Библиографическое описание:

Нарзикулова Д. Х. Некоторые особенности педагогических конфликтов (на примере общеобразовательных школ Узбекистана) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 983-985.

В статье рассматриваются некоторые особенности воспитания культуры разрешения конфликтов в узбекских школах, типы педагогических конфликтов, некоторые аспекты актуальности рассматриваемой проблематики, роль и место национальных традиций, в том числе устного народного творчества в процессах разрешения конфликтов, противоречия между национальной традицией в понимании конфликтов и современного понятия конфликт.

This article discusses about some features of promoting a culture of conflict resolution in the Uzbek schools, types of pedagogical conflicts, some aspects of relevance of issues and role of national traditions, including folklore in the process of conflict resolution, contradictions between national tradition in understanding conflict and the modern content of conflict.

Школа является социально-образовательным центром, в котором происходит активное взаимодействие различных интересов людей, или групп людей (учитель-ученик, учитель-родители, учитель-руководство, ученик-ученик, и т. д.). Столкновение этих интересов рождает конфликты, связанные с процессом образования. Конфликты, основанные на столкновении педагогических интересов различных сторон процесса обучения называются педагогическими конфликтами. В. И. Андреев определяет конфликтную ситуацию как ситуацию «скрытого или открытого противоборства двух или нескольких сторон-участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы разрешения проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников». [1] В настоящее время в узбекских школах наблюдается резкая трансформация развития детства. Напряженная социальная, политическая, экономическая, демографическая, экологическая ситуация прошлых десятилетий обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности в детском возрасте. Среди этих негативных тенденций можно перечислить прогрессирующую отчужденность детей, которое является результатом социально-экономическом положении семей, возрастание жестокости среди детей и подростков, их агрессивности, потенциальной конфликтности.

Педагогические конфликты это неотъемлемая часть жизнидеятельности общеобразовательных школ. Школа не может существовать вне педагогических конфликтов. Таким образом, различие в оценке и понимании тех или иных событий в педагогическом процессе рождают педагогические конфликты. Ни один педагогический коллектив, ни одна школа, ни один педагог не может с полной уверенностью утверждать, что кто-либо, или сам процесс защищен от конфликтов на почве столкновения образовательных интересов сторон. Поэтому для каждого педагога становится важным знать основы разрешения конфликтов.

Учитель, который является организатором всех образовательных действий внутри процесса обучения должен быть вооружен знаниями, навыками и способами разрешения конфликтов, чтобы успешно предупреждать и решать возникающие конфликтные ситуации. Разрешение конфликтов необходимо воспринимать как дисциплину, изучающую психо-эмоциональные закономерности взаимодействия людей в конфликтной ситуации. В разрешении конфликтов важную роль занимает конкретно человек, с его культурой, разумом, мышлением, сознанием, моралью, эстетикой, поведением, рациональностью, ответственностью и т. д. Следовательно, актуальность изучения разрешения конфликтов включает в себя вопросы чему, каким образом, в каком качестве, и в каком объеме нужно обучать, каким образом нужно формировать основы конфликтологии у всех участников педагогического противостояния, чтобы подготовить их к правильным, рациональным, безущербным для себя, и для окружающих взаимоотношениям. Ясно одно, что воспитание культуры разрешения педагогических конфликтов и формирование культуры толерантного отношения к участникам конфликта является сложным, многогранным, многоаспектным учебно-воспитательным процессом. Это, прежде всего преодоление исходной пассивности, или чрезмерной агрессивности человека в отношении психо-эмоционального состояния других людей и их проблем, это неумение полноценно познать психо-эмоциональное состояние другого человека, это, в большинстве случаев, проявление личностного эгоизма, который основывается на защите только собственных интересов. Очевидно, что всех участников педагогического процесса необходимо готовить к разрешению конфликтов. Сегодня актуальны вопросы о роли, задачах, функциях, ответственности, психо-эмоционального настроя, вообще отношения учителя к разрешению педагогических конфликтов в школьном образовании. Также необходимо изучать особенности педагогических конфликтов в школе, знание которых помогает учителям правильно определить свои действия в конкретных конфликтных ситуациях.

В Узбекистане вопросы профессиональной подготовки педагогов по разрешению конфликтов начали ставить относительно недавно. Это не означает, что раньше в школах не было конфликтов. Конфликты были, но их решали исходя из жизненного опыта тех, кто был вовлечен в конкретный конфликт. Но не было упорядоченных, научно обоснованных и систематизированных знаний о сущности педагогических конфликтов, не было рекомендаций для учителей, позволяющий избежать, спрогнозировать или решить тот или иной конфликт. Не было юридически обоснованной защиты учителя, так и других сторон конфликта в подобных ситуациях. Сегодня к проблеме педагогических конфликтов начали относится более научно и профессионально. Поэтому вот уже десять с лишним лет курс «Разрешение педагогических конфликтов» внесен в учебную программу всех педагогических университетов, институтов и педагогических колледжей страны. За основу было взят опыт зарубежных западных учебных программ. Но к сожалению, до сих пор нет учебника или пособия на узбекском языке, который бы отражал все аспекты проблемы. Издана единственная книга на узбекском языке, которая в определенной мере рассматривает вопросы подготовки молодежи к конфликтным жизненным ситуациям. [2]. Существующую проблему частично можно решить через перевод с русского, и других западных языков, использующихся там учебников, пособий и книг. [3] Но, с другой стороны, рассмотренные там педагогические проблемы в основном отражают свою действительность, свои реалии, которые порой не совпадают, или противоречат узбекской школе и национальным ценностям. Поэтому, актуальным остается вопрос создания и издания самобытных учебников и учебных пособий, которые бы учитывали все ракурсы национальной самобытности и своеобразия.

В учебных заведениях не созданы необходимые для процесса разрешения конфликтов Центры, в которых профессиональные специалисты могли бы помочь сторонам достичь взаимопонимания. Отстает от требуемого и научно-практическое осмысление педагогических конфликтов на основе реальной жизненной ситуации в школах, отсталость наблюдается и в вопросе выработки необходимых практических рекомендаций. Сегодня существенно меняются социально-политические условия функционирования школы, и соответственно меняются содержание, характер и проблематика педагогических конфликтов. Соответственно, чтобы понять конфликты, касающиеся современного процесса образования, нужно всесторонне осмыслить данный процесс, и выработать необходимые для данного конкретного периода рекомендации, направляющие взаимодействующие стороны на созидательное русло, и обеспечивающие безопасность от возможных конфликтных ситуаций. Поэтому очень актуально сегодня изучать деятельность школ в русле разрещения существующих педагогических конфликтов, так как на сегодня в школе не существуют конкретных, ясных, оптимальных, рациональных, научно-обоснованных решений проблем, возникающих при конфликтах, и рекомендаций по восстановлению разрушенных взаимоотношений.

Известно, что у каждого народа есть свои методы разрешения конфликтов, которые веками оттачивались и формировались. Они нашли своё отражение в кладези мудрости народа, в пословицах, поговорках, юморе, сказках и загадках, афоризмах, крылатых словах. Наследство устного народного творчества имеет большое значение при воспитании культуры разрешения конфликтов. Фольклор отражает в себе всю многогранность взаимоотношений между людьми, и поэтому там можно найти много рационального, убедительного, которое способствует переосмыслению и выходу их конфликтных ситуаций. Много поучительного, мудрого и интересного заключено в народном творчестве. Например, о ситуации, когда люди не смотря ни на что оказываются вместе — «Тоғ тоғ билан қовушмас, одам одам билан қовушар”, русский аналог звучит как “Гора с горой не сходится, а человек с человеком сходятся”. [4] Данная узбекская пословица продвигает идею о том, что люди должны быть вместе, что человек это — общественное существо, без общества нет и человека. Поэтому, нельзя игнорировать само существование других людей, так и их помыслов, взглядов, суждений и ценностей. Нужно быть внимательным к ним. Народная мудрость учит, что только научившись ценить других людей, человек способен достичь совершенства.

Или другой пример, о том, что для каждого человека ценны и близки именно его чувства, его переживания, его боль, и именно его жизнь. Узбеки говорят: “Азага борган хотин ўз дардини айтиб йиғлайди”, буквальный перевод звучит как: “На чужих поминках женщина плачит о своем горе”. В русском аналоге есть похожие пословицы: “Каждому своя болезнь тяжка. Всякому своя слеза солона”. Поэтому в разрешении конфликтов требуется, осмысление своих переживаний, и соответственно внимание в чужим переживаниям и чувствам. Не поняв другого нельзя выйти из конфликтной ситуации.

О нецелесообразности выискивания грехов других в народе говорят: “Аввал ўз айбингни бил, кейин бошқадан кул”, что в русском переводе означает: “Сперва в своих грехах покайся, а после над чужими потешайся». Или другой похожий пример: “Аввал ўзингга боқ, кейин ноғора қоқ”? что в переводе означает: «Сначала смотри на себя, потом труби о других». В русской аналогии есть пословицы — «Не смейся чужой беде, своя на гряде», или «Не смейся, братец, над чужой сестрицей, своя в девицах».

О взвешенном и вдумчивом отношении к другим людям в различных ситуациях говорится и в следующей пословице: «Аввал ўйла, кейин сўйла», что в переводе означает: «Прежде чем сказать, подумай!». Об этом есть двустишие великого узбекского поэта Алишера Навои, поэт говорит:

Пока не вызрели слова, сказать их не спеши,

И слову сразу не вверяй всех тайн своей души.

О некоторых не стоящих внимания противоречиях в пословицах утверждается следующее: «Арзимайди ҳалваси, куйдиради даҳмазаси», т. е., «Не стоит возиться, не оберешься хлопот». Это о том, что бывают дела, не стоящие ваших хлопот, но шума от них бывает много. Поэтому рекомендуется на них не обращать внимания и не тратить сил на их разрешение.

В то же время, если сравнивать современное содержание разрешения конфликтов и традиционное национальное понимание конфликтов, между ними можно найти некоторые несоответствия, или же исключение традиционных правил. Например, в узбекской народной пословице утверждается «Қозонга яқин юрма, қораси юқади”, т. е. “Не приближайся к казану, испачкаешься». Узбеки с детства учат детей, не вмешиваться в конфликты, избегать их, так как в народе конфликты расцениваются как нечто неприглядное, противоречивое, отрицательное явление. Поэтому обучают их избегать. Но конфликты это неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогают выявить скрытые проблемы. Поэтому, в теории конфликтологии учат, что в каждом конфликте есть как разрушительное начало, так и созидательное начало. Конфликты могут выполнять позитивную и негативную функцию. Они могут нести деструктивные разрушения, или привести к образованию новой системы, новых взаимоотношений, более близких, более рациональных. Конфликт может а) нарушать порядок, б) поддерживать порядок, или в) устанавливать новый порядок. Конфликт может служить фактором как разъединения, так и объединения, групповой солидарности. В конфликтологии конфликт не есть нечто исключительное. Конфликт — это прежде всего способ, путь преодоления возникших противоречий, способ взаимодействия сложных систем, в который входит и педагогический процесс. В конфликтологии утверждают, что конфликта не нужно бояться, а необходимо знать, как им управлять. Управление конфликтами означает их прогнозирование, предупреждение, направление в созидательное русло, их разрешение. Поэтому необходимо вооружаться знаниями, навыками разрешения конфликтов.

Следовательно, изучение некоторых аспектов внедрения основ конфликтологии в процесс подготовки педагогических кадров, исследование особенностей педагогических конфликтов в узбекской школе показывают свою актуальность, а также и своеобразие и необходимость выработки определенных рекомендаций для учителей в прогнозировании, предупреждении и разрешении педагогических конфликтов в школе.

Литература:

1.      Андреев В. И. Конфликтология: искусство ведения спора. Ведение переговоров и разрешения конфликтов. — Казань, 1999. — С. 82.

2.      Тўйчиева Г. У. Ёшлар ва конфликтлар: конфликтлар ечимига ўрганиш. (Молодежь и конфликты: обучение разрешению конфликтов) -Тошкент: 2008. — 128 c.

3.      Нижегородцева Н. В. Педагогическая конфликтология как область конфликтологических исследований. / Конфликтология: хрестоматия / сост. Н. И. Леонов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. — 568 с.; Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, — 144 и т. д.

4.      Абдурахимов М. Узбекско-русский словарь афоризмов. Изд-во “Ўқитувчи”. Ташкент — 1976. — 216 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle