Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 16.02.2014

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Бисов, А. А. Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват / А. А. Бисов, П. В. Уваров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1079-1081. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9358/ (дата обращения: 25.04.2024).

Королевство Камбоджа находится на юге полуострова Индокитай. С конца девятнадцатого века археологи упорно освобождали от зарослей великие храмы той эпохи. От средневековой Камбоджи до нас не дошло почти никаких письменных источников, большинство из них было уничтожено во время войн и пожаров, не было найдено ни оружий, ни захоронений. Именно поэтому о том, какой величественной и просвещенной была Ангкорская империя, могут рассказать нам только храмы, возведенные в то время.

В результате междоусобных войн, которые велись в Камбодже в течении всей второй половины одиннадцатого века, на смену прошлой династии приходит новая — династия Махидхарапуры. Возвышение новой династии сопровождалось еще большим усилением Ангарской империи и еще большим накоплением богатства.

Король Сурьяварман II возводит один из крупнейших когда-либо созданных культовых сооружений — храм Ангкор–Ват. Данный храм нес определенную задачу — он должен был прославлять обожествленного правителя: его воинские доблести, строительный размах — это вершина кхмерского зодчества.

Описание: C:\Users\Alex\Desktop\агкор-ват\_________________.jpg

Рис. 1. Храм Ангкор-Ватт

Ангкор-Ват вобрал в себя конструктивные элементы всех лучших памятников Х-ХI веков, являя собой самую верхнюю точку их художественного воплощения. Как и все великие постройки древности, Ангкор-Ват —результат коллективного творчества. Основной рабочей силой было неквалифицированные сельскохозяйственное население, мобилизуемое по приказу короля, также в строительстве участвовали захваченные пленники. Храм строился со всех четырех сторон одновременно, таким образом, число рабочих, принимавших участие в строительстве возрастало до колоссальных размеров, и это позволило завершить строительство меньше чем за сорок лет.

Ко времени строительства храма, в Камбодже уже сложился высокий художественный канон, который и стал впоследствии идеалом эпохи. Данный канон предполагал организацию пространства как необходимое условие таким образом, что «постижение» храма зрителем должно было совершаться постепенно, длительно, чтобы можно было рассмотреть все художественные средства.

Форма культурной постройки (расположение храма на высоком плато) тесно связана с ощущением пейзажа самой страны, а именно неожиданным переходом от равнины к горным массивам. Такая форма «храма-горы» должна была обеспечить наилучшую связь с Богами, а так же подчинить себе окружающее пространство, планировку самого города. В самом названии ясно читается эта идея Ангкор –«город», Ват-«храм».

Таким образом, в Ангкор-Вате соединились воедино религиозное назначение храма с воплощением в нем национальных, исторических и эстетических черт эпохи. В форме храма прослеживается единство эстетического восприятия, удивительное чувство равновесия, позволяющее гармонично соединить все части здания, именно на равновесии частей и симметричной гармонии строится кхмерский канон. Однако, несмотря на видимую симметрию, Ангкор-Ват нарушает строгий канон построения. Храм имеет свой, только ему присущий план, он уникален и неповторим.

Однако, чтобы рассмотреть его исключительность, необходимо длительное зрительное знакомство. Ангкор-Ват обладает сложной гармонией, с удивительной легкостью восходят вверх башни, и при этом храм плавен и протяжен. Зритель видит соразмерность горизонталей и вертикалей, уравновешенность всех частей. Далее, если двигаться вдоль южной, а затем и западной стены, можно увидеть то, насколько протяжены стены, их размеры огромны-1500х1300 м. На западной стене находится главный вход на территорию храма.

Учеными выдвигались разные предположение по поводу того, почему вход в Ангкор-Ват находится на западной стороне, а не на восточной, как во всех остальных кхмерских храмах. Долгое время такое расположение входа, объяснялось тем, что храм считался погребальным. Однако более убедительный довод, был выдвинут крупнейшим исследователем кхмерского искусства — Анри Маршале, который считает Ангкор-Ват не усыпальницей, а храмом посвященным богу Вишну, и основанным на месте древнего примитивного святилища этого бога.

Ориентация храма на запад, кроме того, что она имела больше экономическое значение, а главное стратегическое значение, позволила поместить храм не в центре (как у остальных кхмерских храмов), а сдвинуть его к востоку. Такая необычная направленность и необычное расположение позволяет считать данный храм исключительным.

Через ров к храму идет широкая дорога, шириной в двенадцать метров выложенная песчаными плитами и обрамленная балюстрадой наг, распростертых на невысоких кубических столбах-подставках. С обеих сторон дороги находятся колонки, поддерживающие плинтус в виде выступа, удваивающие подпору. Ров и стена заставляют воспринимать Ангкор-Ват как крепость, огороженную и замкнутую, раскрывающую себя только изнутри. Именно поэтому новая встреча с памятником происходит резко и неожиданно.

Сохраняя основные особенности кхмерской архитектуры,план Ангкор-Вата отходит от непременной центричности, это сделано для того, чтобы увеличить длительность подхода к храму. Данная протяженность помогает зрителю понять эстетический и одновременно государственно-монархический идеал храма. Пройдя через центральный портал, посетитель направляется к внутренней галерее. Здесь стены как бы исчезают и превращаются в расписной ковер, колонки перегораживают окна, деля тем самым стену на части и задавая ритм.

Все на территории храма рождает чувство простора и праздничности. Первое, что поражает при входе в само здание храма — это необычайное внутреннее пространство. Открытые галереи, внутренние дворики и ничего или почти ничего, что хотя бы отдаленно напоминало закрытость европейских храмов. Кхмеры большую часть времени проводили на открытом воздухе, и такое решение стало естественным.

Древний камбоджийский храм строго делится на части, каждая из которых имела свое назначение. Первый этаж с его обширной галереей был доступен для всех, но он не сообщался с остальными храмами и был как бы изолирован. Ничто не позволяло находящимся в галереи увидеть центральную часть храма, то есть два последующих этажа, отведенных для жрецов.

Достопримечательностью первого этажа является галереи с ее знаменитыми рельефами, образующими восемь огромных панно двухметровой высоты. Сюжеты здесь самые различные: исцены из «Рамаяны»-старинного индейского эпоса, горячо любимого кхмерским народом, и приподнято-возвышенный рассказ о подвигах Суьявармана II, и сцены, посвященные прославлению бога Вишну.

Рельеф в кхмерском искусстве — излюбленный вид повествования, имеющий глубокие народные корни. Он родился из резьбы по дереву, а дальше уже был перенесен и на камень. Рельефы Ангкор-Вата стали своеобразной летописью. Особая слитность рельефов с телом храма была неразрывна с ритуальными действиями, которые в нем происходили, соединяя как бы две стихии: жизни и искусства. Жизнь мифа, превращалась в его зримое воплощения в стенах храма. При этом рельефы западной, южной части храма отличаются особым совершенством. В другой части галереи и по всей северной стороне они выполнены более ремесленно, что опять же указывает на кхмерский канон.

Украшения второго этажа сдержанно и почти аскетично. Это совершенно особый замкнутый мир — место уединений и раздумий, доступный только высшему духовенству и членам королевской семьи. По углам галереи, обращенным на запад, находятся «библиотеки» — небольшие постройки в которых хранились тексты, написанные на высушенных листьях пальмового дерева.

Цоколь третьего этажа, на который со второго идут угловые и осевые лестницы — это квадрат крестообразной конструкции, по форме близкий системе внутренних двориков около входа. Лестниц, ведущих к башням двенадцать. Головокружительный подьем единым лестничным пролетом в тридцать восемь круглых ступеней пересекает колоссальный массив, основанием которого является квадрат. Все представления о размерах смещаются, башни кажутся огромными и могучими, они одновременно парят и подавляют собственным могуществом.

Вся структура Ангкор-Вата, его план и размещение объемов необычайно просты в своем логическом построении, однако каждая деталь в отдельности, не говоря уже об их взаимном проникновении и слитности, являет то новое, что нес в себе удивительный ансамбль. Единство горизонталей и вертикалей, соединение плотных, насыщенных архитектурных форм с их легким завершением намечались и в более ранних творениях. Однако в стремительном порыве башен Ангкор-Вата лишь с трудом узнаются преображенные прасаты, так же как и в круговом обходе галерей не сразу можно разглядеть неуклюжие строения, соединяющие этажи храмов Х века. Можно сказать, что все прекрасные памятники, которые были построены до Ангкор-Вата — лишь подготовка для создания этого шедевра.

Постепенное нарастание объемов, «сжимание» их к центру храма, целенаправленность осевого плана восхождения, наконец, четкие переплетения переходных галерей внутренних двориков, многократно усиливающих движение к священным башням, утверждают себя с такой очевидностью, что воспринимаются как единственно возможное решение. Вместе с тем это решение не перестает удивлять новизной и смелостью освоения пространства и точным расчетом постижения памятника во времени, вернее, созданием своего времени, продиктованного архитектурой памятника. Ибо целесообразное распределение объемов, четкая направленность к центру храма ведут к нарастающему «ускорению» пространства, следовательно, и к его временной активности от плавного продвижения по широкой торжественной дороге до мгновенного броска ввысь при подходе к центральному святилищу.

Одухотворенность, многогранность, особое обаяние Ангкор-Вата порождены высшей гармонией природных и архитектурных форм, естественной слитностью всех художественных средств выражения. Ангкор-Ват как бы завершает развитие классической архитектуры кхмеров, являя собой ее высшее достижение

Литература:

1. Рыбакова Н. И. Искусство Камбоджи с древнейших времен до XIV века / Рыбакова Н. И. — Москва: Галарт, 2007. 253 с.

2. Бруно Д. Ангкор. Лес из камня — изд. АСТ, Астрель, 2003. 192 с.

3. Альбанезе М. Ангкор. Величие кхмерской цивилизации — изд. АСТ, Астрель, 2003. 296 с.

4. Бруно Д. Кхмеры — изд. Вече, 2009. 432 с.

5. Маршаль А. Ангкор. М., 1963 URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/126/Ангкор (дата обращения 1.02.2014)

Основные термины (генерируются автоматически): храм, Камбоджа, Ангкор, западная стена, кхмерский канон, кхмерское искусство, территория храма, центр храма.


Похожие статьи

Особенность византийского храмового зодчества

Сравнительно тонкие стены храма (1,1–1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора.

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват.

Об организации и проведении международного трибунала над...

Ключевые слова: ЧПСК, Камбоджа, красные кхмеры, геноцид полпотизма.

Например, он 26 мая 2016 года свидетельствовал по четвертой теме (фазе) дела 002/02: «центры безопасности и внутренних чисток».

Уваров Павел Викторович — Информация об авторе

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват. №3 (62) март 2014 г. Авторы: Уваров Павел Викторович, Бисов Алексей Анатольевич.

Библиографическое описание: Бисов А. А., Уваров П. В. Анализ расположения торгово-развлекательных центров города...

Научный журнал «Молодой ученый» №3 (62) март 2014 г.

Использование возможностей сети Интернет для брендинга территории.

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват.

Бисов Алексей Анатольевич — Информация об авторе

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват. №3 (62) март 2014 г. Авторы: Уваров Павел Викторович, Бисов Алексей Анатольевич.

Библиографическое описание: Бисов А. А., Уваров П. В. Анализ расположения торгово-развлекательных центров города...

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

За него вступился каменный комаину, обративший волка в бегство. Считается, что каменное изваяние, которое и сегодня стоит на территории этого небольшого храма, и есть тот самый отважный комаину [4].

Влияние французского искусства на традиционную живопись...

9 января 1858 г. французы оккупировали вьетнамское государство, которое стало именоваться колонией Индокитай (включая Лаос и Камбоджу). Французский колониализм просуществовал на территории Индокитая до 1945 г

Изучали в основном искусство Западной Европы.

Фитоним суги и японский повествовательный фольклор

Среди чудес храма Китаин называют обычно и «Криптомерию со звездой», которая росла когда-то при входе на территорию храма. Теперь о тех временах напоминают две высаженные здесь молодые криптомерии, указывающие место древнего чуда.

Похожие статьи

Особенность византийского храмового зодчества

Сравнительно тонкие стены храма (1,1–1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора.

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват.

Об организации и проведении международного трибунала над...

Ключевые слова: ЧПСК, Камбоджа, красные кхмеры, геноцид полпотизма.

Например, он 26 мая 2016 года свидетельствовал по четвертой теме (фазе) дела 002/02: «центры безопасности и внутренних чисток».

Уваров Павел Викторович — Информация об авторе

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват. №3 (62) март 2014 г. Авторы: Уваров Павел Викторович, Бисов Алексей Анатольевич.

Библиографическое описание: Бисов А. А., Уваров П. В. Анализ расположения торгово-развлекательных центров города...

Научный журнал «Молодой ученый» №3 (62) март 2014 г.

Использование возможностей сети Интернет для брендинга территории.

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват.

Бисов Алексей Анатольевич — Информация об авторе

Искусство Камбоджи. Анализ храмового комплекса Ангкор-Ват. №3 (62) март 2014 г. Авторы: Уваров Павел Викторович, Бисов Алексей Анатольевич.

Библиографическое описание: Бисов А. А., Уваров П. В. Анализ расположения торгово-развлекательных центров города...

Образ волка в японской народной храмовой мифологии

За него вступился каменный комаину, обративший волка в бегство. Считается, что каменное изваяние, которое и сегодня стоит на территории этого небольшого храма, и есть тот самый отважный комаину [4].

Влияние французского искусства на традиционную живопись...

9 января 1858 г. французы оккупировали вьетнамское государство, которое стало именоваться колонией Индокитай (включая Лаос и Камбоджу). Французский колониализм просуществовал на территории Индокитая до 1945 г

Изучали в основном искусство Западной Европы.

Фитоним суги и японский повествовательный фольклор

Среди чудес храма Китаин называют обычно и «Криптомерию со звездой», которая росла когда-то при входе на территорию храма. Теперь о тех временах напоминают две высаженные здесь молодые криптомерии, указывающие место древнего чуда.

Задать вопрос