Библиографическое описание:

Шарипов А. К., Сериккызы К., Абдрахманова М. Диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на региональном уровне // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 595-598.

В статье рассмотрены основные механизмы и проблемы управления агропромышленногокомплекса и разработана концепция оптимального управления экономикой,а также диагностика финансовой устойчивости агропромышленного комплекса на уровне региона. Разработанная концепция совершенствует реализацию механизма управления экономикой агропромышленного комплекса и повышает эффективность агропромышленного производства страны.

Ключевые слова:агропромышленный комплекс, финансовая устойчивость, оптимизация, механизм управления, эффективность, интеграция.

Постановка проблемы. Срыночной трансформацией аграрного сектора происходят глубокие изменения хозяйственного механизма, возрастание в нем роли экономических интересов всех субъектов рыночных отношений. В этой связи, в реформировании агропромышленного комплекса страны важная роль принадлежит государственному регулированию развития сельского хозяйства с целью достижения финансовой устойчивости и оказания поддержки производителя сельскохозяйственной продукции, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Необходимость совершенствования управления агропромышленным комплексом регионадиктуется тем, что государства должно нести ответственность перед своими гражданами за нормальные условия для созидания жизни, то есть обеспечивать народ продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами. Недостаточные финансовые и материальные ресурсы, слабая мотивация труда, низкий технический уровень, нарушение межотраслевых связей, социальная отсталость — это показатель низкого уровня государственной поддержки. В регионах необходимо обусловливать и улучшать государственную поддержку [2].

В производстве основного аграрного сырья и некоторых других продовольственных продуктов Казахстан входит в число 25 стран мира, а также в первую десятку сельскохозяйственных угодий, посевам зерновых культур и кортофеля. Эксперты предполагают, что ресурсы в стране позволяют производить в три раза болше, чем употребляет ее население.

За время реформ 1991 года из оборота было выведено 14,0 млн га пашни и более 100 млн га пастбищ, что привело к развалу многих товарных хозяйств, сокращению поголовью скота и выезда людей из страны и села.

Поголовье крупного рогатого скота уменшилось в 1,7 раза, лошадей в 1,3, овец и коз в 2,3 и птицы в 2,1 раза. В два раза меньше стало производиться мяса.

2010 году сократилось производство зерна и мяса в 1,8 раза, молока в 1,1, яйца в 1,4, шерсти в 3,1 раза по отношению к 1990 году.

Актуальностьданного исследования связана с тем, что во многих регионах система управления агропромышленного комплекса развита в недостаточной степени, отсутствуют адекватные рыночные отношения между организационными структурами, способные аккумулировать финансовые, трудовые и материальные ресурсы.

Механизмы государственного и рыночного управления аграрных отношений обеспечивает и практикует сельскохозяйственным организациям выбор любой формы, таких как: организационные производства собственности, самостоятельно заниматься предпринимательскoй деятельности, свободно вести хозяиствования и распоряжения сельскохозяйственной продукцией и свободно реализоватьполученные доходы. В условиях общего кризиса в стране государственое регулированиеаграрных отношений способствовали глубоким преобразованиям экономического, правового и социального характера.

Все отмеченное в совокупности составляет объективную необходимость научных исследований по разработкеоптимального механизма регионального управления экономикой агропромышленного комплекса и диагностики финансовой неустоичивости.

Анализ последних исследований и публикаций. Государственный механизм управленияэкономикой АПК за годы перехода к рыночным отношениям находится в постоянном поиске. По этой тематике немало научно-исследовательских работ, особенно по теории и практике государственного управления экономикой агропромышленного комплекса в переходный период к рынку. Проблема государственного регулирования развития сельского хозяйства не нова для мировой и отечественной науки. Достаточно вспомнить такие имена как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, В. Варга и др.

Рынок не может возникнуть сам по себе, он создается государством на организационно-правовой основе, которая является важнейшим элементом его функционирования. Подтверждение данного тезиса имеется у Д. Стиглица: «...я убежден, что, несмотря на то, что в центре успехов нашей экономики находится рыночный механизм, рынки далеко не всегда бесперебойно организуются сами по себе, и поэтому они не могут решить все проблемы, и всегда будут нуждаться в государстве, как в важнейшем партнере» [5,328–375с.].

Понятие о рыночной экономике как либеральном укладе экономики не является абсолютным. «Либерализм более резко высветил характер рыночного хозяйства как высокоразвитой формы анонимного обмена товарами и услугами», — указывает Л.Эрхард [6,115с.].

Свою точку зрения по проблемам развития рынка и его основным целям представляет Д. Сорос: «…сама структура не позволяет решать справедливо вопросы распределения, она принимает существенное распределение богатства за должное. Рынок никогда не отражали не будет отражать интересы общества. Цель корпорации состоит не в том, чтобы обеспечить занятость населения, она нанимает людей по возможности меньше и дешевле, единственно для того, чтобы получить прибыль» [4,48с.]. Это высказывание становится дополнительным аргументом в пользу вмешательства государства в экономику с тем, чтобы получаемые доходы справедливо распределялись между членами, задействованными в производственном процессе. Как показывает мировой опыт, наиболее действенной формой государственной поддержки является разработка и реализация целевых программ. Важность разработки и реализации программ для достижения поставленных целей отмечена П. Самуэльсоном: «Именно государственные программы помогли США сохранить передовые позиции в области науки и технологий» [3,54с.].

Вопросы повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса в экономической теории были и остаются приоритетными в научных разработках и практической реализации.

Достаточно много внимания данной проблеме уделялись в трудах российских ученых экономистов — И. П. Дугина, Л. И. Макарец, В. М. Баутина, Ф. К. Шакирова, Г. В. Савицкой, Н. Я. Коваленко, И. А. Минаковой, А. В. Шпилько, и других.

Значительный вклад в изучение этих проблем в аграрном секторе экономики внесли такие казахстанские исследователи, как Г. А. Калиев, Т. И. Есполов, Р. Ю. Куватов, Ж. Ж. Сулейменов, Ж. С. Сундетов, Б.Г Жунусов, К. Р. Нурмаганбетов, К. К. Абуов, Ж. Б. Балапанов, В.В., К. М. Бельгибаев, Х. В. Жарекешев, Ш. Имангажин, Д. А. Калдияров, А. К. Шарипов и другие.

Роль государства при переходе на рыночные отношения очень хорошо характеризует академик РКГ. Калиев: «Применяющиеся сейчас в Казахстане принципы А. Смита о том, что «незримая рука рынка» все поставит на свои места, давно уже нашла свое место на свалке экономической истории» [1,331с.].

Целью исследованияявляется исследование классических методов государственного механизма регулирования экономики агропромышленного комплекса. Разработка оптимального механизма управления агропромышленного комплекса (АПК) на региональном уровне, совершенствование путей эффективного внедрения инновационных и инвестиционных решений в целях повышения финансовой устойчивости АПК.

Указанная цель конкретизируется в следующих основных задачах:

1.                  Исследование структуры государственного и рыночного механизма управления экономикой АПК в условиях индустриально-инновационного развития страны;

2.                  Исследование потенциала использования механизмов интеграции, развития рыночной инфраструктуры АПК;

3.                  Совершенствование оптимальных механизмов эффективного государственного и рыночного управления экономикой агропромышленного комплекса регионов.

Основные результаты исследования.

Теория и мировая практика государственного регулирования развития сельского хозяйства показывают, что с рыночной трансформацией аграрного сектора происходят глубокие изменения хозяйственного механизма, возрастание в нем роли экономических интересов всех субъектов рыночных отношений. Поэтому в реформировании сельского хозяйства важная роль принадлежит государственному регулированию развития сельского хозяйства с целью оказания поддержки производителям сельскохозяйственной продукции, обеспечения достаточного количества продуктов продовольствия для жителей республики, обеспечении финансовой устойчивости АПК.

Необходимость государственного регулирования сельского хозяйства вызвана следующими причинами:

-          объективной зависимостью сельскохозяйственного пройзводства от природно-климатических условий, влияющих на рискованный характер пройзводства;

-          стремлением государства стимулирования достижения продовольственного самообеспечения и продовольственной безопасности страны;

-          поддержкой доходов сельских товаропроизводителей, поставляющих на рынок продукцию, пользующуюся всеобщим и постоянным спросом, однако не возмещающую в достаточной мере затраты товаропроизводителей;

-          формированием паритетных отношений между сельским хозяйством и промышленностью, входящих в сложную структуру АПК.

Взаимодействие экономики и окружающей среды, достижение экологической безопасности в сельских территориях предполагает проведение социально-экономических реформ в аграрном секторе.

На темпы экономического роста, состояние природной среды, уровень жизни населения повлиял переходный процесс к рыночной экономике. Низкой эффективность пользования земельно-водных ресурсов, природопользования и охраны окружающей среды привело к отсутствию реализации реальных стимулов земле- и водопользования.

Каждый год выводятся из хозяйственного оборота десятки тысяч сельскохозяйственных угодий и, пержде всего, орошаемых земель.

Все больше снижается плодородие почвы, загрязняется окружающая среда, десятки тысяч гектаров орошаемой земли выводятся из хозйяственного оборота и тем самым снижения финансовой устойчивости АПК.

Жизненно важным этапом социально-экономического роста является переход к индустриально-инновационному развитию, основанной на отказе от природоразрушающей техногенной парадигмы и переходе к стратегии экологически устойчивому и экономически сбалансированному развитию.

Загрязнение экологии, природные катаклизмы влияют на индустриально-инновационное развитие страны, а также на финансовую неустойчивость хозяйственных субъектов.

Все это приводит к обострению экологической ситуации, становится препятствием на пути устойчивого индустриально-инновационного развития страны, ведет к ограничениям в размещении производства и инфраструктуры, потере конкурентноспособности национальной экономики, усилению негативного влияния экологического фактора на состояние агроэкосистем, здоровья населения и др.

Практика сельскохозяйственного производства вообще и орошаемого земледелия, в частности характеризуется всевозрастающими темпами вовлечения природных ресурсов, истощением их запасов и ухудшением качества. Одновременно наука о природопользовании природообустройстве характеризуется повышенным интересом к вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Получение максимального экономического эффекта–конечная цель сельскохозяйственного производства вступает в противоречие с условиями сохранения природной среды, т. е. приводит к экологическому дисбалансу или нарушению экологической устойчивости.

Мировой опыт и дальнейшее развитие сельского хозяйства свидетельствуют о необходимости перехода в ближайшее время комплексных мелиораций на новый качественный уровень, при котором будет достигнуто оптимальное сочетание экономически эффективных мероприятий с соблюдением принципов рационального природопользования, при котором сохранится устойчивое экологическое развитие сельского хозяйства.

Природно-антропогенное равновесие, следует поддержать на уровне, позволяющем получать максимальный экономический эффект при устойчивом экологическом развитии сельского хозяйства.

Государственные средства должны направляться на финансирование мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорации земель; субсидированию продукции элитного семеноводства, овощеводства, племенного животноводства и птицеводства; финансированию капитальных вложений в развитие науки и техники; созданию специальных государственных фондов финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей; поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств; компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений; формированию производственной инфраструктуры АПК.

Необходимо шире применять государственные заказы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые призваны обеспечивать эффективность закупок для государственных нужд. Они также являются гарантированной формой сбыта продукции сельских хозяйств, особенно в периоды, когда предложение существенно превышает спрос на сельхозпродукцию.

В условиях вхождения республики в Таможенный союз и во Всемирную торговую организацию необходимо устойчивое развитие отраслей АПК, максимальное производство собственных продуктов питания и, значит, уменьшение зависимости страны от мирового импорта, решение социальной задачи — обеспечение рабочими местами сельского населения. Интеграционные процессы необходимо рассматривать не только как средство развития экономики региона или отдельного предприятия, но и как фактор расширения их производственной и сбытовой базы [9].

Разработка индикативного и финансового планирования решают проблему государственного регулирования развития сельского хозяйства через принятие программного бюджета, которая предусматривает распределение государственных средств на потребности сельского хозяйства [8,94с.].

Кредитная политика должна быть направленана:

-       удешевление процентов по ссудам;

-       возмещение платежей в счет основного долга;

-       выделение льготных кредитных ресурсов;

-       отсрочку налоговой задолженности;

-       создание сельских кредитных товариществ.

Расширить проведение лизинговых операций с участием государства, которая должна выступать как мера государственной поддержки АПК. В нем активное участие должны принимать банки второго уровня, как гаранты предоставляющим в лизинг сельскохозяйственную технику [8].

Важное значение имеет страховые мероприятия в целях страхования урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы, инвестиций в агропромышленное производство. Система страхавания в аграрном секторе стимулируется доловым участием государственного бюджета в расходах сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств по страхованию. Страховые взносы по страхованию урожая, уплаченные за счет собственных средств товаропроизводителей должны возмещаться и относиться к себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Немаловажное значение должны придаваться концентрации и специализации сельского хозяйства, как одного из стержневых факторов обеспечения финансовой устойчивости АПК.

Выводы.

1.    В реформировании сельского хозяйства важная роль принадлежит государственному регулированию развития сельского хозяйства с целью оказания поддержки производителям сельскохозяйственной продукции, обеспечении достаточного количества продуктов продовольствия для жителей республики, обеспечении финансовой устойчивости АПК.

2.    В исследовании определены меры государственной поддержки сельского хозяйства, которые носят регулирующий характер и осуществляются по следующим направлениям:

-          разработка целевых комплексных программ, которые являются важным фактором воздействия государства на развитие научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, поддержание продовольственной безопасности страны.

-          бюджетная и кредитная политика, направленная на регулирование денежно-кредитных ресурсов.

-          государственные заказы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые призваны обеспечивать эффективность закупок для государственных нужд. Они также являются гарантированной формой сбыта продукции сельских хозяйств особенно в периоды, когда предложение существенно превышает спрос на сельхозпродукцию.

-          проведение страховых мероприятий в целях страхования урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы, инвестиций в агропромышленное производство.

3.                  Анализируя ситуацию по государственному регулированию сельского хозяйства республики сделан вывод о том, что впредь необходимо его проведения с учетом обеспечения объема внутреннего производства основных продуктов питания не менее порогового значения.

4.                  Перспективы последущих разработок при решении финансовой устойчивости, а также вопросов государственного регулирования развития АПК предлагается исходить из следующих основных направлении:

-          сочетание экономических и социальных задач, предусматривающих решение не только проблемы развития сельскохозяйственного производства и сферы его обслуживания, но и решение социальных вопросов. В Республике Казахстан наиболее важным является повышение уровня материального обеспечения и принятие мер по повышению занятости в сельском хозяйстве, учитывая наличие здесь относительно высокой безработицы;

-          экономическое стимулирование производства, основанное на пересмотре ценового и финансово-кредитного механизма. Этот направлениеосновывается прежде всего на восстановлении паритета цен, на защите интересов сельских товаропроизводителей от монополизма других сфер АПК — первой и третьей, диктующих экономически невыгодные условия межотраслевого обмена;

-          финансовая поддержка наиболее приоритетных направлений развития кооперации, формирования многоукладного аграрного сектора с обоснованным соотношением различных форм хозяйствования на земле при ведущей роли крупных сельскохозяйственных предприятий, сохранивших свой производственный потенциал (сельхозугодья, объекты производственного назначения, техника, многолетние насаждения, продуктивный скот, квалифицированные кадры) и в большей мере соответствующих исторически сложившемуся общинному, коллективному менталитету крестьянства республики.

-          государственная поддержка наиболее приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства, определяющих научно-технический прогресс (селекция и семеноводство, племенное дело, биотехнология).

Литература:

1.         Программа развития АПК РК на 2013–2020 гг. «Агробизнес-2020» //agrosektor.kznews/item…programma…apk…2013–2020;

2.         СтиглицД. Ревущие девяностые.- М.:Современная экономика и право. -2005.-450с.;

3.         Эрхард Л. Благосостояние для всех.- М.: Начало прогресса, -1991.-456с.

4.         Сорос Д. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм.- М., -2001.-С.245с;

5.    Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.-М.: «Алфавит», -1993.- С. 328с;

6.    Калиев Г.Избр. труды.- Т.1. — Алматы; -2008. 428с.;

7.         www.gramota.net/materials/1/2013/3/14.html

8.         Sustainable Solutions for Agro Processing Waste Management: An Overview\C. M. Ajila, Satinder K. Brar, M. Verma; Environmental Protection Strategies, -2012.-94 р.;

9.         www.gramota.net/materials/1/2013/1/4.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle