Формирование культуры ненасилия в молодежной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 10.02.2014

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Кочиева, Л. Г. Формирование культуры ненасилия в молодежной среде / Л. Г. Кочиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9299/ (дата обращения: 24.04.2024).

Этический принцип ненасилия в литературе и общественно-политической лексике на постсоветском пространстве закрепился с конца 1980-х гг., чему способствовали гражданские инициативы и академические исследования философии и этики ненасилия. Для современной концепции ненасилия характерно определение ненасилия как способа преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, а далее — общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств.

Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого отдельного человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Ненасилие делает свой основной упор на доброе начало в человеке. Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций.

Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, подчеркнув роль образования в формировании культуры мира и ненасилия на основе уважения прав человека, демократии и толерантности [1 — С. 60]. Резолюция определила, что культура мира и ненасилия отвечает интересам человечества, в том числе грядущих поколений.

Основополагающим фактором, определяющим отношение к насилию и ненасилию, является мировоззрение человека и коллективное мировоззрение всего общества. Согласно предлагаемой философами парадигме ненасилия, относящейся к «этике убеждения», необходимо изучать основанную на ненасилии деятельность, методы и стратегию ненасилия: ведению диалога, медитации, учиться формулировать альтернативы и осуществлять их.

Все вышеизложенное предполагает соответствующую систему образования. Специальное направление образования представляет работа по формированию культуры ненасилия у молодежи. Студенты должны знать существующие подходы и способы ненасильственного разрешения проблемных вопросов, возникающих во взаимоотношениях между людьми, представлять целесообразность профилактики ненасилия, пути устранения причин и возможностей возникновения насилия. [2 — С. 113]

Современный учебный процесс ориентирован в основном на конкурентоспособного выпускника, вооружение его профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие интеллекта студентов и носит односторонний характер. Воспитательные возможности учебных дисциплин, формирующих нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, не используются в должной мере.

Проблема формирования культуры ненасилия, в первую очередь, среди молодежи, становится актуальной. В обучении и воспитании молодежи основной упор следует делать на профилактику правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание активной гражданской позиции [3 — С. 344].

Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Приоритетными в этом направлении являются следующие задачи:

-          использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;

-          своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;

-          содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;

-          способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

-          содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

-          формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

Расширение правового просвещения молодежи, формирование правовой культуры личности в качестве обязательной составляющей воспитательно-профилактической работы должно стать определяющим положением при обучении молодежи на всех уровнях получения образования. [4 — С. 67]

Правовое просвещение может осуществляться в виде правового информирования, правового консультирования, оказания отдельных видов юридической помощи. Министерство юстиции Чеченской республики предоставило возможность студенческим формированиям — юридическим клиникам, созданным на базе учреждений образования, — осуществлять под руководством преподавателей правовое информирование и консультирование граждан по правовым вопросам (малообеспеченных гражданам, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-сирот, одиноких матерей, многодетных семей, учащихся и других категорий граждан); проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений (выступления по правовым вопросам в организациях и коллективах и др.).

Программы по правовому просвещению разработаны на 2011–2015 годы в вузах республики. В частности, они предусматривают комплекс организационно-методических, учебно-педагогических и информационных мероприятий: привлечение студентов к участию в работе добровольных народных дружин по поддержанию правопорядка, организацию правовой помощи студентам, конкурсов творческих работ учащихся по праву, клуба правовых знаний для подростков, проведение правовых уроков для несовершеннолетних и пр.

Кроме того, вузы республики проводят работу по профилактике правонарушений, используя разнообразные формы участия факультетов, кураторов, преподавателей, общественных организаций и органов студенческого самоуправления в осуществлении этой деятельности.

Формированию среды ненасилия способствует и развитие правовой культуры молодежи, от которой зависит уровень ее правовой социализации, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура предполагает не только формирование знания и понимания права, но и формирование правовых суждений о нем как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, формирование культуры ненасилия.

Таким образом, правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Очевидным становится, что если ставить целью, снижение уровня преступности, то необходимо, в первую очередь, повышение уровня правовой культуры, формирование уважения к социальным нормам и ценностям.

Важно также отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, культура ненасилия предполагает опору не на силу, а на разум и совесть людей. От научности, комплексности подходов, разумного использования воспитательного потенциала, сил, средств и форм воздействия путем целенаправленного и четкого управления воспитательным процессом в значительной степени зависит успех формирования культуры ненасилия молодежи.

Литература:

1.                  Бидова Б. Б. Толерантность как часть политической культуры: проблемы концептуализации и российские особенности //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 6. — С. 60–62.

2.                  Бидова Б. Б. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический анализ (на примере Северо-Кавказского Федерального округа). — Кисловодск: Учебный центр «Магистр", 2013. — 224с.

3.                  Бидова Б. Б. Особенности национального самосознания и его роль в становлении межконфессиональной толерантности //Молодой ученый. 2013. № 3. -С. 344–346.

4.                  Бахмадов М. Б. Криминологическое объяснение существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках //Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. 2012. № 5. — С. 67–69.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, ненасилие, вуз республики, основной упор, отдельный человек, повышение уровня, правовая культура личности, правовое информирование, правовое просвещение, профилактика правонарушений.


Похожие статьи

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение.

Правовая культура населения | Статья в журнале...

После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики.

Профессиональная правовая культура - состояние правовой...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовая культура личности, правовая культура общества, социальная группа, правовая система, знание, общество, профессионально-правовая культура, высокий уровень, качественное состояние.

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность...

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений, выработку навыков правомерного поведения.

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся из усвоенных правовых знаний и создания таких условий, при которых они могут реализоваться на практике.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть... | Молодой ученый

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, подрастающее поколение, формирование, организованная система обучения, заслуженный деятель науки России, школьное обучение, правовое образование, правовая культура, образовательная...

Похожие статьи

Формирование правового сознания подростков в процессе...

Правовое обучение и воспитание подростков является важным условием для организации профилактики правонарушений. В подростковом возрасте закладываются все основные взгляды и понятия, начинает формироваться мировоззрение.

Правовая культура населения | Статья в журнале...

После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики.

Профессиональная правовая культура - состояние правовой...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовая культура личности, правовая культура общества, социальная группа, правовая система, знание, общество, профессионально-правовая культура, высокий уровень, качественное состояние.

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность...

Правовая культура обучающихся как средство профилактики их...

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение правовых требований, формирование правовых убеждений, выработку навыков правомерного поведения.

Отношение к правовой культуре обучающейся молодежи

Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся из усвоенных правовых знаний и создания таких условий, при которых они могут реализоваться на практике.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть... | Молодой ученый

Итак, правовое воспитание — это деятельность соответствующих субъектов, направленная на формирование высокого правосознания и правовой культуры личности, осуществляемая разнообразными средствами и методами, выраженная в разных формах.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, подрастающее поколение, формирование, организованная система обучения, заслуженный деятель науки России, школьное обучение, правовое образование, правовая культура, образовательная...

Задать вопрос