Библиографическое описание:

Макарова Л. П., Матусевич М. С., Бахтин Ю. К., Соловьёв А. В. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 944-946.

В статье показано, что в основе здоровьесберегающей педагогики и превентологии лежит междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни — валеология, которая рассматривается как системообразующий фактор в изучении и формировании здоровья человека. При этом важная роль отводится подготовке педагогов по вопросам охраны здоровья обучающихся и профилактики наркозависимости. Приведены концептуальные основы и принципы здоровьесберегающей педагогики, классификация технологий здоровьесбережения.

Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающие технологии, превентология, профилактика социальных отклонений, девиантное поведение, школьники, студенты, магистры.

The article shows the valeology, interdisciplinary teaching about health, healthy lifestile is the basis of health-pedagogy and preventology, it is regarded as a system factor in the study of the human health and its formation. Herewith important role is given for training of teachers on health of students and drug prevention. Conceptual foundations and principles of health-pedagogy, classification of healthsafing technologies are given.

Key words: valeology, health, healthy lifestyle, healthy-pedagogy, healthsafing technologies, preventology, prevention of social deviances, deviant behavior, schoolers, students, magisters.

В последние годы у нас в стране и во всем мире наблюдается значительный рост потребления наркотиков и других психоактивных веществ, приводящий к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба. Отмечается негативная динамика состояния здоровья всего населения, особенно учащейся молодежи. Вызывает тревогу состояние нервно-психического здоровья обучающихся, которое в значительной степени связано с особенностями организации учебной деятельности и характером взаимодействия с педагогом [6].

Вполне обоснованным является повышение роли системы образования в решении вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, учитывая, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50–55 % зависит от его образа жизни [5].

Необходимость углубленного осмысления наметившихся негативных явлений, разработки научных психогигиенических и организационно-методических рекомендаций и, в конечном итоге, новых подходов к изучению здоровья и формированию здорового образа жизни требует подготовки соответствующих специалистов, а также обучения педагогов любой специальности вопросам охраны здоровья детей и подростков, начиная с дошкольного возраста [1, 7].

Научной базой для этого является валеология — междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни. Термин «валеология» происходит от двух слов: латинского «valeo» — здравствую, «valere» — здравствовать, быть здоровым и греческого «logos» — наука, учение. То есть валеология — это учение о закономерностях формирования, способах оценки, сохранения и укрепления здоровья.

Валеология ранее была утверждена как учебная дисциплина, являлась предметом изучения в общеобразовательных учреждениях (в школе, в вузе и др.), однако как наука не утверждена по ряду причин объективного и субъективного характера. Неоднозначно отношение к валеологии: многие ученые и практики ее поддерживают, но ряд исследователей, а также некоторые представители церкви выступают против валеологии. В частности, валеологию компрометирует нередко неправильно проводимое половое воспитание младших школьников, а также проникновение в эту сферу целителей не очень высокого уровня образования и эффективности деятельности. И самое главное — у валеологии отсутствуют некоторые атрибутивные признаки науки.

В настоящее время валеология находится на этапе своего становления и в основном опирается на опыт и достижения других наук, главным образом медико-биологических, психолого-педагогических [2, 4, 8], социальных. В последующем валеология могла бы стать интегральной наукой, т. е. не только включать, систематизировать и обобщать все, имеющие отношение к здоровью данные, но и способствовать появлению нового знания на стыке различных ее научных направлений.

Валеология рассматривается нами в качестве системообразующего фактора в изучении и формировании здоровья, она является результатом, целью, а другие науки — средством достижения здоровья [3].

На наш взгляд, основными аспектами валеологии являются медико-биологические, педагогические, психологические, социально-экономические, философские и т. д.

По мнению И. И. Брехмана, одного из основоположников валеологии, имеются все основания для выделения валеологии в качестве самостоятельной науки: есть метод — диагностика количества и качества здоровья; есть средства (психологические, педагогические, гигиенические) и социальный заказ — здоровье.

В школе необходимо ввести валеологическое сопровождение образовательного процесса, под которым понимается система взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранению и укреплению здоровья школьников, учителей. Системообразующим фактором валеологического взаимодействия будет выступать мотивационная заинтересованность и компетентность педагогов, психолога, врача, учащихся в формировании здорового образа жизни. Система взаимодействия включает: разработку мер по координации усилий педагогов и медицинских работников, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, определение уровней состояния здоровья учащихся и их взаимосвязи с объемами учебной нагрузки, разработку валеологически обоснованных инновационных технологий обучения и их внедрение и т. п. Такая система станет гарантом прав сохранения здоровья школьника и учителя.

В последние годы в нашей стране перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. В сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации образования сближает профессиональные интересы медиков, педагогов, психологов и обусловливает более широкое использование термина «Здоровьесберегающая педагогика» [3].

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогического сотрудничества, личностно-ориентированной педагогике и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно — педагогических условий — здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты.

Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

-                   качественный мониторинг состояния здоровья;

-                   представление о здоровье в соответствии с определением ВОЗ;

-                   непрерывность и преемственность;

-                   субъект-субъектное взаимодействие;

-                   соответствие содержания и организации образования возрастным особенностям;

-                   комплексный междисциплинарный подход;

-                   гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

-                   приоритет позитивных воздействий и активных методов обучения;

-                   сочетание охранительной и тренирующей стратегий;

-                   формирование ответственности за свое здоровье.

Классификацияздоровьесберегающих технологий в зависимости от подходов к охране здоровья и, соответственно, от методов и форм работы:

-                   медико-гигиенические здоровьесберегающие технологии;

-                   физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии;

-                   экологические здоровьесберегающие технологии;

-                   технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

-                   здоровьесберегающие образовательные технологии:

-                   организационно-педагогические;

-                   психолого-педагогические;

-                   учебно-воспитательные.

Здоровьесберегающая оздоровительная технология — качественная характеристика любой гуманитарной образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья, это совокупность принципов, приемов, методов работы, которые дополняют задачами здоровьесбережения традиционные технологии обучения, воспитания, развития. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

Здоровьесберегающая педагогика должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.

Одной из важнейших задач на данном этапе является укрепление «авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности и прежде всего — в мировоззрении детей и подростков.

Очевидно, что для решения этой задачи необходима разработка адекватных по значимости и уровню эффективности сохранения здоровья проектов медико — педагогического и медико — психологического взаимодействия в образовательных учреждениях, подготовка для этих целей соответствующих специалистов, а также обучение педагогов, психологов и представителей других специальностей, осуществляющих свою деятельность в системе отношений «человек — человек», вопросам охраны здоровья обучающихся.

В частности, возникает необходимость подготовки компетентных специалистов по превентологии (профилактике социальных отклонений), имеющих теоретическую, научно-методическую и практическую подготовку по данной проблеме, что возможно осуществлять в частности в магистратуре [9]. Такая образовательная программа профессиональной подготовки магистранта чрезвычайно актуальна и постоянно востребована на рынке образовательных услуг. Она должна включать изучение теоретических основ сохранения здоровья, получение представлений о различных формах и единых механизмах формирования зависимости, систематизацию факторов риска развития социальных отклонений, а также усвоение системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде.

Таким образом, теоретико-методологической основой здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений) является валеология — междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни.

Изучение валеологии в педагогическом вузе предполагает формирование у педагогов идеологии «здоровья», освоение методов оценки здоровья; овладение практическими навыками формирования мотивации здорового образа жизни и воспитания детей, подростков и молодежи в условиях семьи и образовательного учреждения. Целью изучения валеологии является максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека, поддержание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды, а также формирование отношения к здоровью как к важнейшей человеческой ценности.

Литература:

1.       Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете// Молодой ученый. 2012. № 6. — С.372–374.

2.       Буйнов Л. Г., Соломин В. П., Станкевич П. В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179от 14.05.2012.

3.       Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С.44–54..

4.       Матусевич М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. — 20 с.

5.       Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема// Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242.

6.       Макарова Л. П., Соловьев А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. // Молодой ученый. 2013. № 12. — С. 494–496

7.       Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. — С. 286–289.

8.                  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 90–96.

9.                  Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)// Молодой ученый. 2013. № 10. — С.534–536.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle