Библиографическое описание:

Багаева С. А. Участие Казахстана в международной борьбе с терроризмом // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 621-624.

Данная статья посвящена, одной из основных и наиболее опасных проблем, международному терроризму, и участие РК в международной борьбе с ним.

Ключевые слова: Глобальная проблема, международный терроризм, борьба, человеческие жертвы.

This article is devoted to one of the main and most dangerous problems of international terrorism and the participation of Kazakhstan in the international fight against it.

Key words: Global problem, international terrorism, fight, human casualties.

Актуальность выбранной темы продиктована нашей современной действительностью. Среди самых печальных и трагических событий, переживаемых человечеством в современный исторический период, по мнению М. И. Лазарева, вызывают вопросы, связанные с интересами всего мирового сообщества [1, с. 21]. Соглашаясь с мнением ученного М. И. Лазарева, В. Н. Лукин, отметил, что «основной угрозой для человечества XXI века стала проблема терроризма и с приобретением международного характера терроризм стал опасным для общества в мировом масштабе» [2, с. 11]. Поддерживая мнение ученных М. И. Лазарева и В. Н. Лукина, в своей работе «Государственный терроризм — угроза международной безопасности» Н. Б. Крылов отмечает, что «волна терроризма, преодолевая все мыслимые национальные, географические, этнические и религиозные преграды, опираясь на технологические возможности глобализирующегося мира, коренным образом изменила материальный и духовный мир человечества» [3, с. 54].

Говоря о самом понятии «терроризм», как отмечает Б. М. Хакимов, «то в научном сообществе нет единого толкования термина «терроризм» и не существует единого подхода к пониманию такого явления» [4, с. 21].

По мнению члена президиума Академии парламентского корпуса РФ, автора многих аналитических статей, С. Е. Шилова ««террор и терроризм»- это историко — правовое явление, историко — правовой институт» [5, с. 85]. Марта Креншо, профессор Весеянского университета США считает, что «наиболее подходящим определением отвечающим требованиям реальной действительности является следующее определение, терроризм — это преступное деяние, состоящее в применении насилия или в угрозе насилием в отношении отдельных лиц либо группы лиц, сопровождающее устрашением насилия и преднамеренным созданием обстановки страха, подавленности, напряженности с целью оказания воздействия на принятие решений, выгодных для террористов и отличающееся повышенной общественной опасностью и публичным характером его совершения» [6, с. 74]. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, предлагает самое общее из определений терроризма: терроризм — это «политика и практика террора», под которым в свою очередь мыслится «устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии вплоть до уничтожения» или, во втором значении, «жестокое запугивание насилие» [7, с. 22], а словарь по правам человека Шмида и Лонгмана определяет понятие следующим образом, «терроризм — это подающее повод для сильного беспокойства неоднократное насильственное действие, которое осуществляется лицом, находящимся на нелегальном (или полулегальном) положении, группой или лицами, действующими от имени государства по политическим, уголовным причинам или по причине неприятия окружающего мира» [8, с. 78].

Таким образом, не смотря на широкое использование термина «терроризм» как считает Р. Б. Абсаттаров, «до настоящего момента, не существует общепринятого определения и анализ ряда работ таких отечественных учёных как Н. А. Абуева, Л. А. Байгельдинов, А. М. Джунусов, А. Ш. Ишмухамедов, Р. К. Кадыржанов, А. Н. Нысанбаев, Д. Н. Назарбаева, С. З. Нарматов, Г. Р. Нурымбетова, Т. С. Садыков, М. Б. Сарсенбаев, Т. С. Татимов, Г. Аушарип, М. С. Ашимбаев, К. И. Байзаков, А. К. Бакаев, М. Галимов, Р. Т. Завотпаев, Ж. У. Ибрашев, С. С. Казекеева, Л. Р. Каратаева, М. Муханов, свидетельствует о том, что общим практически для всех исследователей при разработке определения понятия терроризма является стремление более четко разграничить понятия «террор» (насилие сильных над слабыми (государства над оппозицией)), «терроризм» (применение насилия и устрашения слабыми (оппозицией) по отношению к сильному (государству)), «террористический акт». При этом среди ученых нет единого мнения по вопросу уголовно — правового определения понятия терроризма» [9, с. 37]. Так же Р. Б. Абсаттаров, обращает наше внимание на ученных ближнего зарубежья, а именно на узбекских и кыргызских ученных, среди которых по его мнению «следует отметить труды С. К. Абдрахманова, К. З. Алимова, Н. Вавилова, К. И. Джаянбаева, С. Р. Кахарова, А. Р. Рахманова, Т. И. Сайфутдинова, К. М. Осмонолиева, чьи работы посвящены «совершенствованию теории и практики борьбы с международным терроризмом в различных ее проявлениях», которые полагают, что более плодотворно не искать универсальное определение терроризма, а следует ограничиться лишь некоторыми его признаками, а по мнению российских ученных таких как, Ю. И. Авдеева, Ю. М. Антоняна, И. И. Артамонова, Н. С. Бегловой, И. П. Блищенко, В. В. Витюка, И. И. Карпеца, В. И. Карповой, М. В. Коротковой, О. А. Колобова, Д. Б. Левина, В. В. Лунеева, Л. Н. Моджоряна, М. А. Саркисяна, Н. Д. Эриашвили, которые считают полезно было бы попытаться дать рабочее определение терроризма на правовом уровне» [10, с. 32]. В свою очередь ученный М. Б. Кудайбергенов солидарен с мнениями ученных, отдавая большее предпочтения мнениям российских ученных, на ряду с этим, он высказывает свою научную точку зрения, по данному дискуссионному вопросу отсылая и обращая наше внимание на работу «Терроризм глазами историка» автором которого является российский ученый, историк, доктор исторических наук, профессор О. В. Будницкий, который отмечает, что «конец XX и начало XXI в. характеризуется небывалым всплеском террористических актов, прокатившихся по многим странам почти всех континентов Земли. В результате этих чудовищных актов погибли тысячи ни в чем не повинных людей, уничтожены значительные материальные ценности» основываясь на работе О. В. Будницкого, М. Б. М.Б. Кудайбергенов, считает, что «целесообразно попытаться объединившимися усилиями дать определение термину «международный терроризм»», так как, по его мнению, и, по мнению М. И. Лазарева «терроризм с момента приобретения международного характера стал опасным для общества в мировом масштабе, превратившийся не только в широко распространенный феномен социально — политических отношений в основных регионах мира, но и приобрел социальную устойчивость, не смотря на активные усилия, предпринимаемые как в рамках отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества по его ликвидации и искоренению» [11, с. 104].

Таким образом, соглашаясь с мнением С. Олимова «терроризм», «международный терроризм» — это сложное, многоаспектное и крайне негативное социально — политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.

Международный терроризм сегодня одинакова, актуален для всего мира, как для стран Запада, так и для стран Востока, который представляет особую угрозу национальной экономике государств мира, особенно для стран транзитного характера, которым относится и Республика Казахстан, при этом также следует учесть особенности геополитического положения Казахстана — его близость к Афганистану, Синьцзян — Уйгурскому автономному округу, Северному Кавказу и Кашмиру. Кроме того, Республика Казахстан является государством на перекрестке «Европа — Азия» и невольно может стать участником транзита человеческих, материально — технических и финансовых ресурсов, обеспечивающих функционирование международного терроризма [12, с. 74]. Во избежание таких событий, и не благоприятных, плачевных результатов Казахстан на различных уровнях проводят мероприятия, направленные на недопущение образования террористических актов.

Борьба с терроризмом с точки зрения С. М. Акимбекова, является «одним из приоритетных направлений Казахстана в обеспечение национальной безопасности страны» [13, с. 12].

Казахстан, принимает активные участие в деятельности борьбы с терроризмом с того момента как провозгласил себя 16 декабря 1991 году независимым и суверенным государством, особое внимание уделяя нормативно — правовой базе, РК приняло ряд многочисленных законов и подзаконных актов. Как независимое новое государство 30 августа 1995 году на всенародном референдуме был принят основной закон Конституция РК обладающей высшей юридической силой, на основе Конституции РК от 30 августа 1995 года, 13 июля 1999 году издается закон «О борьбе с терроризмом» и определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Казахстане.

Сегодня, правовое регулирование борьбы с терроризмом в Казахстане основывается на Конституции от 30.08.1995, Законе «о борьбе с терроризмом» от 13.07.1999 г., Уголовным кодексом от 16.07.1997 г., и иных НПА, также международных договорах, ратифицированных РК имеющий приоритет перед ее законами.

Казахстан являясь важной страной в Центральной Азии и принимая активное участие в деятельности борьбы с терроризмом, уважает, соблюдает нормы и принципы международного права, так в Конституции РК от 30 августа 1995 г в статье 8 сказано, что РК уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, и отказывается от применение первой вооруженной силы.

Казахстан считает, что международное сотрудничество в борьбе с терроризмом должно осуществляться в полном соответствии с нормами международного права, а также поддерживает дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом. РК укрепляется международное сотрудничество по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом. Казахстан является членом ряда региональных антитеррористических структур, таких как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ [14, с. 87].

Казахстан присоединился ко всем тринадцати международным универсальным конвенциям о борьбе с терроризмом.

1.                  Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., дата присоединения — 1994 г.);

2.                  Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г., усовершенствованна 24 февраля 1988 г., дата присоединения — 1994 г.);

3.                  Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г., дата присоединения — 1994 г.); Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14 сентября 1963 г., дата присоединения — 1994 г.);

4.                  Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1 марта 1991 г., дата присоединения — 1994 г.);

5.                  Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г., дата присоединения — 1996 г.);

6.                  Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г., дата присоединения — 1996 г.);

7.                  Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 12 января 1998 года, дата присоединения — 2002 г.);

8.                  Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г., дата присоединения — 2002 г.);

9.                  Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988 года, дата присоединения — 2003 г.);

10.              Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988 года, дата присоединения — 2003 г.);

11.              Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980 г., дата присоединения — 2004 г.);

12.              Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 14 сентября 2005 г., дата присоединения — 2005 г.).

Данные многосторонние соглашения являются непосредственными правовыми актами, регулирующими борьбу именно с международной формой терроризма. Эти международно-правовые акты не применяются в случае, если терроризм совершен в пределах и в нарушение интересов одного государства и не порождает международных отношений. Присоединение к конвенциям требует пересмотра законодательства, поэтому процесс присоединения к международным конвенциям осуществляется постепенно, но все, же более быстрыми темпами, чем в других постсоветских государствах [15, с. 74]. Особое внимание по мнению А. Б. Токсанбаева «необходимо обратить внимание на то, что, присоединившись к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в законодательстве Казахстана необходимо учесть нормы об ответственности за финансирование терроризма». И как отмечает, А. Б. Токсанбаев, «не все государства — участники СНГ присоединились к международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г., имеющей важное значение для пресечение финансирования террористических объединений» [16, с 14].

С точки зрения А. Арыстанбековой, на уровне региональных соглашений Республики Казахстан создан наиболее эффективный потенциал в сфере борьбы с международным терроризмом. Наиболее тесно Казахстан сотрудничает в области борьбы с терроризмом со странами СНГ, основу которого составляет Договор о сотрудничестве в борьбе с терроризмом между государствами — членами СНГ от 4 июня 1999 года [17, с. 54]. Как утверждается О. Молдалиевым, отдельные государства Содружества, до сих пор не ратифицировали международные договоры, в том числе Договор о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. [18, с. 32].

РК принимает активные участие в международных организациях. Развитию внешнеполитической деятельности Республики Казахстан на международном уровне в рамках международных организаций было положено начало еще в 1992 году, при вступлении Казахстана в ООН. РК являясь государством — членом организации неукоснительно выполняет требования Резолюции СБ ООН и ежегодно представляет Национальный доклад о проделанной работе в Контртеррористический Комитет ООН. Поддержано создание и принято активное участие в деятельности Международной контртеррористической коалиции.

Как отмечает А. Б. Турекулов, «Казахстан с самого начала поддержал новый регионализм и явился одним из соавторов Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о совершенствовании сотрудничества между ООН и региональными организациями в области поддержания международного мира и безопасности» [19, с. 84].

РК также активно участвует в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола, хотя статья 3 Устава Интерпола ограничивает деятельность национальных центральных бюро по организации и координации деятельности правоохранительных органов по противодействию международному терроризму. Так в соответствии с Уставом: «Организации строго запрещается предпринимать любое вмешательство или действия политического, военного, религиозного или расового характера» [20, с. 112]. РК на 61-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, состоявшейся 4 ноября 1992 года в Дакаре (Сенегал), была принята в члены Международной организации уголовной полиции — Интерпола.

Таким образом, борьба с международным терроризмом в Республике Казахстан является одним из приоритетных направлений Казахстана в обеспечении национальной безопасности страны. Казахстан решительно осуждает терроризм во всех его формах и проявлениях и выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этим явлением. В заключении также хотелось бы отметить что борьба против терроризма сложна и специфична, для его преодоления требуется принятие системных усилий многих государств. Здесь необходимы тончайшие аналитические средства, разработка эффективных методов идеологического противостояния, сплочение общества на основе значимых национальных и общечеловеческих ценностей.

Литература:

1.         Лазарев М. И. Международный терроризм: критерии преступности// Ежегодник советской ассоциации политических наук. — М.,1983.- 547с.

2.         Лукин В. Н. Терроризм и проблемы безопасности в современном мире// CREDO NEW: террористический журнал. — 2004г. — № 3.-142с.

3.         Крылов Н. Б., Решитов Ю. А. Государственный терроризм — угроза международной безопасности.// Советское государство и право, 1987.-№ 2.- 384 с.

4.         Хакимов Б. М. Коллективная безопасность СНГ.// «Международная жизнь», 2001г.- 342 с.

5.         Короткова М. В. Международно — правовые аспекты регионального сотрудничества в борьбе с терроризмом. Афтореферат кандидат юридических наук. — М.,2003.- 54 с.

6.         Mahncke, V., Monar,J. Rees, W. The European Union and Internal Security: Guardian of the People? — Houndmills: Palgrave Macmillan,2003- 374 p.

7.         Толковый словарь Ожегова.

8.         Алберт Дж. Лонгман, Алекс П. Шмидт «Словарь по правам человека»

9.         Абсаттаров Р. Б. Национальные процессы: особенности и проблемы.- Алматы, 1995. — 245 с.

10.     Шалабаев Ж. А. Феномен экстремизма и терроризма в современных условиях и политико — идеологические аспекты обеспечения национальной безопасности.= Караганда, 2007. — 232 с.

11.     Кудайбергенов М. Б. Международная уголовная отвественность физических лиц.- Алматы: Юридическая литература., 2000.- с.429

12.     Кинесенов У. Безопасность Центральной Азии: глобальные, региональные и национальные проблемы. — Алматы: Кайнар, 1998.-280 с.

13.     Акимбеков С. М., Ислам и проблемы безопасности Центральной Азии// Казахстан — Спектр, — 2002.- № 3 (21).- 206 с.

14.     Бакаев А. К. Терроризм как геополитический вызов международной безопасности. Проблемы борьбы с терроризмом в современных условиях (материалы международной научно — практической конференции). — Алматы:АГУ им. Абая, 2003.- 198 с.

15.     Аушарип Г. Правовые проблемы участия Казахстана в межгосударственном сотрудничестве по борьбе с международным терроризмом. Афтореф. Канд.юрид. наук. — Алматы, 2006. — 77 с.

16.     Токсанбаев А. Б. Понятие организованной преступности. Национальное Центральное Бюро Интерпола РК в борьбе с организованной преступностью// Фемида.- 2002.-№ 8.- 547 с.

17.     Арыстанбекова А. Казахстан в ООН: история и перспективы. — Алматы: Дайн- Пресс, 2004.- 397 с.

18.     Молдагалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии.- Бишкек: ФФЭ, 2001.-141 с.

19.     Турекуло А. Б. Международно — правовые средства борьбы против терроризма в странах Центральной Азии. Дисс.канд.юрид.наук. — Алматы,2007.- 98 с.

20.     Байдельдинов Л. А. Казахстан как политическая реальность. — Алматы,2000.- 169 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle