Библиографическое описание:

Невская В. П. Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 989-991.

Статья знакомит с современными технологиями по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Почему эта проблема актуальна? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом.

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Для этого формировала у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. Так как в противном случае все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь.

Ребенок должен осознать звуковой строй языка — это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает.

Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит для определения направления коррекционной работы, правильного планирования и его интенсивности.

Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна.

Свою работу начала с развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия.

Игры на каждый звук по развитию фонематического восприятия вошли в «Букварик для малышей», методические пособия «Занимательные слуховички» и «Дидактическая игра, как средство формирования фонетико-фонематических процессов», которые были созданы, разработаны и использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Эту работу начала осуществлять на материале неречевых звуков:

–                   Помоги Незнайке найти и назвать музыкальные инструменты.

–                   Что звучит? (узнавание на слух музыкальных инструментов).

–                   Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит? (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, ножницы, часы).

–                   Найди в «Необычайном лесу» и назови короткие и длинные слова.

И постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже усвоенных, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).

–                   Хлопни в ладоши, когда услышишь, что Буратино поймал звук [А] среди других звуков: [О, А, И, А, Ы, К, А].

–                   Угадай, кто пришел? (волк, заяц или медведь) — узнавание по ритмическому рисунку.

Параллельно с самых первых занятий проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволило добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.

Предлагала детям найти и назвать на рисунках слова, которые звучат звонко, громко, тихо. (Звонко: козы, зонт, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, трамвай, рыба; тихо: мышь, шишки, кошка, мишка.) Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих, часто являлось одной из причин неправильного произношения. В процессе логопедических занятий проводила игру «Шумовые баночки» (определяли на слух вид крупы). Используя разнообразные логопедические задания, игры и упражнения, дети приобрели умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.

Затем учила детей различать высоту, силу и темп голоса, используя для этого игры: «Гусь и гусята», «Угадай, чей голос», «Эхо», «Вьюга», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» — на голоса различной высоты. Оживленно проходили игры на развитие силы голоса, такие как: «Идите с нами играть», «Гудок» (меняли голоса от громкого к тихому), «Кот и мыши», «Дует ветер», «Не разбуди Катю», «Эхо».

Увлеченно играли дети в игры на развитие темпа голоса: «Карусель» (говорили в быстром и медленном темпе), «Дождик» (произносили звукоподражание «кап-кап-кап» медленно, умеренно, быстро). Не сразу дети могли говорить в разном темпе. Но после неоднократных повторений это стало получаться. Этому способствовали игры: «Топ-топ-топ», «Угадай, какой поезд». Играли в игру «Помоги медведю найти похожие по звучанию слова»: картина-корзина, мышка-мишка, зайка-майка и т. д.

Неоднократно играли в игры «Различи звуки» (на твердость-мягкость звуков), «Назови, в каких словах звучит песенка большого и маленького комарика», «Какие игрушки со звуком [Р] у Ромы, а какие игрушки со звуком [РЬ] у Рината».

Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имело овладение навыками звукового и слогового анализа и синтез слов. Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному называнию звуков, обязательно убеждалась в том, что дети правильно соотносят это слово с конкретным предметом, поэтому ознакомление с новым звуком и буквой начинала с задания «Покажи и назови» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и т. д.). Затем формировала способ выделения звуков из слова. Этому действию дети старшей группы учились постепенно и в течение длительного времени. Большую помощь в этом оказала игра «Аквариум». Вычленив звук из слова, знакомила детей с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе учила характеризовать его, используя схемы: гласный звук, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, глухой и звонкий согласный. Для этого использовала демонстрационный и раздаточный материал, характеризующий согласный звук. Важно, чтобы каждый ребенок не только услышал изучаемый звук от логопеда, но и сам воспроизвел его «Почувствовав его на кончике языка» (М. Н. Гнездилов), а отсюда следует, что до изучения звука на фронтальном занятии он обязательно должен быть поставлен в речи тем детям, у которых данный звук отсутствует или искажен.

После изучения первого гласного и согласного звуков, учила анализу и синтезу слогов. Звукобуквенный анализ слов и слогов на протяжении всего периода обучения проводила с опорой на наглядность. Интересны детям в плане развития фонематического слуха задания типа «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка, и т. д.). «Потерялся первый звук» (сон-слон, рот-крот, осы-косы), «Магазин игрушек» (на дифференциацию звуков [Р-Л]), «Соедини ниточками короткие и длинные слова» (дуб, еж, лук, кукуруза, кукушка, клубника), «Подскажи зайчишке и назови слова-друзья, похожие по звучанию» (мак-рак, бочка-дочка, краски-маски и т. д.).

С интересом и увлекательно дети играли в игры: «Отгадай словечко», «Умная сова» (выделение первых звуков из картинок и образование нового слова: кукла, лиса, дом, шар), «Разноцветные вагончики» (определение количества слогов в словах: лось, рысь, нора, белка лисица, иголка, медвежонок), «Нарисуй под картинками схемы слогов в словах», «Доскажи словечко»:

Я сегодня утром рано, умываюсь из-под…(крана).

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…(жарко).

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния…(сверкнула).

Упражнение «Кто придумает конец тот и будет…» (молодец).

Я хотел устроить бал, и гостей к себе…(позвал).

Я взял муки и взял творог, испек рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не…(идут).

После обучения детей первоначальным навыкам чтения проводила игры: «Веселые матрешки» (составить слово из букв, построив матрешек по росту), «Разноцветные мячи» (составление слов из слогов), «Новоселье» (прочитать слово, разбросанное на чемодане).

В результате проделанной работы у детей значительно улучшился, развился и сформировался фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза. Улучшилось фонематическое восприятие, были усвоены навыки слогового чтения.

Выводы:

–                   Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом.

–                   Для преодоления речевых нарушений проводить полное речевое обследование и поставить правильное логопедическое заключение.

–                   При проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные особенности дошкольника.

–                   Коррекционную работу начинать с развития устной речи, учитывая все компоненты языка: фонетико-фонематический, лексико-грамматический, словарный запас и связную речь.

–                   Знакомить воспитателей и родителей с трудностями в усвоении программы, которые возникают у дошкольников.

–                   Коррекционное обучение проводить в игровой форме с многократным повторением.

–                   После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным.

–                   Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе коррекционного обучения на занятиях под руководством взрослых.

–                   Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.

Литература:

1.                  Волина В. В. Занимательное Азбуковедение — М.: Просвещение, 1991.

2.                  Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников — М.: Акалис, 1996.

3.                  Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

4.                  Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом — М: Просвещение, 1991.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle