Библиографическое описание:

Глухов Ф. В. Очерк об умонастроениях и ценностях своих школьников, или «О дивный новый мир» не за горами // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 892-896.

О мотивах.

Я работаю в обычной столичной средней общеобразовательной школе, с не совсем обычным номером — 5. По специальности учитель истории, при этом вполне добротно освоил курс обществознания с 6-го по 11 класс. Также в силу своего энтузиазма и молодости мне доверили административную должность заместителя директора по воспитательной работе. Параллельно в разное время был педагогом дополнительного образования, вожатым, социальным педагогом, классным руководителем и учителем МХК. В общем, за относительно небольшой педагогический стаж (8 лет) попробовал я себя во многих педагогических амплуа и конкурсах (где-то даже выигрывал) — написать хочу не об этом, а о главном в своей деятельности — детях!

Взяв за основу своей работы постулат: «дети — это будущее страны» хочется зафиксировать и проанализировать их мысли и чувства сегодня, чтобы попытаться представить, что будет с нами завтра, когда эти самые дети вырастут, получат образование и приступят к своей профессиональной деятельности в силу своих возможностей и желаний. Мои сегодняшние ученики будут определять лицо страны очень скоро — с рождением сына я стал острее ощущать быстротечность времени. И эта тема мне далеко не безразлична. Собственно это был мой идеалистический мотив, когда я шел работать в школу — попытаться повлиять на нашу жизнь хоть на толику в лучшую сторону, благодаря своим стараниям в деле обучения своих подопечных.

Хочется сразу оговориться, что объект моих наблюдений — мысли и чувства учащихся — за время моей работы в школе претерпел существенные изменения. Нынешнее поколение сильно отличается от учащихся 5-летней давности. Это естественно, наша страна, как и все мировое сообщество под воздействием усиливающегося год от года процесса глобализации стала подобна ревущему потоку информации, несущемуся неведомо куда и увлекающему в неизвестность наших беззащитных (в плане несформировавшегося у них критического мышления и отношения к происходящему вокруг) учеников. Данная ситуация очень тревожна для меня. Тем более важно акцентировать внимание на вечных ценностях, традициях и естественных истинах, о которых сегодня или ничего, или цинично. Я ощущаю все большую отчужденность от нынешних учеников, хотя мне только 30 лет. Не хочется думать, что я старею и становлюсь все более консервативным по отношению к юношеским шалостям и желаниям. Хочется верить, что растущую пропасть между нашими мировоззрениями еще можно преодолеть, найдя общие точки соприкосновения в рамках социокультурного гуманистического развития.

Вторым мотивом написания данного очерка послужило увлечение литературным жанром антиутопии. Прочитав романы Дж.Оруэлла «1984», Е.Замятина «Мы» и О.Хаксли «О дивный новый мир», я понял, что схожая картина будущего от противного у названных авторов не за горами. Есть множество параллелей антиутопии в школьной среде учащихся сегодня. И хочется верить, что вышеуказанные авторы ошибались, прогнозируя в скором будущем неизбежность создания тоталитарного государства «большого брата» и всеобщего благодетеля. «Победа сил разума над силами добра» путем внедрения в жизненную практику будущего таких художественных элементов антиутопии как наука детоводство, гипнопедия, двоемыслие, новояз, операция по промывке мозгов, двухминутка ненависти, легализованный и безопасный наркотик «сома», буквы и номера вместо имен, и наконец, торжество общества потребления в едином государстве — есть основания опасаться, что так оно и будет реализовано через поколение нынешних школьников.

О главном.

На уроках обществознания я заставляю учеников формулировать субъективное отношение к происходящему вокруг. Меня волнует, что они ответят на вопросы кто, где, когда, зачем, почему, для кого. Информации слишком много, у детей крепнет вера в непоколебимую силу интернета, где можно найти любое определение понятию и ответы на все вопросы. Однако собственной позиции у них нет или таких единицы. И все, что они находят в интернете, не находит отклика в их сознании, не образует систему знаний. Смешно и грустно порой читать попытки выдать списанное за собственное мышление. И страшно то, что они привыкают к этому стилю образования, который становится их образом жизни и вряд ли изменится с началом их профессиональной деятельности. Далеко не каждый предмет пригождается нам в жизни, но каждый школьный предмет формирует работоспособность, мыслительную деятельность по решению различных поставленных задач и ценностное отношение к ним. В настоящее время наступает торжество прагматизма в любой деятельности — все сложнее апеллировать к учащимся нематериальными нравственными ориентирами, и все проще — материальными, внешними. Отдельные разрозненные факты и формулы не образуют прочного культурного фундамента мировоззрения. Главная же беда в том, что не формируется хоть сколько-нибудь устойчивая ценностная позиция к происходящему вокруг, способная служить основой для собственной точки зрения и осознанной ответственности за свои слова и поступки.

Я попытался выделить основные аспекты, темы, которые между собой так тесно связаны, что даже не совсем понятно, что причина, а что следствие. Но в совокупности нижеперечисленные темы, затрагиваемые на уроках обществознания с различными классами по социальному и интеллектуальному составу, составляют единую проблему национального масштаба — падение нравственно-культурного уровня молодежи.

Самой распространенной проблемой среди учащихся разных классов, в чем они сами соглашаются, является лень и равнодушие к происходящему вокруг. Для меня это немыслимый факт! Ведь для детского возраста свойственна заинтересованность любого качества. Если не к учебе, не к семье, то к чему-то дурному. Так нет же — потребность в постижении нового класс от класса в школе атрофируется все больше. Где вопросы-почемучки и мироощущение «Маленького принца»? Где любознательность и самостоятельный поиск на неизвестные вопросы? В чем причина столь печального факта? В самой системе среднего образования, в финале которого выпускник может найти в интернете КИМы и ответы на все предметы, сдаваемых в формате ЕГЭ и тогда, спрашивается, зачем вообще учиться 11 лет? В социальных сетях можно встретить следующую фразу среди учеников: «наш девиз непобедим мы не учим но сдадим!». Развитие вне стен школы тоже оставляет желать лучшего. Чувствуется острый дефицит креатива, фантазии, инициативности. Вместо этого примитивные желания (вроде выспаться, потусить), шаблонность и исполнительность. При этом будущее туманно для старшеклассников, даже накануне выпускных экзаменов: не все знают, куда будут поступать, чем хотят заниматься во взрослой жизни. Вопросы об их мироощущении, своем месте в обществе вызывают на детских лицах тоску и отчуждение: — «Опять Вы со своими философскими вопросами?! Ну, не знаю я! Мне же нет 18-ти!» — слышу я в ответ.

В заключение данной мысли приведу еще одну характерную мою дискуссию с 10 А классом на уроке по теме «Познание и знание». Предлагаю составить по соответствующему параграфу таблицу с основными подходами к проблеме познаваемости мира, в которой надо отметить позиции оптимистов, пессимистов и скептиков. «А как же пофигисты?!» — изумленное замечание из класса. «Таких нет, даже последний пофигист имеет интерес, к чему бы то ни было, а значит, он познает этот мир по-своему» — отвечаю я. «Нет, у нас есть масса знакомых, которые ничем не интересуются! Им ничего не нужно! Совсем!» — наперебой, с жаром доказывая свою позицию равнодушия, накинулись на меня ученики.

Вышеуказанная особенность нынешних школьников тесно связана с другой, принципиально новой — тотальное погружение подростков в мир социальных сетей — Вконтакте, Фэйсбук, Инстаграм, Твиттер и проч. Феномен социальных сетей я бы назвал детской чумой XXI века. И что делать с ней, пока не понятно ни родителям, ни учителям. Власть вяло борется с новоявленной болезнью привычным административным давлением (создание единого реестра запрещенных сайтов от 01.11.2012), родители и школа — банальным запретом и инструктажем, но все зря! Не эффективно! Мы теряем реальное живое общение детей, мы теряем их самих. Тут целый букет печальных последствий. Скудность лексикона при общении, примитивность мышления, падение грамотности, снижение морально-нравственных норм, фетиш красивых фотографий, умных цитат, торжество онлайн игр над ролевыми, социализирующими. И это далеко не весь перечень. Происходит мутация детской психологии через первичных агентов их социализации — язык и мышление. «Ты почему не лайкнул мою фотку?!» «Хватит меня троллить!» «Кинь ссылочку в группу, плз» — вот он новояз подросткового интернета! При этом пользование интернетом как информационным ресурсом осваивают далеко не все. На мою просьбу найти в интернет-магазине пособие по обществознанию, которое нельзя найти в обычных книжных магазинах, мне часто отвечают: — «лучше Вы купите, а мы Вам заплатим». Такая же беда с созданием презентаций, слайд-шоу, таблиц — это же простейшие операции с использованием интернета. Социальные сети разрушают разумное творческое мышление, оставляя взамен призрачное ощущение полной свободы, безнаказанности, собственной значимости. Повторяю, призрачное, т. к. суровая действительность все расставляет на свои места по справедливости, вызывая при этом болезненное желание спрятаться в соц. сети надолго и поглубже. Круг замыкается.

Третью тему-проблему я бы обозначил как псевдопатриотизм. Активное искусственное насаждение патриотизма «сверху» со стороны власти порождает искажение его истинного глубинного понимания «снизу» со стороны общества, а особенно среди молодежи. Необходимая властям государственная идеология для обоснования и оправдания своей политики облекается во внешние имперские (я бы даже сказал самодержавные) формы и символы русской культуры и истории без эмоционального сопереживания и дальновидной стратегии. Современная национальная самоидентификация российского общества через православную церковь, укомплектованную армию, сильное государство и прочие консервативные институты порождает юных «ура-патриотов — националистов» и «православных воинствующих молодчиков», но никак не любовь к родине при уважении к другим народам и культурам. Здесь накладывается злободневная проблема мигрантов из Кавказа и Средней Азии. Процентное соотношение русских и «нерусских» детей в классах в среднем уже 50 на 50. И данная тенденция имеет все предпосылки для увеличения числа второй категории детей в школе. В итоге мы получаем огромную пороховую бочку проблем, имеющих очень тонкую внутриличностную материю, требующую для ее решения высокий образовательный уровень всех ее участников. Иначе мы развязываем путь к насилию и экстремизму. Невысокий же интеллектуальный уровень подрастающего поколения сводит воспитание чувства патриотизма и формирование гражданской позиции к банальному противопоставлению «мы — они», «православные — мусульмане», «москвичи — мигранты нелегалы» и проч.

Напоследок еще один грустный пример из моей школьной практики. 6 класс. Тема: «Что значит быть патриотом». После того, как выяснилось, что в классе все считают себя патриотами, я предложил им вставить пропущенные слова в гимн Москвы и России. Ну, ладно, гимн Москвы не каждый взрослый знает — почти никто не смог вставить слова, а если и вставляли, то включали фантазию («…Кремлевских курсантов бой», «…чтоб упала твоя голова» и проч.), но гимн-то России наверняка не раз слышали. А в итоге получаем: «Россия — любимая наша держава» и «от южных народов до полярного края». Все было бы так смешно, если бы не было так грустно.

Четвертой, часто поднимаемой темой на уроках обществознания от 6 до 11 класса, является культ тела (культуризм у парней и похудение у девушек). Вроде вполне безобидная, естественная в силу подросткового возраста тема. Но! Есть ощутимые изменения в отношении этой проблемы у учащихся. Я наблюдаю повышение уровня предъявляемых претензий к внешности учащегося со стороны сверстников. Не просто стройное, спортивное, здоровое тело, но обязательно с отчетливыми формами. С одной стороны, здорово, что дети стали больше уделять внимание своему организму. С другой стороны, в погоне за красотой и спортивным телосложением они готовы идти на все в ущерб своему же здоровью. Девушки, садясь на диету, перестают есть необходимые продукты, становятся раздражительными болезненными «худышками», что обостряет внимание к «полным» смущенным девушкам. А потом мы удивляемся, откуда рождаются слабые здоровьем дети — это мама в свое время переборщила в борьбе с лишними калориями. У парней в последнее время повышенный интерес к качалкам, многие записываются в секции по борьбе — не было такого в мое школьное время. Казалось бы, ну и на здоровье, но приведу характерную логику одного такого юного «спортсмена», у которого начались проблемы с сердцем после ненормированных тренировок. На мое пожелание поберечь себя и снизить нагрузки, он ответил, что «если я перестану заниматься спортом, я стану наркоманом». Очень категорично! Опять же сказываются реалии нашего времени: наступившее торжество общества потребления диктует девушкам гламурную светскую молодость в мире шоппинга и тусовок. Кто не вписывается в этот формат, новомодный тренд, тот становится изгоем в женском коллективе. Увлечения ребят своими бицепсами частично можно объяснить опять же усилившимся потоком выходцев с Кавказа и Средней Азии в РФ, которые отличаются клановыми взаимоотношениями и крепким телосложением. Якобы мы, славяне, православные, должны быть готовы дать отпор каждому… Без комментариев.

Близкой по смыслу с последними двумя темами является тема агрессивности и озлобленности подростков. Бытовая ксенофобия, царящая в обществе и СМИ, бытует, к сожалению, и в коридорах и классах школы по самым пустяковым поводам. Нецензурная брань, отсутствие права на ошибку, потасовки не только со стороны мальчишек, но и девчонок, нетерпимость ко всему чуждому, отличному от других — может это попахивает занудством или я сильно постарел, но это факт. Причем я не ставлю целью очернить свое образовательное учреждение — оно у нас имеет авторитет в районе и округе. Мы имеем хорошие показатели выпускных экзаменов ГИА и ЕГЭ, а также достаточный уровень воспитанности своих подопечных. Но все же. Провел следующий эксперимент с учащимися 6–10 классов. В каждом классе я называл известное библейское высказывание «око за око, зуб за зуб» и предлагал определиться с отношением к ней: «Да», «Нет» и «Не знаю». Подавляющее большинство учеников отвечали «ДА» — стоит ответить тем же, что и сделали в отношении тебя. И только в 9 Б классе один ученик ответил, что данная фраза это оправдание насилия и мести, что не гуманно в XXI веке и не для этого человечество накапливало уровень своей культуры тысячелетиями.

Наконец, последней значимой проблемой детей является вера в силу денег, блата и связей. Чем старше ребенок, тем он больше утрачивает веру в свои способности, знания, силы, и больше ищет влиятельных знакомых, легких источников заработка, авторитетных группировок. Здесь проблема в отсутствии доверия. В обществе иссяк кредит доверия ко всем государственным институтам, даже к семье. Что уж говорить о детях, как губка, впитывающих все тенденции современной жизни. Далее начинается «кумовство» и «корпоративная солидарность», понятие в принципе не новое и не чуждое российскому менталитету. И все бы не плохо в желании помочь близкому, родному человеку, но ведь отсюда и растут ноги нашей вечной злополучной коррупции. Отсюда начинается неуважение к закону, к праву каждого на счастье. Правда стоит признать, что здесь дети ничего не решают, а являются заложниками существующих реалий нашей жизни. Вот отрывок из развернутого письменного ответа 8-классника по цитате Г.Томпсона «Способности — объяснение вашего успеха»: «Благодаря способности трудиться, размышлять, творить, а иногда хитрить, можно сделать карьеру, добиться успеха в жизни. Сейчас очень ценятся способности искать скрытый смысл, не вестись на обман, иметь везде связи, высматривать для себя везде выгодные позиции». Откуда такие мысли рождаются в светлых головах вступающих во взрослую жизнь подростков?!

Слишком доминирует наше государство над обществом, над личностью со своими «высшими» интересами, не оставляя для каждого свободы самореализации, свободы полноценного самостоятельного развития. В этом плане выигрышно смотрится политика советского государства в области воспитания подрастающего поколения, которая разрушила прежние вечные коллективно-общинные связи русского народа и в буквальном смысле вырастила новую «породу» граждан, добившихся всего благодаря неукоснительному следованию коммунистическим принципам. Правда и там со временем возобладало «кумовство», не личностное, а номенклатурное.

Об ушедшем.

Сравнивая свою школьную жизнь с нынешней, на ум приходит известная фраза O tempora! O mores! Так было, есть и будет и проблема отцов и детей неизбежна для каждого поколения. Это как вызов нового времени старому, и каждый раз надо давать новый ответ соразмерный духу времени. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Однако, как в одном анекдоте говорится, есть нюансы. Всеразрушительная сила интернета и торжество общества потребления порождает у школьников апатию к происходящему, агрессию, псевдоценности, отсутствие фантазии и неверие в свои силы. А главное падение культуры общения и труда.

Где романтика моих дней, когда многие ребята, и я среди них всерьез писали валентинки, записочки самого сокровенного содержания и трепетно ждали ответа от девушек? Чувства были наивными и светлыми. Сейчас либо ничего, либо пошло и неумело, и что характерно неискренне. Причем высокие чувства нивелируются с обеих сторон, которые слишком раскованы и циничны в проявлении внимания друг к другу. Первая любовь, влюбленность теряет некое таинство. Сейчас не надо искать телефон девушки и мучиться в сомнениях звонить или не звонить — можно добавить в друзья в соц.сетях и смело писать ей все, что думаешь о ней. В качестве оправдания приходит на ум стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума»:

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию — презренные рабы».

Но факт остается фактом — реальных совместных игр в школе становится меньше, айпадов и айфонов больше. Где занятные игры на листочках в клетку — морской бой, крестики-нолики, точки? Где азартные живые салочки, конные бои, колдунчики, «сифак»? Или каждому поколению детей свои игры, свои увлечения?

О будущем.

Информатизация образования и воспитания помноженная на распад семейных ценностей по причине пассивной позиции нынешних родителей к происходящей ситуации да плюс всепоглощающий прагматизм и недоверие детей ко всему дают неутешительный прогноз на будущее. Мы формируем агрессивное поколение исполнителей государственной воли, нетерпимых ко всему чуждому. По всем основным видам социализирующей деятельности — игра, учение, труд, общение, творчество — мы наблюдаем регресс в развитии со стороны сообщества учащихся, а значит неизбежно приближение второй волны (после середины XX века) националистического тоталитаризма со стороны раскрепощающегося государства.

В заключение данной темы хочется привести отрывок из сочинения Т.Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».«При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть справедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это».

Главное же, что всех все устраивает или нет сил, желания противодействовать складывающимся реалиям в российской педагогике. Заканчиваю на грустной ноте без прикрас, но с верой в лучшее. Выход видится в создании гражданского общества не на казенной бумаге, а на живом деле с передачей большей ответственности и самостоятельности учащимся в выборе своего жизненного пути, а также акцентированием внимания на учебно-познавательной и воспитательной деятельности учащихся. Школа должна оставаться прежде всего храмом знаний, даже оказывая образовательные услуги юному населению сегодня в условиях создания образовательных комплексов. Но это уже другая тема для разговора.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle