выделенные виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Последнее время самыми актуальными стали Здоровьесберегающие технологии.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Данные технологии должны удовлетворять принципы здоровьесбережения.

В своей практике, также как и другие учителя, использую такие методы, приёмы и средства, которые не должны наносить вреда здоровью учащихся и учителя. Но, хотелось бы более подробно остановиться на данных технологиях. «Не навреди!». Чему учат по этому вопросу в ВУЗах и какие возможности у здоровьесберегающих технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе?

Их можно разделить на три основные группы:

1.                  технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

2.                  технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

3.                  разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.

Рассмотрим более подробно критерии и соответствующий уровень гигиенической рациональности урока:

№ 

Критерии здоровьесбережения

Характеристика гигиенической рациональности урока

1

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, отсутствие монотонных неприятных звуков и раздражителей. (В соответствии СанПин).

2

Количество видов учебной деятельности

4–7 видов учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

3

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Не более 10 мин

4

Количество видов преподавания

Не менее 3-х: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая или самостоятельная работы.

5

Чередование видов преподавания.

Не позже, чем через 10–15 мин

6

Наличие и место методов, способствующих активизации.

Не менее 6–8 методов. Например: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). Использование активных методов (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). А также методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

7

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. (В соответствии СанПин).

8

Поза учащихся, чередование позы.

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Наблюдение Учителя за учениками.

9

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления.

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз, массаж активных точек. На 20 и 35 минут урока по 1минуте из 3 лёгких упражнений с 3–4 повторениями каждого.

10

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.

Присутствие внешней мотивации: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

11

Психологический климат на уроке.

Преобладание положительных эмоций. Комфортные взаимоотношения на уроке.

12

Эмоциональные разрядки на уроке.

Шутка, улыбка, юмористическая и поучительная картинка, поговорка, афоризм… и т.д 2–3, в нужный момент.

13

Плотность урока.

Количество времени затраченное школьниками на работу не должно превышать 75–80 %

14

Момент наступления утомления и снижения учебной активности.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности (не ранее 40 — мин).

15

Темп окончания урока

Должен быть спокойным, размеренным; ответы на вопросы учащихся, д/з записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя.

Следует учитывать правило правильной организации урока, а это не только учёт всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне, но самая главная цель учителя — научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ.

Правильно и своевременно использовать каналы восприятия, так как особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями.

Например:

При доминировании левого полушария у учащихся для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;

правополушарные — для ниххарактерноконкретно-образное мышление и воображение

равнополушарные — у них отсутствует ярко выраженное доминирование.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают аудиальное, визуальное, кинестетическое восприятия, знания которых позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс запоминания.

В процессе исполнения здоровьесбережения необходимо правильно использовать и распределять биоритмологический оптимум работоспособности у школьников. (Как правило, составляя расписание занятий это всегда учитывается. Но необходимо ещё и индивидуально, пронаблюдав за детьми, изучив их пики и спады работоспособности корректировать школьное расписание и расписание дополнительных учебных занятий. Учитывать возрастные особенности школьников. Правильно распределять время по интенсивности умственной деятельности на уроке. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5–25 минута — 80 %,

25–35 минута — 60–40 %

35–40 минута — 10 %

Учитывая данные требования позволит избежать сильные выраженные формы утомления.

Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося должен быть оценен с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

Данная работа по здоровьесбережению должна быть непрерывной: каждый день и на каждом уроке.

Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и процессуальном аспектах.

Необходимы комплексный, междисциплинарный подход в действиях педагогов, психологов и врачей.

При всём при этом: «Успех порождает успех!». Делаем акцент только на хорошее; в любом поступке, выделяем сначала положительное, а только потом отмечаем недостатки.

Активное включение в процесс — снижает риск переутомления. И, конечно, ответственность за своё здоровье — у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встаёт задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач могут помочь знания и применение здоровьесберегающих технологий.

Литература:

1. Реализация ФГОС начального общего образования: технологический аспект. Учебно-методическое пособие под редакцией С. А. Усковой. СПб 2012г.

2. Эффективные образовательные технологии. Е. В. Советова. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle