Библиографическое описание:

Фомина Л. К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 815-816.

Цель эксперимента — изучить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1.         Подобрать диагностический инструментарий для выявления детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

2.         Определить стиль семейного воспитания в семьях воспитывающих детей со сложными нарушениями развития

3.         Проанализировать и наглядно представить полученные результаты.

На первом этапе эксперимента мы отобрали семьи имеющие детей со сложным нарушением развития. Возрастная граница детей в семьях составила 6 лет 5 месяцев до 7 лет. Выборка составила 26 человека (из них 16 родителя и 10 детей). Мы изучили запросы родителей при обращении к психологу в МБДОУ № 32 «Аист». Основными проблемами, с точки зрения семей воспитывающих детей со сложными нарушениями развития, были жалобы на упрямство, негативизм, непослушания детей. Таким образом, для изучения детско-родительских отношений мы подобрали диагностический инструментарий.

Для выявления отношения родителей воспитывающих детей со сложным нарушением развития мы использовали тест — опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин) [3].

Количественный анализ

Высокие баллы по третьей шкале «Симбиоз», указывают на то, что родители стремятся к симпатическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворять все потребности ребенка. Ребенок, кажется родителям, маленьким и беззащитным.

Также мы можем наблюдать, достаточно высокий балл по первой шкале «Принятие и отвержение», что свидетельствует о том, что родителю нравится ребенок такой, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремятся проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.

Достаточно высокий балл наблюдается по второй шкале «Кооперация» — это свидетельствует о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкий балл по шкале «Авторитарная гиперсоциализация», свидетельствует о том, что родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Так же мы наблюдаем низкий балл по шкале «Маленький неудачник» — это указывает на то, что родители имеют стремление инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Они видят ребенка младше реального возраста. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Для выявления положения субъекта в системе межличностных отношений, а так же для определения характера коммуникаций в семье (прямой или опосредованный), мы использовали тест «Семейная социограмма» (Эйдемиллера Э. Г., Черемисин О. В.) [4].

По итогам проведения данной методики мы получили следующие результаты:

1.         Из 100 % опрошенных родителей, у 40 % в площадь круга попали все члены семьи, у 60 % к кругу оказались только родитель и ребенок (в этих семьях мать воспитывает ребенка одна).

2.         60 % родителей обозначили себя маленькими кружками по отношению к другим кружкам, это свидетельствует о заниженной самооценки родителей. У 40 % родителей, величина кружков не отличалась от величины кружков остальных членов семьи.

3.         60 % родителей расположили себя в стороне от остальных членов семьи, что указывает на переживания, эмоциональную отверженность. 40 % расположили себя внизу, что также свидетельствует об эмоциональных переживаниях.

4.         У 60 % родителей, наблюдалась удаленность одного кружка от других, что может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. У 40 % кружки наслаивались друг на друга, что говорит о недифференцированности «Я« у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Таким образом, проанализировав рисунки семей воспитывающих детей со сложным нарушением развития, мы можем сказать, что, практически во всех семьях испытуемых, нарушены внутрисемейные отношения, наблюдаются конфликтные ситуации, наличие симбиотических связей, заниженная самооценка.

Таким образом, можно отметить, что привязанность детей со сложным дефектом к матери высок, а по отношению к другим членам семьи, в том числе и отца, низкий. Все это свидетельствует о нарушении детско-родительских отношениях в семьях воспитывающих детей со сложным дефектом.

Для того, чтобы родители имели реальную возможность оценить свои взаимоотношения с детьми, потренироваться в интерпретации детских проблем, отработать на практике различные навыки взаимоотношений, а также лучше узнать самих себя, на базе учреждения г. Сургута, детского сада комбинированного вида II категории № 32 «Аист», с целью эффективного взаимодействия семьи и ДОУ в сфере воспитания и развития детей дошкольного возраста, был создан родительский клуб «Мы вместе».

Литература:

1.         Хухлаева О. В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. — М.: Изд-во “Совершенство”, 1998

2.         Шипцина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002. -496 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle